Дело №2-314/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Уйское 15 июня 2015 года
Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Неежлевой Л.С., при секретаре Иксановой Р.А., с участием помощника прокурора Уйского района Демина А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Уйского района Крынецкого Н.С. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МО «Нижнеусцелемовское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Уйского района обратился в суд с иском к администрации МО «Нижнеусцелемовское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении на администрацию сельского поселения обязанности принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества объектов культурного наследия:Стелла погибшим воинам в Великой Отечественной войне» и Памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне, расположенных в <адрес>, с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Уйского района проведена проверка, в ходе которой было установлено, что на территории Нижнеусцелемовского сельского поселения имеются объекты культурного наследия, которые в настоящее время не имеют собственника и не зарегистрированы как бесхозяйные объекты, а именно:Стелла погибшим воинам в Великой Отечественной войне» и Памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне, расположенных в <адрес>. Непринятие администрацией сельского поселения соответствующих мер препятствует реализации мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также реализации конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, что противоречит ст.11 Закона РФ от "Дата" № «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», тем самым нарушаются конституционные права и законные интересы неопределенного круга лиц, что не допустимо и подлежит устранению.
Помощник прокурора Демин А.М. в судебном заседании требования прокурора поддержал, уточнил в части возложения обязанности, просил обязать администрацию Нижнеусцелемовского сельского поселения принять меры по постановке недвижимых объектов: Стеллы погибшим воинам в Великой Отечественной войне» и Памятника погибшим воинам в Великой Отечественной войне, расположенных в <адрес>, на учет в качестве бесхозяйного имущества со дня вступления решения в законную силу, в остальной части требования поддержал в полном объеме, указал на доводы, изложенные в иске, дополнив, пояснил, что в силу ст.5 ФЗ от "Дата" №№( в редакции от "Дата" года) «Об увековечивании Победы советского народа в Великой отечественной войне» органы местного самоуправления несут ответственность за сохранение памятников Великой Отечественной войны, за поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Представитель администрации МО «Нижнеусцелемовское сельское поселение»- глава поселения Чутбасов Р.Р. против иска прокурора не возражал, суду пояснил, что в <адрес> находятся два объекта недвижимости: стелла и памятник погибшим воинам в Великой отечественной войне, которые поставлены на забалансовый учет сельского поселения, их содержанием и обслуживанием в связи с отсутствием собственника занимается сельское поселение. Выявление и постановка на учет бесхозяйного имущества согласно Устава входит в полномочия сельского поселения.
Представители третьих лиц- Россреестра, ОГБУК «Государственный научно-производственный центр по охране культурного наследия Челябинской области, Министерства культуры Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены, в письменных отзывах просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, УГООКН Министерства культуры Челябинской области поддерживает требования прокурора(л.д.20,27,28).
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие, о чем вынес определение.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. В ч. 3 названной федеральной нормы оговорено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п. 13ч. 1 ст. 14 Федерального закона от "Дата" N № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.
В силу ст.5 Федерального закона от "Дата" №№( в редакции от "Дата" года) «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от "Дата" N № «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
Установлено, что прокуратурой Уйского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования « Нижнеусцелемовское сельское поселение» имеются объекты недвижимого имущества: Стелла погибшим воинам в Великой Отечественной войне» и Памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне, расположенных в <адрес>, которые в настоящее время не имеют собственника и не зарегистрированы в качестве бесхозяйного имущества, что подтверждается Информацией о памятниках Уйского муниципального района, расположенных на территории муниципального района(л.д.9-10), сведениями МО «Нижнеусцелемовское сельское поселение»(л.д.11,12), информацией Россреестра об отсутствии сведений о регистрации прав на данные объекты(л.д.13) и не оспаривается представителем ответчика Чутбасовым Р.Р. в судебном заседании, признавшего исковые требования прокурора, что в силу ст.173 ч.3 ГПК РФ также является основанием для удовлетворения иска. Из пояснений представителя ответчика Чутбасова Р.Р. следует, что сельское поселение осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, а также функции контроля по его использованию и ведению работы по выявлению и учету бесхозяйного имущества, что также подтверждается выпиской из Устава(л.д.26,29-37). Из отзыва УГООКН Министерства культуры Челябинской области следует, что Стелла погибшим воинам в Великой Отечественной войне» и Памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне, расположенных в <адрес> не состоят в Едином государственном реестре объектов культурного наследия(памятников истории и культуры)народов Российской Федерации и не значатся в Списке выявленных объектов культурного наследия в <адрес>, вместе с тем, они поддерживают требования прокурора, поскольку обязанность по постановке на учет данных памятников в качестве бесхозяйной недвижимой вещи возложена Законом на орган местного самоуправления, на территории которого он находится(л.д.28).
В связи с вышеизложенным суд считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым признать бездействие администрации сельского поселения незаконным и возложить на администрацию МО «Нижнеусцелемовское сельское поселение» обязанность со дня вступления решения в законную силу принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного недвижимого имуществ - Стеллы погибшим воинам в Великой Отечественной войне» и Памятника погибшим воинам в Великой Отечественной войне, расположенных в <адрес>, который суд считает достаточным для устранения нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Уйского района удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Нижнеусцелемовское сельское поселение» незаконным и возложить на администрацию Муниципального образования «Нижнеусцелемовское сельское поселение» обязанность со дня вступления решения в законную силу принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества- Стеллы погибшим воинам в Великой Отечественной войне» и Памятника погибшим воинам в Великой Отечественной войне, расположенных в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня вынесения решения, через Уйский районный суд.
Председательствующий: Неежлева Л.С.