Судья Карташова Е.В. № 33-3862/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 3 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Самойловой Н.Г.,
судей: Петровой Т.П., Олейниковой В.В.,
при секретаре Лещевой И.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2841/2019 по иску Блохиной Светланы Васильевны к государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Волгограда о признании незаконным решения в части отказа включить в специальный стаж период работы в льготном исчислении, возложении обязанности включить период работы в специальный стаж в льготном исчислении,
по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г.Волгограда
на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 29 октября 2019 года, которым постановлено:
иск Блохиной Светланы Васильевны – удовлетворить;
признать незаконным решение государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Волгограда от 29 августа 2019 года № <...> в части отказа Блохиной Светлане Васильевне включить в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период её работы с 3 августа 1998 года по 15 августа 1999 года в должности врача-интерна в отделении детской патологии государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградское областное патологоанатомическое бюро» в льготном исчислении, как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы;
обязать государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Волгограда включить Блохиной Светлане Васильевне в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период её работы с 3 августа 1998 года по 15 августа 1999 года в должности врача-интерна в отделении детской патологии государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградское областное патологоанатомическое бюро» в льготном исчислении, как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы, что будет составлять 01 год 06 месяцев 19 дней.
Заслушав доклад судьи Петровой Т.П., выслушав объяснения представителя ответчика Квочкину Д.И., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя истца Максимова М.М., относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Блохина С.В. обратилась в суд с иском к УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда о признании незаконным решения в части отказа включить в специальный стаж периода работы в льготном исчислении, возложении обязанности включить период работы в специальный стаж в льготном исчислении.
В обоснование заявленных требований указала, что 16 августа 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда от 29 августа 2019 года № <...> истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием 30 лет специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом ответчик включил истцу в специальный стаж период работы с 3 августа 1998 года по 15 августа 1999 года в должности врача-интерна в <.......> в календарном исчислении.
С таким решением истец не согласна, указывает, что условия труда в указанный период были аналогичны условиям труда, правам и обязанностям врача-патологоанатома.
Ссылаясь на указанные обстоятельства Блохина С.В. просила суд признать незаконным решение УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда от 29 августа 2019 года № <...> и возложить на ответчика обязанность включить спорный период работы с 3 августа 1998 года по 15 августа 1999 года в должности врача-интерна в отделении детской патологии ГБУЗ «Волгоградское областное патологоанатомическое бюро» в льготном исчислении, как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе Блохиной С.В. в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Судебной коллегией по гражданским делам Волгоградского областного суда произведена замена ответчика УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда на государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 3 (далее – Центр ПФР № 3 по установлению пенсий в Волгоградской области).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря. 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» п. 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; а для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16 августа 2019 года Блохина С.В. обратилась в пенсионный фонд в Тракторорзаводском районе г. Волгограда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда от 29 августа 2019 года № <...> пенсионный фонд отказал истцу в назначении пенсии по причине отсутствия специального стажа. При этом в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, период работы Блохиной С.В. с 3 августа 1998 года по 15 августа 1999 года в должности врача-интерна в <.......> включен в календарном исчислении (1 год и 13 дней).
С решением суда об удовлетворении требований Блохиной С.В. о признании незаконным решения в части отказа включить ей в специальный стаж период работы с 3 августа 1998 года по 15 августа 1999 года в должности врача-интерна в отделении детской патологии ГБУЗ «Волгоградское областное патологоанатомическое бюро» в льготном исчислении, судебная коллегия соглашается ввиду следующего.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в ред. от 23 июля 1993 года № 701) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего в период прохождения интернатуры Блохиной С.В., врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В соответствии с п.п. 1, 8, 9, 16 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 года, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 года, которое является Приложением № 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года № 44, одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста.
Руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качества врача-интерна по соответствующей специальности. После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на молодого специалиста.
Заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа.
Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности.
В период прохождения истцом интернатуры действовало Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 года № 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации», которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении № 1 к указанному Постановлению врачи-интерны включены в раздел 2.1 «Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием», согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей специалистов, в том числе врачей-патологоанатомов, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Как следует из материалов дела, Блохина С.В. в системе индивидуального персонифицированного учета зарегистрирована 11 декабря 1998 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также – Правила от 2 октября 2014 года № 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 года № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30).
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря. 2013 года № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу ст. 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом установлено, что в период прохождения одногодичной интернатуры с 3 августа 1998 года по 15 августа 1999 года истец выполняла в полном объеме функциональные обязанности врача-патологоанатома в <.......> которые предусмотрены должностной инструкцией врача-патологоанатома, утвержденной главным врачом.
Данные обстоятельства подтверждаются соответствующей записью в трудовой книжке истца, справкой ГБУЗ «Волгоградское областное патологоанатомическое бюро» от 11 сентября 2019 года, табелями учета рабочего времени, которые подтверждают выполнение истцом правил внутреннего распорядка отделения. Учетная карточка за период работы истца во время прохождения интернатуры свидетельствует о том, что оплата её труда производилась как врачу-патологоанатому из расчета 1 ставки по 9 разряду. При этом учитывался тариф, производились начисления за вредность в размере 25 %, оплата за совместительство из расчета 0,5 ставки с 15 октября 1998 года. Приказом от 11 августа 1999 года № 106 главного врача Волгоградского областного патологоанатомического бюро Блохина (Коломыткина) С.В. врач-интерн отделения детской патологии переведена на должность врача-патологоанатома отделения детской патологии из расчета 1,0 ставки с 16 августа 1999 года после прохождения интернатуры с оплатой по 12 разряду ЕТС. Журнал регистрации трупов в судебно-медицинском морге детского патологоанатомического отделения свидетельствует о том, что во время прохождения интернатуры истец проводила патологоанатомические вскрытия трупов в количестве 77, из которых 63 самостоятельно. Журналы № 1 и № 5 регистрации гистологических исследований детского патологоанатомического отделения биопсийного и операционного материала позволяют установить, что истец неоднократно осуществляла гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, что подтверждается также протоколами (картами) патологоанатомического исследования, оформленными истцом за весь период её работы во время прохождения интернатуры. При этом истец несла ответственность за выполнение ею своих обязанностей.
Принимая во внимание правовой статус врача-интерна, который действовавшим правовым регулированием был приравнен к правовому статусу врача-специалиста, и совокупность представленных доказательств, вывод суда о том, что спорный период работы подлежит включению в стаж для права на досрочную пенсию в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 06 месяцев работы является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, повторяют позицию ответчика, изложенную в возражениях на исковое заявление, указанные доводы были предметом оценки суда первой инстанции, с которой судебная коллегия в связи с изложенным выше, соглашается, а потому оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 329ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 29 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 3 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: