Решение по делу № 12-137/2021 от 11.03.2021

Дело № 12-137/21

25RS0010-01-2021-001238-63

РЕШЕНИЕ

11 мая 2021 года г. Находка, Приморский край

ул. Школьная, 22

    

Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б.,

рассмотрев жалобу ООО «Геомар» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от 03.03.2021 года № 15-069/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Геомар»,

УСТАНОВИЛ

Постановлением госинспектора РФ в области охраны окружающей среды ДМУ Росприроднадзора ФИО3 от 03.03.2021 № 15-069/2021 ООО «Геомар» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Геомар» обратилось в суд с жалобой, в которой указано на отсутствие состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник ООО «Геомар» - адвокат ФИО4 доводы жалобы полностью поддержал, дополнив, что административным органом в вину Обществу вменено несоблюдение требований п. 6 Положения о нормативах выбросов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, который утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 и законодателем не принят иной правовой акт, регулирующий схожие правоотношения, то с учетом указанных обстоятельств, исходя из положений ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению.

Кроме того, административным органом нарушен срок проведения проверки, установленный ч. 1 ст. 13 ФЗ Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ФЗ № 294), так как Распоряжение о проведении проверки датировано 28.10.2020,а акт проверки составлен только 07.12.2020 (более 20 рабочих дней). С учетом требований п. 5 ст. 16 ФЗ № 294 окончание поверки не должно быть позднее 02.12.2020, что является грубым нарушением, в связи с чем, все результаты проверки, в т.ч. постановление и протокол об административном правонарушении являются незаконными. Просил постановление в отношении ООО «Геомар» отменить, производство по делу прекратить.

Судья, выслушав защитника ООО «Геомар», изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.1 КоАП РФ, признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (ч. 2 ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды").

    В силу ч. 3 ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" программа производственного экологического контроля содержит, в том числе сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.

По делу установлено, что в период с 30.10.2020 по 27.11.2020 в отношении ООО «Геомар» ДМУ Росприроднадзора с привлечением специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю, была проведена внеплановая выездная проверка.

Указанная внеплановая выездная проверка проведена на основании Распоряжения ВРИО руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.10.2020 № 59-р в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко от 04.09.2020 № ВА-П11-11039 о проведении внеплановых выездных проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по перегрузке и перевалке угля в портах Российской Федерации.

В ходе проверочных мероприятий были осуществлены мероприятия по контролю соблюдения ООО «Геомар» обязательных требований законодательства при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – «Универсальный перегрузочный комплекс», № 05-0125-000555-П, категория риска – высокая, категория объекта – II, свидетельство о постановке объекта на учет от 04.09.2018 № CI2EWUZB, дата ввода объекта в эксплуатацию – 01.01.2012.

Согласно графику производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха, согласованного Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке, на промплощадке по хранению и перегрузке угля осуществляется ежемесячный инструментальный контроль по веществам пыль каменного угля и пыль неорганическая (до 20% SiO2).

Представленные протоколы результатов анализа атмосферного воздуха по определению пыли каменного угля от 04.08.2020 № 307-А и от 25.08.2020 № 350-А производились лабораторией филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю, не имеющей аккредитации в области определения контролируемого параметра.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Пунктом 4 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, установлено, что раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" должен содержать, в том числе, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке.

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), систематизируются и документируются полученные результаты (п. 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»).

Последняя инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «Геомар» была проведена в августе 2017 года.

В отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не учтены следующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выявленные в ходе проведения проверки:

- установка дизель генератора;

- накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод;

- накопитель сточных вод от системы ливневой канализации.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 22 ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Согласно п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Проверкой установлено, что расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выявленные в ходе проверки: установка дизель генератора; накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод; накопитель сточных вод от системы ливневой канализации не учтены Проектом нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) ООО «Геомар» и в Программе Производственного экологического контроля ООО «Геомар».

Сведения о загрязняющих веществах от указанных источников выбросов не учтены в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 09.08.2017 № 98-04/17.

Пунктом 5 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него от 02.03.2000 N 183, установлено, что при разработке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы определения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Разработка нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух осуществляется в соответствии с методами определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

При определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «Геомар» использовались методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Программа производственного экологического контроля разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

Обществом осуществляется производственный экологический контроль, содержащий недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой ПЭК с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ.

Осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

По результатам внеплановой выездной проверки был составлен акт проверки от 07.12.2020 № 0904-59Вн-А/016-1020.

В связи с выявленными нарушениями 19.02.2021 ДМУ Росприроднадзора в отношении ООО «Геомар» был составлен протокол № 15-069/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.

На основании постановления ДМУ Росприроднадзора от 03.03.2021 № 15-069/2021 ООО «Геомар» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Указанные в оспариваемом постановлении обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, которым должностным лицом ДМУ Росприроднадзора при принятии решения была дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Вина ООО «Геомар» в совершении указанного административного правонарушения полностью доказана и действия Общества административным органом квалифицированы верно.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО «Геомар» состава вмененного административного правонарушения, поскольку накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод, накопитель сточных вод от системы ливневой канализации не являются источниками выбросов вредных загрязняющих веществ; установка дизель генератора включена в отчет по инвентаризации вредных (загрязняющих) веществ, несостоятельны, основаны на неверном толковании закона.

В силу ст. 1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества

Стационарным источником выброса загрязняющих веществ является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

При нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух учитываются все источники выброса, относящиеся к конкретной территории объекта хозяйственной и иной деятельности, принадлежащие юридическому или физическому лицу или закрепленные за ним в соответствии с действующим законодательством.

Проверкой было установлено, что расчёт нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен ООО «Геомар» на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

По этим основаниям и остальные доводы жалобы ООО «Геомар» признаются несостоятельными.

Ссылка защиты применение при привлечении к административной ответственности недействующего Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2020 № 183, которое утратило свою силу с 01.01.2021, не может быть принята во внимание по основаниям, содержащимся в ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Таким образом, на момент совершения административного правонарушения (07.12.2020) указанное Положение являлось действующим.

Вопреки доводам защиты нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части расширения предмета проверки допущено не было.

Предметом Распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Геомар» от 28.10.2020 № 59-р являлось соблюдение Обществом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, установленный Распоряжением от 28.10.2020 № 59-р предмет проверки (в том числе и в области охраны атмосферного воздуха) соответствует поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.А. Абрамченко от 04.09.2020 № ВА-П11-11039.

Доводы защитника о нарушении срока проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, основаны на неверном толковании норм права.

В силу положений статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (часть 2); выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами контролирующего органа, обязательного ознакомления руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя с распоряжением о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения (часть 4).

Соответственно, именно с данными обстоятельствами законодатель связывает начало исчисления установленного срока выездной проверки, а не со дня вынесения распоряжения, как ошибочно полагает защитник.

Указанная проверка ООО «Геомар» в соответствии с Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.10.2020 № 69-р. была проведена в период с 30.10.2020 по 27.11.2020, что составило 20 рабочих дней.

В настоящем случае имело место нарушение срока составления акта, не являющееся грубым нарушением, которое могло бы повлечь признание ничтожными результаты проверки

Составление акта проверки после завершения мероприятий по контролю обусловлено необходимостью получения результатов лабораторных исследований, образцы для которых были отобраны в ходе проверки (ч. 5 ст. 16 Закона N 294) и о чем указано в письме Росприроднадзора генеральному директору ООО «Геомар» (л.д. 31). При этом в период между окончанием проверки и составлением акта проверки мероприятия по контролю не осуществлялись.

Поскольку само по себе несвоевременное составление акта проверки не повлекло ущемления прав заявителя, основания считать данный факт грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, доводы жалобы ООО «Геомар» и его защитника не опровергают правильность сделанных государственным инспектором выводов и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального или процессуального права при рассмотрении настоящего дела.

Оснований для переоценки выводов должностного лица, изложенных в оспариваемом постановлении, не имеется, и поводы к его отмене отсутствуют, наказание ООО «Геомар» назначено с учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ст. 8.1 КоАП РФ, минимальное и в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.

Несогласие с выводами должностного лица, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела, не свидетельствует о нарушении административным органом норм материального и процессуального права, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Соловьёва С.В. от 03.03.2021 года № 15-069/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Геомар», оставить без изменения, а жалобу ООО «Геомар» – без удовлетворения.     

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Елистратова О.Б.

12-137/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Геомар"
Суд
Находкинский городской суд Приморского края
Судья
Елистратова Ольга Борисовна
Статьи

8.1

Дело на странице суда
nahodkinsky.prm.sudrf.ru
12.03.2021Материалы переданы в производство судье
12.03.2021Истребованы материалы
29.03.2021Поступили истребованные материалы
19.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
11.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее