РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Еланцы 12 декабря 2018 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н.,
с участием и.о. прокурора Ольхонского района Филатовой М.С.,
представителя административного ответчика администрации Хужирского МО – Малановой В.С., действующей на основании прав по должности,
при секретаре Фартунатове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ольхонского района к администрации Хужирского муниципального образования о признании незаконным разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольхонского района Иркутской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ольхонского района Иркутской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Хужирского муниципального образования требований земельного, градостроительного и природоохранного законодательства, по результатам которой выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрации Хужирского муниципального образования зарегистрировано заявление О.В.В. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Главой администрации Хужирского муниципального образования на имя О.В.В. выдано разрешение на строительство №-Ru№60-2018, согласно которому заявитель приобретает право на строительство объекта капитального строительства в виде жилого дома площадью 576 кв. м. с количеством этажей - 3 на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>.
Считает, что весь <адрес> в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р («О границах Байкальской природной территории») входит в состав Байкальской природной территории, часть его, в том числе о. Ольхон – в Центральную экологическую зону Байкальской природной территории.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» относится строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано: 1) с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа; 2) с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов; 3) с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Также указывает, что озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия, в связи с чем, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к землям, ограниченным в обороте. Таким образом, ограничение деятельности собственников и (или) пользователей земельных участков, расположенных в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, возникает в силу закона.
Полагает, что законом установлен прямой запрет на выдачу разрешений на строительство в центральной экологической зоне Байкальской природной территории для осуществления строительства тех объектов, строительство которых в ЦЭЗ БПТ запрещено, в связи с чем, выдача таких разрешений свидетельствует об их недействительности (незаконности), что обусловлено требованиям абзаца 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 7.1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», статьи 6 Закона №.
Считает, что в результате издания незаконного правового акта, предоставляющего правовое основание для осуществления строительства объекта нарушены интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Интересы Российской Федерации заключаются в том, что поскольку согласно ст.ст. 2, 15 Конституции РФ государство – Российская Федерация гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции Российской Федерации и законов; не исполняются требования федерального законодательства в области охраны природы, имеющего в силу ст. 4 Конституции Российской Федерации верховенство на всей территории Российской Федерации.
И.о. прокурора <адрес> Филатова М.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Маланова В.С. в судебном заседании требования не признала и просила в их удовлетворении отказать.
Заинтересованное лицо О.В.В. в судебное заседание не явился, судебная корреспонденция, направленная в адрес О.В.В., возвращена с отметкой «адресат отсутствует». Ранее на судебные заседания извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Данные положения закреплены и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения поселения относятся выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 51 ГрК РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрации Хужирского муниципального образования зарегистрировано заявление О.В.В. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
Главой администрации Хужирского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ на имя О.В.В. выдано разрешение на строительство №-Ru№60-2018, согласно которому заявитель приобретает право на строительство объекта капитального строительства в виде жилого дома площадью 576 кв. м. с количеством этажей - 3 на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что остров Ольхон расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в связи с чем, разрешение на строительство было выдано незаконно.
В соответствии с п.1 ст.2 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство состоит из земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия, определены в Федеральном законе «Об охране озера Байкал» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2 названного закона Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон – центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния.
По запросу суда Управлением Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен анализ сведений Единого государственного реестра недвижимости в части координат поворотных точек земельного участка с кадастровым номером №. На основании проведенного анализа сделано заключение о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Административным ответчиком не представлено иных доказательств, опровергающих доводы административного истца.
Таким образом, суд считает доказанным нахождение спорного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> с кадастровым номером № в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Статьей 5 ФЗ «Об озере Байкал» в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
Согласно ч. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
Частью 3 ст. 6 ФЗ №94-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране озера Байкал», Правительству РФ предоставлены полномочия по определению видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В рамках реализации указанных полномочий, Правительством РФ издано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в числе которых также предусмотрено:
- строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
- размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.
При этом указанная норма не содержит исключений для строительства жилых домов, на которое администрацией выдано разрешение, то есть строительство новых объектов соответствующего назначения в ЦЭЗ БПТ не допускается. Выдача разрешений на строительство для размещения перечисленных объектов является незаконной.
Кроме того, статьей 27 Земельного кодекса РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков.
Частью 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ определены земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В частности, согласно пункту 2 части 5 указанной статьи, земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, ограничены в обороте.
В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 году). СССР ратифицировал Конвенцию ДД.ММ.ГГГГ. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.
Озеро Байкал включено в Список объектов всемирного наследия в 1996 г. на 20-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ, озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
В 1996 году Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включено в Список участков всемирного природного наследия. ДД.ММ.ГГГГ на XX сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в Мериде (Мексика) были утверждены границы Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» (№). Комитет по Всемирному наследию ЮНЕСКО «принял к сведению тот факт, что границы Участка мирового наследия изменены по сравнению с предложенными первоначально, и теперь включают «центральную зону» согласно определению, данному в Законе о Байкале; в участок не включены пять урбанизированных промышленно развитых территорий (Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск).
Таким образом, границы Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» совпадают с границами ЦЭЗ БПТ за исключением городов, не включенных в участок всемирного наследия.
Кроме того, статьей 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Анализ положений данного закона свидетельствует, что в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только само озеро, но прилегающие к нему территории, в том числе центральная экологическая зона Байкальской природной территории.
Из этого следует, что спорный земельный участок находится, в соответствии с п.4 ч.5 ст. 27 ЗК РФ, на территории, занятой объектом, включенным в Список всемирного наследия – озером Байкал, и на которой установлен законом особый режим хозяйственной деятельности.
На основании вышеприведенных норм, земли, на которых расположено озеро Байкал, включая центральную экологическую зону Байкальской природной территории, являются ограниченными в обороте, следовательно, ограничение деятельности на указанных земельных участках возникает в силу закона.
Таким образом, законом установлен прямой запрет на выдачу разрешений на строительство в центральной экологической зоне Байкальской природной территории для осуществления строительства тех объектов, строительство которых в ЦЭЗ БПТ запрещено, в связи с чем, выдача таких разрешений свидетельствует об их недействительности (незаконности), что обусловлено требованиям абзаца 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, ссылки административного истца на положения статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» являются избыточными, поскольку государственная экологическая экспертиза является обязательным условием осуществления любой допустимой на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории хозяйственной деятельности, в то время как судом установлено, что строительство жилых домов, для которых выдано разрешение на строительство, является деятельностью, которая запрещена в границах ЦЭЗ БПТ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты прав отнесено признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, заявленные требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Сроки подачи административного искового заявления административным истцом в соответствии со статьей 219 КАС РФ, не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Ольхонского района к администрации Хужирского муниципального образования о признании незаконным разрешения на строительство удовлетворить.
Признать разрешение на строительство, выданное администрацией Хужирского муниципального образования О.В.В. №-Ru№60-2018 на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> жилого дома площадью 576 кв.м. с количеством этажей – 3, незаконным.
Решение суда стороны вправе обжаловать в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.Н. Холодова