Советский районный суд г. Махачкалы
Дело №2-640/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 03 мая 2024 года по делу №33-3596/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Сатыбалова С.К.,
судей Гасановой Д.Г. и Акимовой Л.Н,
при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 23 января 2024 года по иску Гаджимагомедовой Джумы Алигасановны к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД о взыскании бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту.
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснение представителя ответчика Минстроя РД – Габибуллева А.Э., просившего решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать, истца Гаджимагомедовой Д.А. и ее представителя Халилова И.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Гаджимагомедова Д.А. обратилась в Советский районный суд г. Махачкалы с исковым заявлением к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД об обязании предоставить бюджетные субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту.
В судебном заседании представитель истца Халилов И.А. исковые требования поддержал и просил удовлетворить, пояснив, что Гаджимагомедова Джума Алигасановна 26 ноября 2015 г. в ПАО «Сбербанк» оформила ипотечный жилищный кредит на приобретение готового жилья в г. Избербаше № от 26 ноября 2015 г. и заключила договор купли-продажи объекта недвижимости с использованием средств ипотечного кредита.
3 февраля 2016 г. в соответствии с постановлением Правительства РД от 22.12.2014 № 661 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан» Гаджимагомедова Д.А. обратилась в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан с заявлением о предоставлении ей бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам.
Гаджимагомедова Д.А. со своей стороны выполнила условие - осуществляла все платежи по ипотечному жилищному кредиту в полном размере и в установленные договором сроки, однако с 3 февраля 2016 года до сих пор Гаджимагомедова Д.А. не получает данную субсидию за счет бюджета Республики Дагестан.
Таким образом, нарушено право Гаджимагомедовой Д.А. на получение данной бюджетной субсидии
Также истцу в связи с обращением в суд пришлось понести расходы на специалиста для привлечения к подготовке и материала и представления интересов в суде. За оказание юридической помощи истцом была оплачена сумма в размере 35 000 рублей.
Просит суд:
1. Взыскать с Минстроя РД в пользу Гаджимагомедовой Джумы Алигасановны бюджетную субсидию на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту в сумме 316 528 (триста шестнадцать тысяч пятьсот двадцать восемь) рублей.
2. Взыскать с Минстроя РД в пользу Гаджимагомедовой Джумы Алигасановны расходы на представителя в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Гаджимагомедова Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД по доверенности Алирзаев З.К. требования не признал, просил отказать в удовлетворении, пояснив, что на реализацию мероприятий по предоставлению бюджетных субсидий за последние 3 года выделено:
- в 2018 году - 0 руб.;
- в 2019 году - 118 008,9 тыс. руб.;
- в 2020 году - 10 000,0 тыс. руб., для предоставления бюджетных субсидий ветеранам боевых действий, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан (далее - Ветераны), в соответствии с поручением Главы Республики Дагестан Васильева В.А. от 30.01.2020 г. № 01-1-319/20.
- в 2021 году - 7 599,1 тыс. руб., для предоставления бюджетных субсидий Ветеранам, в соответствии с протоколом совещания у Главы Республики Дагестан Меликова С.А. от 15.01.2021 г. №11/9-08/1 и поручением Правительства Республики Дагестан от 24.03.2021 г. № 01-2-3849/21.
В 2019 году бюджетные субсидии были предоставлены 551 гражданам, в т.ч. 38 ветеранам в первоочередном порядке, в соответствии с поручением Правительства Республики Дагестан от 13.05.2019 №01-2-4411/19.
Остальным категориям граждан, состоящим в списке получателей бюджетных субсидий, выплаты были произведены в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления: 2007 г. - 2 чел.; 2008 г. - 3 чел.; 2009 г. - 9 чел.; 2010 г. - 25 чел., в т.ч. 9 ветеранов; 2011 г. - 59 чел., в т.ч. 11 ветеранов; 2012 г. - 100 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2013 г. - 105 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2014 г. - 236 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2015 г. - 10 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2016 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран; 2018 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран.
Остальным категориям граждан, состоящим в списке получателей бюджетных субсидий, выплаты были произведены в порядке очередности по дате подачи заявления:
2007 г. — 2 чел.; 2008 г. — 3 чел.; 2009 г. — 9 чел.; 2010 г. — 25 чел., в т.ч. 9 ветеранов; 2011 г. — 59 чел., в т.ч. 11 ветеранов;2012 г. — 100 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2013 г. — 105 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2014 г. — 236 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2015 г. — 10 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2016 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран; 2018 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран.
Последние выплаты в 2021 году произведены Магомедову Магомедмурату Нурбалаевичу, который состоит в списке получателей субсидий (зарегистрирован в книге регистрации) по номеру 318, что подтверждается выпиской из книги регистрации и приказом Минстроя РД от 23.12.2021 № 11-Пр-92 (приложение №2).
Согласно Закону Республики Дагестан от 29.12.2021 № 91 (ред. от 27.12.2022) «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов», на 2022 год предусмотрены денежные средства в размере 16 473,12 тыс. рублей.
Указанная сумма была распределена с учетом принципа очередности гражданам, стоящим в списках на получение бюджетных субсидий, что подтверждается приказом Минстроя РД от 23.12.2022 г. № 11-Пр-189 «О предоставлении бюджетной субсидии отдельным категориям граждан для компенсации расходов по оплате процентов по ипотечным жилищным кредитам» (приложение № 3).
Согласно указанному приказу, последняя оплата была произведена Абсаламову М.Н. в размере 121 554,39 руб., который состоит в списке получателей субсидий, зарегистрированный в книге под № 535.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 23 января 2024 года постановлено:
«Удовлетворить исковые требования Гаджимагомедовой Джумы Алигасановны к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД.
Обязать Министерство строительства и ЖКХ Республики Дагестан предоставить Гаджимагомедовой Джуме Алигасановне бюджетную субсидию на оплату части процентов по ипотечному кредиту в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства РД» из средств республиканского бюджета в размере 316 528 (триста шестнадцать тысяч пятьсот двадцать восемь) рублей.
Взыскать с Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан в пользу Гаджимагомедовой Джумы Алигасановны расходы на услуги представителя в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Взыскать с Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 6 365 (шесть тысяч триста шестьдесят пять) рублей».
В апелляционной жалобе представитель Минстроя РД - Алирзаев З.К. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Он указывает, что истец состоит в списках получателей бюджетной субсидии под номером 743. С момента подачи им заявления по 03.12.2020 г. согласно представленным справкам о суммах уплаченных платежей в счет исполнения обязательств по ипотечному кредиту истцу начислена субсидия в сумме 266843 руб., а не 316528 руб., как указано в исковом заявлении. Суд первой инстанции необоснованно проигнорировал представленный ответчиком расчет субсидии. В соответствии с п.п. 7 и 8 Положения, если стоимость приобретенного жилья согласно договору купли – продажи (810000 руб.), ниже стоимости рассчитанной, исходя из нормативов (956920), в расчете суммы субсидии используется фактическая стоимость жилья, определенная в договоре купли – продажи, из чего вытекает 810000/810 00 =1.
Таким образом, судом первой инстанции при расчете по формуле (п.7 Положения), полагающейся субсидии истцу ошибочно взят во внимание коэффициент 1, 181, тогда как необходимо было использовать коэффициент 1соответственно, при неправильном расчете размере субсидии составил по соглашению суда первой инстанции 316 528 руб.
В соответствии с п.16 Положения, предоставление бюджетной субсидии осуществляется в порядке очередности по мере финансирования данной программы из республиканского бюджета Республики Дагестан.
При вынесении решения суд не учел то, что в разделе 1 постановления Правительства РД от 22.12.2014 г. №661 «Об утверждении государственной программы РД «Развитие жилищного законодательства в Республике Дагестан» указаны риски реализации программы, к которым в том числе относятся финансово – экономические риски.
Удовлетворение требований истца нарушает права других лиц, отстоящих в списке получателей бюджетной субсидии. Суд взыскал расходы на представителя в размере 30000 руб., тогда как в решении указано взыскать 35000 руб., считает расходы завышенными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились третьи лица, надлежащим образом судом извещены.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 г. N 661 "Об утверждении государственной программы РД "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" утверждена подпрограмма "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан", которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения (далее - бюджетная субсидия) на территории республики, реализуются Минстроем РД.
В соответствии с приложением № 1 к подпрограмме "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан" разработано Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам", согласно которому бюджетная субсидия предоставляется гражданам в случае получения ими ипотечного жилищного кредита для участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (уступки права требования от юридического лица), приобретения жилого помещения на первичном и вторичном рынках жилья, строительства индивидуального жилого дома, и используется на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, и используется только на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Согласно пункту 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного постановлением Правительства РД от 22.12.2014 г. № 661 (далее Положение), бюджетная субсидия предоставляется гражданину в течение пяти лет пользования кредитом, начиная с даты подачи заявления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец заключил 26.11.2015 г. с ОАО "Сбербанк России" Дагестанское отделение N 140075 под 14,097 % годовых на сумму 688500 рублей, сроком на 252 месяцев с даты фактического предоставления кредита на приобретение квартиры. Истцом с использованием средств указанного кредита приобретена в собственность квартира по адресу: Россия, г. Избербаш, ул. Г. Гамидова, дом 87 «а», кв. 5.
Из справки, выданной Дагестанским отделением Сбербанка России от 14.05.2015 г. N 85950 полная задолженность на дату расчёта составляет 589 882 рублей.
Согласно расчету Минстроя Республика Дагестан от 08.09.2023 г., бюджетная субсидия за пять лет пользования кредитом составляет 589882, 91 рублей.
Согласно справке уплаченных процентах основном долге погашенные проценты составляют 356524, 26 рублей.
Согласно расчету, представленному Минстрой Дагестана, общая сумма бюджетной субсидии составляет 266843 рублей.
Гаджимагомедова Д.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии, письмом ответчика, однако с 03.02.2016 г. не смогла получить данную с субсидию.
Ответчик в возражениях ссылается на то, что в соответствии с п. 16 Положения, бюджетная субсидия предоставляется гражданину в порядке очередности в течение пяти лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления. В связи с вышеизложенным, предоставление ей бюджетной субсидии будет производиться по мере погашения задолженности перед ранее подавшими заявления.
Суд обоснованно не согласился с указанными доводами ответчика.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
По делу не установлено обстоятельств прекращения обязательств.
В соответствии с п. 3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Судом установлено, что Гаджимагомедова Д.А. в целях решения жилищной проблемы и обеспечения его жильем, уполномоченным государственным органом Республики Дагестан - Минстроем РД был в установленном законом порядке включен в число лиц, имеющих право на социальную выплату за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части процентной ставки по ипотечному кредиту, привлекаемому на приобретение жилья. Признав право Гаджимагомедова Д.А на получение названной социальной выплаты, субъект Российской Федерации - в лице Минстроя РД, тем самым взял на себя определенное публично-правовое обязательство, в связи с чем произвольный отказ (то есть без принятия мер по недопущению негативных последствий для получателей мер социальной поддержки) от него не допустим.
Поскольку Гаджимагомедова Д.А в силу Положением о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 г. № 661(далее Положение), утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 г. N 661, приобрела право на получение мер социальной поддержки, предоставление их в порядке очередности приведенное Положение не предусматривало, то она была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты в период пятилетнего срока действия кредитного договора № 140075 26 ноября 2015 года.
Суд обоснованно не согласился с доводами ответчика и указал, что отсутствие у субъекта Российской Федерации (Республики Дагестан) бюджетных средств на эти цели, т.к. не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на меры социальной поддержки и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять соответствующие меры с целью максимального смягчения негативных последствий такой ситуации для лиц, имевших право на меры социальной поддержки и получавших их.
Кроме того, Исходя из положений статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Гаджимагомедовой Д.А на получение мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами Республики Дагестан, не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению социальных выплат в виде возмещения части процентной ставки по кредитам.
Делая правильный вывод о том, что требования истца в части взыскания бюджетной субсидии подлежат удовлетворению, суд ошибочно согласился с расчетом истца, который составлен с нарушением требований пунктов 7 и 8 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 12 декабря 2014 года №661 (далее Положение).Согласно пунктам 7 и 8 Положения, если стоимость приобретенного жилья согласно договору купли – продажи (810000 руб.), ниже стоимости рассчитанной, исходя из нормативов (956920), в расчете суммы субсидии используется фактическая стоимость жилья, определенная в договоре купли – продажи, из чего вытекает 810000/810 00 =1.
Таким образом, судом первой инстанции при расчете по формуле (п.7 Положения), полагающейся субсидии истцу ошибочно взят во внимание коэффициент 1, 181, тогда как необходимо было использовать коэффициент 1соответственно, при неправильном расчете размере субсидии составил по соглашению суда первой инстанции 316 528 рублей.
Согласно расчету ответчика, представленному в суд, сумма бюджетной субсидии составляет 266843 рублей.
Судебная коллегия соглашается с расчетом ответчика и находит решение суда в части взыскания бюджетной субсидии подлежащим изменению, взыскав в пользу истца с Минстроя Дагестан вместо суммы 316528 рублей, сумму 266 843 рублей.
В остальной части судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п. 16 Положения, предоставление бюджетной субсидии осуществляется в порядке очередности по мере финансирования данной программы из республиканского бюджета Республики Дагестан.
При вынесении решения суд не учел то, что в разделе 1 постановления Правительства РД от 22.12.2014 г №661 «Об утверждении государственной программы РД «Развитие жилищного законодательства в Республике Дагестан» указаны риски реализации программы, к которым в том числе относятся финансово – экономические риски, не могут служить основанием для отмены решения суда, т.к. приведенным выше Положением, не было предусмотрено, чтобы выплата бюджетной субсидии производилась в порядке очередности или ее выплата будет зависеть финансирования данной программы из республиканского бюджета Республики Дагестан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 23 января 2024 года в части обязания Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан предоставить Гаджимагомедовой Джуме Алигасановне бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечному кредиту изменить, изложить абзац 2 резолютивной части решения суда в следующей редакции:
«Обязать Министерство строительства и ЖКХ Республики Дагестан предоставить Гаджимагомедовой Джуме Алигасановне бюджетную субсидию на оплату части процентов по ипотечному кредиту в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства РД» из средств республиканского бюджета в размере № (№) рублей».
Решение суда в части взыскания с Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан государственной пошлины в размере № (№) рублей в пользу местного бюджета отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 мая 2024 года.