Решение по делу № 2а-931/2019 от 12.02.2019

Административное дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 марта 2019 года г.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ РБ Усольцева Л.А.,

при секретаре Гулгеновой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орловой В.Н. в интересах несовершеннолетнего ребенка О. к Комитету по образованию г.Улан-Удэ о признании незаконными действия, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной и физической доступности,

У С Т А Н О В И Л :

С ДД.ММ.ГГГГ ребенок административного истца О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете в качестве нуждающегося в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования городского округа Улан-Удэ.

Административный истец на свое обращение в Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ по вопросу предоставления ребенкуО., ДД.ММ.ГГГГ г.р., места в муниципальном дошкольном учреждении г. Улан-Удэ получила ответ (исходящий от ДД.ММ.ГГГГ ) о том, что место в дошкольном учреждении будет предоставлено в установленном порядке согласно льготной очереди, при наличии мест в детских садах. Списки комплектования детей в дошкольную образовательную организацию формируются в соответствии с типом и номером очереди по каждой дошкольной организации, ребенок не попал в основное комплектование в мае 2018 г., в связи с тем, что его очередь не подошла.

Административный истец, не согласившись с указанным в ответе решением Комитета, обратилась в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия Комитета, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, обязать его обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной и физической доступности в МДОУ №....

В судебном заседании административный истец Орлова В.Н. поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении, при принятии решения просила учесть, что ребенок в ....... имеет льготное право на устройство в детский сад, она имеет ........ Только избранные детские сады в городе №... отвечают требованиям территориальной и физической доступности к месту жительства ребенка, так как, ребенок не сможет в силу ....... преодолеть большое расстояние, а она по состоянию здоровья не может ........

Представитель административного ответчика по доверенности (л.д. 38) Тапхарова И.К. возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, просила учесть письменные возражения с приложенными документами.В письменных возражениях представитель указывала на необоснованность заявленных административным истцом требований, ссылаясь на следующие обстоятельства: Комитет принимал комплекс мер по обеспечению на территории города детей дошкольного возраста доступным дошкольным образованием в муниципальных дошкольных учреждениях, по снижению и ликвидации очередности в детские сады, по созданию возможности использовать вариативные формы дошкольного образования; причины не предоставления ребенку истца места в ДОУ не связаны с противоправными действиями (бездействием) ответчика; отсутствие свободных мест в образовательной организации является объективным основанием для отказа в приеме в муниципальную образовательную организацию; согласно утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 г. № 98 Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, комплектование проводится в общем, первоочередном и внеочередном порядке, в период с 01 по 31 мая в автоматизированном режиме с использованием ЕАИС, списки комплектования детей в дошкольную образовательную организацию формируются согласно типу и номеру очереди, по каждой дошкольной организации, в строгом соответствии с очередностью детей, поставленных на учет; в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, дошкольное образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций - в форме семейного образования, а также без оказания услуг по присмотру и уходу;конституционное право ребенка на предоставление бесплатного дошкольного образования может быть реализовано путем оказания образовательных услуг без присмотра и ухода ( в группах кратковременного пребывания);); реализация права ребенка истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в детском саду, кроме того, не допустимо превышение количества воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях более установленных норм СанПиН.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Встатье 3Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений ( статьи 7 и 43).

Встатье 5Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования, муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Согласнопункту 13 части 1 статьи16Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи9,15,86Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Принимая во внимание вышеназванные положения закона об обязанности административного ответчика принять достаточные меры по наилучшему обеспечению интересов ребёнка, поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка О., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (наличие возраста ребенка более двух месяцев, обращение административного истца к ответчику с заявлением о предоставлении ребенку места в одном из ДОУ на территории г. Улан-Удэ с режимом пребывания в образовательной организации : полного дня ( 12-часового пребывания), административный ответчик был обязан обеспечить ребенка истца местом в ином муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а не только из числа детских садов, указанных административным истцом в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о постановке ребенка на соответствующий учет, предоставлении места в образовательных учреждениях : МДОУ №...».

Административный истец обоснованно ссылается на наличие у ребенка О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в силу ....... права на первоочередное устройство в детское дошкольное учреждение, так как, это предусмотрено п. 2.11 Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 г. № 98.

Непредоставление ребенку истца места в МБДОУ свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное бесплатное дошкольное образование, нарушении права ребенка-....... О. на особую социальную защиту.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Представленные ответчиком в возражениях сведения не подтверждают достижение на момент рассмотрения настоящего административного дела 100 процентов доступности дошкольного образования для ребенка истца, имеющего первоочередное право на зачисление в дошкольное образовательное учреждение.

Поскольку, административный ответчик не выполнил обязанности, предусмотренной законом ( ст. 67 Закона об образовании) - не предоставил ребенку истца место в ином муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а не только из числа детских садов, указанных административным истцом в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о постановке ребенка на соответствующий учет, отсутствуют основания для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных требований о предоставлении места в одном из указанных детских дошкольных учреждений. Из содержания нормы ст. 67 Закона об образовании не следует, что при отсутствии места в определенном муниципальном дошкольном учреждении, орган местного самоуправления правомочен отказать в устройстве ребенка в ином дошкольном учреждении со ссылкой на отсутствие мест. На основании вышеназванных положений законодательства, предусматривающих обязанность разрешить вопрос о устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию, подлежит возложению на административного ответчика обязанность предоставить ребенку административного истца место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности, а также с учетом физической доступности для ребенка О. с учетом его ......., установленной ....... ( л.д. 18 – 23).

На основании ст. 187 КАС РФ суд полагает необходимым указать срок исполнения решения суда по настоящему административному спору в один месяц со дня вступления в законную силу решения суда по делу, учитывая характер заявленных административным истцом требований по делу, возраст ребенка и длительность нахождения его на учете для получения общедоступного бесплатного дошкольного образования при наличии первоочередного права устройства в детское дошкольное учреждение.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить административный иск Орловой В.Н. в интересах несовершеннолетнего ребенка О..

Признать незаконными действия Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в дошкольном образовательном учреждении.

Возложить на Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ обязанность предоставить ребенку О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной и физической доступности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по делу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ РБ.

Судья Л.А.Усольцева

2а-931/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Орлова Виктория Николаевна
Ответчики
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МКУ "Комитет по образованию г.Улан-Удэ" ИНН 0323063752, дата регистрации 14.05.1998 г.
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Усольцева Л.А.
Дело на сайте суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
12.02.2019Регистрация административного искового заявления
13.02.2019Передача материалов судье
15.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
15.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2019Подготовка дела (собеседование)
27.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2019Судебное заседание
11.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Регистрация административного искового заявления
23.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Подготовка дела (собеседование)
23.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Дело оформлено
23.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее