Решение по делу № 2-488/2024 от 27.05.2024

Дело № 2-488/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ейск                   18 июня 2024 года

Ейский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Пановой И.С.,

при секретаре судебного заседания Линец А.И,,

с участием представителя истца –

помощника прокурора - Шаверова А.С.,

представителя ответчика – администрации МО Ейский район в лице

Управления муниципальных ресурсов - Лукьянчикова К.С.

представителя ответчика Преснякова О.Ю. - Троцана Р.В.,        

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации МО Ейский район, в лице Управления муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район, Пресняков О.Ю. о признании договора аренды земельного участка недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Ейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации МО Ейский район в лице Управления муниципальных ресурсов, Преснякову О. Ю. о признании договора аренды земельного участка недействительным.

Свои требования мотивирует тем, что по результатам проведенной Ейской межрайонной прокуратурой проверки сведений о вовлечении в оборот земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности выявлены нарушения закона. Установлено, что 01.03.2023 в администрацию муниципального образования Ейский район поступило заявление Преснякова О.Ю. о предварительном согласовании предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в границах кадастрового квартала на основании ст. 10.1 Закона № -ФЗ для «животноводства», к которому приложена копия паспорта заявителя, схема расположения земельного участка. По результатам рассмотрения указанного заявления постановлением главы муниципального образования Ейский район от 24.03.2023 утверждена схема и предварительно согласовано предоставление земельного участка в аренду Преснякову О.Ю. для осуществления крестьянским фермерским (хозяйством) его деятельности. В последующем на основании постановления главы муниципального образования Ейский район от 24.03.2023 и утвержденной схемы. 25.04.2024 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «животноводство», площадью 373310 кв. м. После чего, 02.06.2023 Пресняков О.Ю. обратился в администрацию муниципального образования Ейский район с заявлением и копией паспорта гражданина Российской Федерации о предоставлении в аренду земельного участка для осуществления крестьянским фермерским (хозяйством) его деятельности с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «животноводство», площадью 373310 кв. м, сроком на 5 лет. 09.06.2023 года начальником управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район ФИО3 по результатам рассмотрения заявления и прилагаемой копии паспорта Преснякову О.Ю. предоставлен в аренду без торгов на основании статьи 10.1 Закона № -ФЗ земельный участок с кадастровым номером , площадью 373310 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Трудовой сельский округ, категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования - «животноводство», сроком до 08.06.2028 года. Между указанными лицами 09.06.2023года заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Однако, Пресняков О.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован лишь 06.12.2023, вместе с тем сведения о его регистрации в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства либо о том, что он является участником крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставление которых регулируется Приказом ФНС России от 31.08.2020 № в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, налоговом органе, отсутствуют. При этом и из текста заявлений Преснякова О.Ю. от 01.03.2023 о предварительном согласовании предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности и от 02.06.2023 года о предоставлении в аренду земельного участка для осуществления крестьянским фермерским (хозяйством) его деятельности в аренду земельного участка с кадастровым номером следует, что указанное лицо обратилось в администрацию муниципального образования Ейский район в статусе физического лица (гражданина) без указания на осуществление заявителем деятельности в составе крестьянского (фермерского) хозяйства. Таким образом, поскольку Пресняков О.Ю. на момент обращения в администрацию муниципального образования Ейский район с вышеуказанными заявлениями не являлся ни индивидуальным предпринимателем, ни главой и ни членом действующего крестьянского (фермерского) хозяйства, у органа местного самоуправления правовые основания для предоставления ему испрашиваемого земельного участка в льготном порядке, установленном положениям статьи 10.1 Закона № ФЗ, отсутствовали. Кроме того, поскольку договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случаях предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, то для получения в аренду земельных участков без проведения торгов заявитель должен указывать основания предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, определенные указанной нормой, а заключаемый договор аренды земельного участка обязан содержать данные основания, так как при их отсутствии он заключен быть не может. Однако в заявлениях Преснякова О.Ю. от 01.03.2023 и от 02.06.2023, а также в договоре аренды от 09.06.2023 года основания предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов, предусмотренные п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, отсутствуют, имеется лишь ссылка на ст. 10.1 Закона № -ФЗ», определяющую особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. При изложенных обстоятельствах договор аренды земельного участка от 09.06.2023 года , заключенный между Пресняковым О.Ю. и управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, является ничтожной сделкой, поскольку заключен с нарушением требований законодательства, а также в обход установленной законом публичной процедуры - без проведения торгов. Из сведений Единого государственного реестра недвижимости указанный договор аренды зарегистрирован в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии 13.07.2023 за . Просит суд: постановление администрации муниципального образования Ейский район от 24.03.2023 «Об утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Преснякову О.Ю. для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» отменить. Признать договор аренды от 09.06.2023 года земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности с кадастровым номером , площадью 373310 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Трудовой сельский округ, категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования - «животноводство», заключенный между Пресняковым О.Ю. и управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, в лице начальника управления ФИО3, недействительной сделкой. Применить последствия недействительности (ничтожной) сделки путем обязания Преснякова О.Ю. возвратить администрации муниципального образования Ейский район земельный участок с кадастровым номером , площадью 373310 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Трудовой сельский округ, категория земель - «земли    сельскохозяйственного назначения»    с    видом разрешенного использования - «животноводство», а администрацию муниципального образования Ейский район принять земельный участок с кадастровым номером , площадью 373310 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Трудовой сельский округ, категория земель - «земли    сельскохозяйственного назначения»    с видом разрешенного использования - «животноводство». Указать, что данное решение суда является для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю, Филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Краснодарскому краю основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права аренды Пресняков О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок с кадастровым номером , площадью 373310 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Трудовой сельский округ, категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования - «животноводство».

В судебном заседании представитель истца - помощник Ейского межрайонного прокурора Шаверов А.С., на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации МО Ейский район в лице Управления муниципальных ресурсов Лукьянчиков К.С. в судебном заседании исковые требования Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании договора аренды земельного участка недействительным не признал в полном объеме, предоставил письменное возражение, просил суд в удовлетворении заявленных требований истца отказать в полном объеме.

Ответчик Пресняков О.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика Преснякова О.Ю. – Троцан Р.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, предоставил письменное возражение, пояснил, что в настоящее время Пресняков О.Ю. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и главы КФХ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 04.06.2024 года, использует земельный участок в соответствии с целями, указанными в оспариваемом договоре аренды и его назначением для выращивания кормов для животноводства, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица - Филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени заседания уведомлен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о рассмотрении дела.

Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части второй статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Согласно части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В развитие указанных принципов статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены в том числе из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, а также возмещения убытков, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В силу п. 2 ст. 11, ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № -ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № -ФЗ) администрация муниципального образования Ейский район наделена полномочиями по распоряжению на территории сельских поселений земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями п. 2 ст. 39.6 названного Кодекса.

Подпунктами 12, 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случаях:    предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

С 01.01.2023 года вступили в силу положения Федерального закона от 14.07.2022 года № -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми Федеральный закон от 24.07.2002 № -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № -ФЗ) дополнен статьей 10.1, определяющей особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Пунктом 2 статьи 10.1 Закона №    -ФЗ предусмотрено, что предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № -ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № -ФЗ) определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона № 74-ФЗ фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 3 статьи 1 Закона -ФЗ).

В силу статьи 5 Закона № ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона № -ФЗ в случае если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

Как установлено в судебном заседании, статьей 10.1. Федерального закона от 24.07.2002 года № -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 года № -ФЗ) определены особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии с указанной выше нормой права гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 года № -ФЗ и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения,    находящегося    в    государственной    или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной выше статьей.

При этом исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка указан в пункте 7 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № -ФЗ, исходя из которого орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения,    находящегося    в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса, хотя бы одного из следующих оснований:

площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.

В администрацию муниципального образования Ейский район 01.03.2023 года поступило заявление гражданина Преснякова О.Ю. о предварительном согласовании предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, расположенного в границах кадастрового квартала , площадью 372954 кв.м, по адресному ориентиру: Краснодарский край, Ейский район, Трудовой сельский округ. Цель предоставления:    для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в области животноводства.

К заявлению прилагалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная в соответствии с требованиями Приказа Росреестра от 19.04.2022 № «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

В ходе рассмотрения заявления УМР был проведен анализ представленных документов на предмет возможности формирования земельного участка с целью постановки его на государственный кадастровый учет, оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не выявлено.

Произведена проверка соответствия предельных (максимальные и минимальные) размеров земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на территории субъекта Российской Федерации, для чего получены сведения о правах Преснякова О.Ю. из Единого государственного реестра недвижимости в отношении прав отдельного лица, а также сведения из информационноаналитической системы «Единая система учета объектов и неналоговых доходов в Краснодарском крае». Нарушений норм статьи 12(2) Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года -K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края от 05.11.2002 года -K3) в отношении Преснякова О.Ю. не было выявлено.

Также отсутствовали иные основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка Преснякову О.Ю. из числа установленных пунктом 7 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № -ФЗ.

По результатам рассмотрения указанного заявления постановлением администрации муниципального образования Ейский район от 24.03.2023 года была утверждена схема и принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Преснякову О.Ю. для осуществления крестьянским фермерским (хозяйством) его деятельности.

После постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , Пресняков О.Ю. обратился в администрацию муниципального образования Ейский район с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для осуществления крестьянским фермерским (хозяйством) его деятельности сроком до 5 лет.

На основании статьи 10.1 Закона № , между УМР и Пресняковым О.Ю. 09.06.2023 года заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером . Договор аренды прошел государственную регистрацию 13.07.2023 года, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись .

В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, Договор аренды земельного участка содержит условия о запрете на изменение целевого назначения земельного участка, а также запрет передавать земельный участок в субаренду, передавать права и обязанности по договору аренды другому лицу, а также передавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив (пункт 4.2.1., пункт 10.2 Договора).

Договором предусмотрена обязанность Арендатора по государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 4.3.23. Договора). При этом сторонами определено, что договор аренды прекращается при ликвидации крестьянского (фермерского)

хозяйства (пункт 8.1. Договора).

Доводы истца, о том, что поскольку Пресняков О.Ю. на момент обращения в администрацию муниципального образования Ейский район с вышеуказанными заявлениями не являлся ни индивидуальным предпринимателем, ни главой и ни членом действующего крестьянского (фермерского) хозяйства, у органа местного самоуправления правовые основания для предоставления ему испрашиваемого земельного участка в льготном порядке, установленном положениям статьи 10.1 Закона № 101-ФЗ, отсутствовали, прямо противоречат статье 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № -ФЗ, предусматривающей возможность предоставления земельных участков гражданам наравне с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В данном случае гражданин вправе приступить к использованию земельного участка после его регистрации в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Аналогичная норма права содержится в статье 39.18 Земельного кодекса, в соответствии с которой заявки на участие в аукционе вправе подавать граждане, являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; крестьянские фермерские хозяйства, созданные в качестве юридического лица, а также граждане, не имеющие на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица.

Доводы истца о том, что Пресняков О.Ю. не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства или не является участником крестьянского (фермерского) хозяйства, также ошибочны.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 25.04.2024 года, Пресняков О.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован 06.12.2023 года, с присвоением ЕГРНИП .

Основным видом экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК КДЕС. Ред. 2) Преснякова О.Ю. является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока».

В письме от 18.02.2021 г. № Федеральная налоговая служба указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано в виде юридического лица, либо в статусе индивидуального предпринимателя. В этом же письме налоговая служба признаёт, что (на дату регистрации письма указанного ФНС) механизм, который позволяет отличить обычного индивидуального предпринимателя от индивидуального предпринимателя, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, отсутствует.

То есть, учитывая несовершенство системы государственной регистрации индивидуального предпринимателя в качестве главы КФХ, Пресняков О.Ю. не мог осуществить государственную регистрацию созданного им крестьянского хозяйства.

Приказом ФНС России от 09.01.2024 года № «О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 31.08.2020 № (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2024 ) были внесены изменения в формы заявлений № , представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Изменения произошли в связи с поправками в законодательстве о государственной регистрации, предусматривающими внесение в ЕГРИП сведений о том, что индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Обновленные формы документов позволяют вносить в ЕГРИП сведения о том, что: индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства - при заполнении значения «1» в пункте 10 заявления по форме № и пункте 4 заявления по форме №

Указанные изменения в Федеральное законодательство вступили в силу только 18.02.2024 года.

Руководствуясь указанными изменениями, на основании заявления Преснякова О.Ю., в ЕГРИП были внесены сведения, что «Индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации», запись ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Также ошибочны доводы истца, что при предоставлении гражданину земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, на основании ст. 10.1 Федерального закон от 24.07.2002 года № -ФЗ в его заявлении должна быть указано одно из оснований из пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, в частности в пунктах 12, 15.

Подпункт 12 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ устанавливает основание предоставления в аренду земельного участка лишь только крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предоставление земельных участков гражданам согласно данной нормы права не осуществляется. На дату обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду Пресняков О.Ю. являлся гражданином и не имел статуса главы КФХ, не являлся членом КФХ, а также не являлся сельскохозяйственной организацией.

Подпункт 15 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ регламентирует предоставление земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18. Земельного кодекса. Пресняков О.Ю. с заявлением по данному основанию в администрацию и УМР не обращался.

Таким образом, судом установлено, что земельный участок испрашивался Пресняковым О.Ю. по правилам, предусмотренным статьей 10.1 Закона №-ФЗ, как гражданином, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, что уже свидетельствовало о самостоятельном основании предоставления.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом, при этом следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. В связи с этим необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что Пресняков О.Ю. на момент обращения в администрацию муниципального образования Ейский район с вышеуказанными заявлениями не являлся ни индивидуальным предпринимателем, ни главой и ни членом действующего крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с чем, у органа местного самоуправления правовые основания для предоставления ему испрашиваемого земельного участка в льготном порядке, установленном положениям статьи 10.1 Закона № -ФЗ, отсутствовали, а также о том, что в договоре аренды от 09.06.2023 года основания предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов, предусмотренные п.2 ст.39.6 ЗК РФ отсутствуют, являются несостоятельными.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании договора аренды земельного участка недействительным, необходимо отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации – отказать.

Отменить обеспечительные меры, наложенные определением Ейского районного суда от 28 мая 2024 года о запрете межрайонному отделу по Ейскому и Щербиновскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю совершать действия по регистрации любых сделок, связанных с передачей прав и обязанностей, прекращением прав и обязанностей в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 373310 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Трудовой сельский округ, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – «животноводство».

Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2024 года.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Ейский районный суд.

Судья Ейского районного суда

Краснодарского края                          Панова И.С.

2-488/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ейский межрайонный прокурор
Ответчики
Управление муниципальных ресурсов Администрации МО Ейский район
Пресняков Олег Юрьевич
Другие
Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Краснодарскому краю
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Суд
Ейский районный суд Краснодарского края
Дело на странице суда
eisk.krd.sudrf.ru
27.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2024Передача материалов судье
28.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2024Подготовка дела (собеседование)
06.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2024Дело оформлено
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее