Дело № 12-71/2019
Р Е Ш Е Н И Е
с. Объячево, Республика Коми 06 декабря 2019 года
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Родионов А.В.,
при секретаре судебного заседания Ложкиной В.А.,
с участием заявителя - Худяева М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Худяева М.М. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 03.10.2019,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 03.10.2019 начальник Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Прилузский» Худяев М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Худяев М.М. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. В обоснование жалобы Худяев М.М. указал, что административное правонарушение не привело к тяжким последствия и не представляет существенного нарушения охраняемым общественным отношениям.
В судебном заседании Худяев М.М. на доводах жалобы настаивал, пояснив, что имеет место формальное нарушение требований законодательства, которое не повлекло никаких последствий для участников аукциона и результатов аукциона. В 2019 года его не менее четырех раз привлекали к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, но обжаловал только одно постановление из-за формальности допущенных нарушений законодательства.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, при условии надлежащего извещения, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, просил постановление оставить без изменения, а жалобу заявителя без удовлетворения.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения заявителя, прихожу к следующим выводам.
Административным правонарушением, в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушении Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона, обеспечивается на электронной площадке её оператором.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с прочей информацией, указывается информация, содержащаяся в статье 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1, 3 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.
Перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (приложение к постановлению Правительства РФ от 14.07.2014 № 656) содержит, наряду с прочим, коды товаров по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008): 29.20.21.110 «контейнеры общего назначения (универсальные)»; 29.20.21.120«Контейнеры специализированные»; 29.20.21.122 «контейнеры-цистерны».
Извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 28 раздела II «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе определено «установлен запрет согласно перечня отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд товаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 656: «Контейнеры специализированные (код 29.20.21.120)».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, наряду с прочими, правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Наименование и описание объекта закупки (техническая часть) определена заказчиком в разделах IV, VI документации об электронном аукционе, из содержания которых следует, что в рамках закупки закупаются металлические контейнеры для сбора ТКО со съемной крышкой, которые должны соответствовать ОСТ 22-1643-85. Мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия (утв. и введен в действие Приказом Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР от 29.08.1985 № 601), который распространяется на металлические мусоросборники и контейнеры, предназначенные для сбора и транспортирования бытового мусора и пищевых отходов.
Постановлением Госстандарта России от 29.11.1993 № 243 утвержден и введен в действие «ГОСТ 30302-95/ГОСТ Р 50610-93 «Межгосударственный стандарт. Контейнеры специализированные. Типы, основные параметры и размеры», который распространяется на специализированные контейнеры массой брутто до 12,5 т включительно, предназначенные для перевозки различными видами транспорта групп ограниченной номенклатуры, но однородных по физико-химическим свойствам и условиям перевозок или отдельных видов штучных, сыпучих и жидких грузов.
Постановлением Госстандарта СССР от 14.09.1979 № 3572 утвержден и введен в действие «ГОСТ 18477-79* (СТ СЭВ 772-83). Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры», который распространяется на универсальные унифицированные контейнеры, предназначенные для перевозки грузов преимущественно без транспортной тары железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, а также на универсальные автомобильные контейнеры для прямых перевозок указанных грузов на автомобильном транспорте, включая крупнотоннажные контейнеры кодов 00-04, 10, 11, 13, 50-53 по ГОСТ 25290-82, а также на универсальные малотоннажные автомобильные контейнеры для прямых перевозок указанных грузов на автомобильном транспорте.
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.09.1980 № 4837 утв. и введен в действие Государственный стандарт ССР «Контейнеры универсальные. Общие технические условия».
Законом о контрактной системе применение при описании объекта закупки Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) не регламентировано, код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения объекта закупки с соответствующим кодом и наименованием позиции из ОКПД2 с учетом специфики закупки в соответствующей отрасли.
Из материалов дела следует, что в Коми УФАС России поступило обращение физического лица о нарушении требований Закона о контрактной системе в деятельности администрации МР «Прилузский». По результату проведения внеплановой проверки установлено, что Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Прилузский» выступало заказчиком проведения электронного аукциона для приобретения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.
19.11.2018, по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, ул. Мира, д. 76, начальник Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Прилузский» Худяев М.М., который с 01.12.2016 занимает указанную должность согласно распоряжению руководителя администрации муниципального района «Прилузский» от 30.11.2016 №/к, утвердил документацию об электронном аукционе. Извещение о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок 19.11.2018.
По результату анализа описания объекта закупки (технической части), определенной заказчиком в разделах IV, VI документации об электронном аукционе установлено, что товар, являющийся объектом закупки (контейнеры для сбора ТКО) отнесены заказчиком к коду в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 29.20.21.120 «Контейнеры специализированные», фактически не соответствующему закупаемому товару, что имело своим последствием установление запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 656, в связи с чем, действия заказчика - УСиЖКХ администрации МР «Прилузский» не соответствовали части 1 статьи 14, пункту 10 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 656.
Таким образом, документация об электронном аукционе утверждена Худяевым М.М. с нарушением требований, предусмотренных, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Факт совершения Худяевым М.М. инкриминируемого административного правонарушения подтверждается доказательствами, оцененными должностным лицом в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Худяева М.М. объективной возможности для соблюдения требований законодательства, а также принятия им исчерпывающих мер для их соблюдения и недопущения административного правонарушения, суду не представлено, что свидетельствует о наличии его вины в совершении правонарушений.
Действия Худяева М.М. правильно квалифицированы по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении вынесены должностными лицами, уполномоченными на составление протокола об административном правонарушении и рассматривать дела об административных правонарушениях данной категории административных правонарушений. Порядок и срок давности привлечения Худяева М.М. к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы Худяева М.М. о наличии оснований для освобождения его от административной ответственности в соответствии с положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были исследованы административным органом и обоснованно признаны несостоятельными.
Согласно статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2003 года № 349-О указал, что нормы статей Кодекса РФ об административных правонарушениях не препятствуют судам избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 24 марта 2005 года № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Утверждение документации об электронном аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок противоречит установленным Законом о контрактной системе принципам прозрачности закупок, профессионализма заказчика, ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд.
Отсутствие вредных последствий административного правонарушения само по себе не является основанием для признания совершенного Худяевым М.М. правонарушения малозначительным, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, является формальным, и не предусматривает необходимости наступления каких-либо последствий.
Правонарушение, совершенное в сфере отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, существенно нарушает охраняемые законом интересы государства, в связи с чем имеет повышенную общественную опасность. С учетом конкретных обстоятельств дела и характера охраняемых общественных отношений совершенное Худяевым М.М. административное правонарушение нельзя признать малозначительным.
Таким образом, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
Из изложенного следует, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права не допущено, административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей является справедливым, назначено Худяеву М.М. в соответствии с санкцией ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, которая иного вида и размера наказания не предусматривает. Оснований для назначения наказания менее минимального размера, предусмотренного санкцией настоящей статьи, не установлено, в связи с чем, законных оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 03.10.2019, вынесенное в отношении начальника Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Прилузский» Худяева М.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Худяева М.М. без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Родионов