77RS0003-02-2024-013633-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес 13 декабря 2024 года
Бутырский районный суд адрес, в составе судьи Королевой Е.Е., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1199/2024 по административному исковому заявлению Смирнова Валентина Григорьевича к судебному приставу-исполнителю фио, начальнику Алтуфьевского ОСП УФССП России по Москве, УФССП России по Москве, об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов В.Г. обратился с административным иском к административным ответчикам указав, что Постановлением от 10 октября 2024 года в рамках исполнительного производства № 77028/24/1146229 с административного истца, являющегося должником по исполнительному производству, взыскан исполнительский сбор в сумме сумма. Вместе с тем, решение суда административным истцом исполнена до возбуждения исполнительного производства. Истец просил суд признать незаконным и отменить Постановление № 77028/24/1146229 от 10 октября 2024 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 479740/24/77028-ИП от 30 сентября 2024 года, возбужденного на основании исполнительного листа ФС 046920704 от 25 сентября 2024 года, выданного Бутырским районным судом адрес; признать незаконным и отменить постановление от 09 октября 2024 года об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства в связи с фактическим исполнением решения суда; возложить на административного ответчика обязанность окончить исполнительное производство № 479740/24/77028-ИП.
Административный истец в судебное заседание явился, доводы административного иска поддержал.
Административные ответчики представителей в суд не направили, извещены.
Заинтересованное лицо в судебное заседание явилась, оставила вопрос на усмотрение суда. Факт выплаты ей по решению суда в полном объеме присужденных денежных сумм, подтвердила.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ ("Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
По запросу суда предоставлено дело (исполнительное производство)
№479740/24/77028-ИП.
Как следует из письменных материалов дела, на основании выданного 25 сентября 2024 года Бутырским районным судом адрес исполнительного листа ФС № 046920704, 30 сентября 2024 года возбуждено исполнительное производство №479740/24/77028-ИП, предметом исполнения которого является взыскание с фио в пользу Смирновой Т.Л. суммы сумма.
Должнику установлен срок для добровольного исполнения 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Должник предупрежден, что в соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и не предоставлении доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости имущества но не менее сумма.
16 сентября 2024 года, 18 сентября 2024 года 19 сентября 2024 года, 22 сентября 2024 года, 01 октября 2024 года Смирновым В.Г. в пользу Смирновой Т.Л. произведены выплаты по решению суда (2-434/24).
10 октября 2024 года в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора сумма.
Постановлением от 09 октября 2024 года административному истцу отказано в удовлетворении ходатайства о прекращении исполнительного производства в связи с отсутствием подтвержденных сведений об исполнении решения суда полностью либо в части.
03 декабря 2024 года вынесено Постановление об объединении в одно производство исполнительного производства № 479740/24/77028-ИП от 30 сентября 2024 года и исполнительного производства № 448453/24/77028-ИП от 12 сентября 2024 года. Сводному производству присвоен номер 448453/24/77028-СД.
04 декабря 2024 года судебным приставом-исполнителем вынесено Постановление об окончании исполнительного производства, фактическим исполнением.
01 октября 2024 года вынесено постановление о взыскании со фио исполнительского сбора сумма.
Административным истцом представлено суду платежное поручение, подтверждающее оплату 13 сентября 2024 года суммы сумма (л.д.13).
Указывая, что постановление о возбуждении исполнительного производства не содержала суммы подлежащей уплате, постановление о взыскании исполнительского сбора административный истец считает незаконным.
Постановлением от 09 октября 2024 года удовлетворено заявление взыскателя о коррекции в рамках исполнительного производства.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно положениям ст. 13 Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" Сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; 10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Согласно п. 15. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не сумма прописью с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и сумма прописью с должника-организации.
В силу положений ст. 47 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "Об исполнительном производстве", Исполнительное производство оканчивается в случаях: фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" от 17 ноября 2015 года N 50 указано, что окончание исполнительного производства по обозначенному основанию производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.
Применительно к возникшим правоотношениям приведенные законоположения обязывают судебного пристава-исполнителя проверить исполнение должником своего обязательства, указанного в исполнительном документе.
Сведения о фактическом исполнении требований исполнительного документа поступили после рассмотрения ходатайства об окончании исполнительного производства, 03 декабря 2024 года, в связи с чем, Постановлением от 04 декабря 2024 года исполнительное производство окончено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для признания незаконным как Постановления № 77028/24/1146229 от 10 октября 2024 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 479740/24/77028-ИП от 30 сентября 2024 года, возбужденного на основании исполнительного листа ФС 046920704 от 25 сентября 2024 года, выданного Бутырским районным судом адрес; так и постановления от 09 октября 2024 года об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства в связи с фактическим исполнением решения суда; а также для возложения на административного ответчика обязанности окончить исполнительное производство № 479740/24/77028-ИП, не имеется.
Вместе с тем, принимая во внимание, что требования исполнительного документа на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора фактически были исполнены, постановление подлежит отмене.
Таким образом, заявление административного истца подлежит удовлетворению в части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Смирнова Валентина Григорьевича к судебному приставу-исполнителю фио, начальнику Алтуфьевского ОСП УФССП России по Москве, УФССП России по Москве, об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, удовлетворить частично.
Признать подлежащим отмене и отменить Постановление № 77028/24/1146229 от 10 октября 2024 года о взыскании исполнительского сбора в сумме сумма.
В остальной части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд через Бутырский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Е. Королева
Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2024 года