Дело № 2-852/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29.06.2018 г.
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
Председательствующего судьи Федяковой М.В.
при секретаре Морозовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению комбинированного вида второй категории № «Теремок» <адрес> об обязании установки информационной мнемосхемы,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, предъявив требования к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детского сада комбинированного вида второй категории № «Теремок» <адрес> об обязании установки информационной мнемосхемы, указывая на то, что Сальской городской прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры области, проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что по адресу: <адрес> расположено здание Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – комбинированного вида второй категории № «Теремок» <адрес>.
При входе в административное здание дошкольного образовательного учреждения, расположенного по вышеуказанному адресу, в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 № 605 и Приказа Министерства образования и науки РФ № 1309 от 09.11.2015, для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, что не соответствует п. 7.1.8 Свода правил.
На обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству. Обследуемый объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, для всех категорий инвалидности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Основанием для обращения прокурора в суд явились нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере социальной защиты прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, выявленные в ходе поверки, проведенной во исполнение задания прокуратуры <адрес>.
Просит обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида второй категории № «Теремок» <адрес> установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида второй категории № «Теремок» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями к оборудованию входа помещений, которые закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 № 605.
В судебное заседание Сальский городской прокурор не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика применительно положений ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида второй категории № «Теремок», в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика применительно положений ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1).
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В целях реализации указанного Федерального закона Приказом Министерства региона Российской Федерации от 27.12.2011 N 605 утвержден Свод правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012), в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Также Постановлением Госстроя России от 29.11.1999 N 73 утвержден Свод правил по проектированию и строительству "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей".
В соответствии со ст. ст. 4, 6, 52 ГрК РФ нормы СНИП и СП являются обязательными к применению.
В силу ст. 2 ГрК РФ одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданию в соответствии с ним нормативных правовых актов, является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно п. п. 1.5, 5.1.1 и 5.1.2 вышеуказанного нормативного документа проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения (далее МГН), должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Согласно статье 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании части 1 статьи 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
МБДОУ детский сад комбинированного вида второй категории № «Теремок» <адрес> относится к объектам социальной инфраструктуры.
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1309 от 09.11.2015 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, в п. 1 которого указано, что данный Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) (далее - объекты) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
В пп. а, б, г, е п. 3 данного Порядка указано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта, надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Согласно пп. а, з пункта 4 Порядка следует, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Исходя из вышеизложенного, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Вышеуказанные нормы ответчиком нарушены, что достоверными и достаточными доказательствами опровергнуто не было.
Из акта проверки от 29.05.2018 соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанной категории граждан общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности МБДОУ детский сад комбинированного вида второй категории № «Теремок» <адрес>, следует, что при входе в административное здание образовательной организации, в нарушение требований ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 № 605 и Приказа Министерства образования и науки РФ № 1309 от 09.11.2015, для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, что не соответствует п. 7.1.8 Свода правил
Требования Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (согласно п. 1.2) необходимо учитывать, как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений (л.д.7).
Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
Положения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, а также отсутствия соответствующего финансирования для выполнения требований по соблюдению действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Проведенная Сальской городской прокуратурой проверка не противоречит действующему законодательству, соответствует установленным законодательством обязанностям и полномочиям прокурора.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида второй категории № «Теремок» <адрес> установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида второй категории № «Теремок» <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями к оборудованию входа помещений, которые закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 № 605.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШ ИЛ:
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида второй категории № «Теремок» <адрес> установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида второй категории № «Теремок» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями к оборудованию входа помещений, которые закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 № 605.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Мотивированное решение изготовлено в окончательном виде 03.07.2018 г.
Председательствующий подпись