№ 2а-230/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2018 года с.Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Петровой С.Д.,
с участием помощника прокурора Ирбейского района – Кутихиной Е.И.,
административного истца – Курочка Владимира Александровича,
представителя истца - адвоката Щербакова И.П., представившего удостоверение № и ордер №,
представителя ответчика – ОИК № 7 Ирбейского района и ИКМО Ирбейского района Красноярского края – председателя ИКМО - Пивоварова Ивана Ивановича,
представителя заинтересованного лица:
- партии «Единая Россия» - Морозовой Ксении Николаевны, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре – Гузенковой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Курочка Владимира Александровича к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1298 п. Изумрудный Ирбейского района Красноярского края, окружной избирательной комиссии избирательного округа № 7 Ирбейского района и избирательной комиссии муниципального образования «Ирбейский район» Красноярского края:
- о признании недействительными результатов дополнительных выборов депутатов Ирбейского районного Совета по одномандатному избирательному округу № 7 по итогам повторного подсчета голосов на избирательном участке № 1298 п. Изумрудный Ирбейского района Красноярского края,
- о признании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 Ирбейского района Красноярского края от 21.03.2018 года № 56/1 «Об установлении общих результатов на дополнительных выборах депутатов Ирбейского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 7 по итогам повторного подсчета голосов на избирательном участке № 1298» незаконным.
У С Т А Н О В И Л:
Кандидат в депутаты Ирбейского районного Совета Курочка В.А. обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1298 п. Изумрудный Ирбейского района Красноярского края (далее УИК № 1298), к окружной избирательной комиссии избирательного округа № 7 Ирбейского района (далее ОИК № 7), к избирательной комиссии муниципального образования «Ирбейский район» Красноярского края (далее ИКМО): о признании недействительными результатов дополнительных выборов депутатов Ирбейского районного Совета по одномандатному избирательному округу № 7 по итогам повторного подсчета голосов на избирательном участке № 1298 п. Изумрудный Ирбейского района Красноярского края, о признании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 Ирбейского района Красноярского края от 21.03.2018 года № 56/1 «Об установлении общих результатов на дополнительных выборах депутатов Ирбейского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 7 по итогам повторного подсчета голосов на избирательном участке № 1298» незаконным. Требования мотивированы тем, что 26.12.2017 года решением Ирбейского районного суда признаны незаконными и подлежащими отмене: - результаты дополнительных выборов депутатов Ирбейского районного Совета по одномандатному избирательному округу № 7 на избирательном участке № 1298 п. Изумрудный Ирбейского района Красноярского края, - решение Окружной избирательной комиссии избирательного округа № 7 Ирбейского района № 53/2 от 10.09.2017 года «О результатах на дополнительных выборах депутата Ирбейского районного Совета по одномандатному избирательному округу № 7», - решение Избирательной Комиссии муниципального образования «Ирбейский район» от 12.09.2017 года № 54/1 «Об установлении общих результатов на дополнительных выборах депутатов Ирбейского районного Совета по одномандатным избирательным округам № 6, №7» в части избрания депутата в Ирбейский районный Совет по одномандатному избирательному округу № 7. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 12.02.2018 года, решение суда первой инстанции изменено, на ОИК № 7 возложена обязанность по проведению повторного подсчета голосов; в остальной части решение суда от 26.12.2017 года оставлено без изменения. Повторный подсчет голосов состоялся 21.03.2018 года, по результатам которого в газете «Ирбейская правда» 30.03.2018 года
опубликовано решение ОИК № 7 от 21.03.2018 года № 56/1 «Об установлении общих результатов на дополнительных выборах депутатов Ирбейского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 7 по итогам повторного подсчета голосов на избирательном участке № 1298». О наличие данного решения он узнал из публикации в газете. С данным решением он не согласен, поскольку: члены избирательной комиссии не проводили повторный подсчет неиспользованных бюллетеней. Число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; а так же число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям, членами избирательной комиссии при повторном подсчете голосов вообще не устанавливалось. Члены ОИК № 7 21.03.2018 года вообще не работали со списками избирателей и не использовали какие-либо данные из указанных списков при проведении повторного подсчета голосов. Из анализа данных протокола УИК № 1298 от 10.09.2017 года отраженных в ГАС «Выборы», а так же протокола ОИК № 7, составленного при повторном пересчете голосов избирателей 21.03.2018 года следует, что число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования, уменьшилось на 3 бюллетеня, а число погашенных бюллетеней, наоборот, увеличилось на три бюллетеня. Поскольку 21.03.2018 года при повторном подсчете голосов, избирательная комиссия вообще не работала со списками избирателей и не использовала какие-либо данные из этих списков, то изменение указанных величин является недостоверным и необоснованным. Вопрос о трех неучтенных бюллетенях остался неразрешенным, установление реальной воли избирателей невозможно. Обозначенные три неучтенных бюллетеня и соответствующие им голоса, существенным образом могли повлиять на результаты выборов по округу № 7, поскольку по результатам дополнительных выборов депутатов Ирбейского районного Совета депутатов Красноярского края по округу № 7 – кандидат Курочка В.А. получил 141 голос, а кандидат Петров В.И. – 143 голоса. Решение ОИК № 7 от 21.03.2018 года № 56/1 членами избирательной комиссии фактически не принималось.
В судебном заседании административный истец Курочка В.А. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель истца адвокат Щербаков И.П. поддержала требования административного истца по заявленным основаниям.
Представитель ответчика ОИК № 7 Ирбейского района и ИКМО «Ирбейский район» - председатель Пивоваров И.И. административные исковые требования не признал. Суду показал, что в порядке исполнения решения Красноярского краевого суда от 12.02.2018 года ОИК № 7 произвела подсчет голосов избирателей повторно 21.03.2018 года в обеденное время в помещении актового зала администрации Ирбейского района. О заседании комиссии заблаговременно были уведомлены все кандидаты по указанному округу, члены ОИК № 7, представители УИК № 1298 и территориальной избирательной комиссии (далее ТИК). В назначенное время членами ОИК № 7 был вскрыт опечатанный мешок с избирательной документацией, выбраны необходимые папки с документами по УИК № 1298, которые так же были опечатаны. Упаковки вскрыты, комиссия разложила бюллетени, произвела пересчет голосов, отраженных в бюллетенях, эти сведения были внесены в протокол ОИК № 7 от 21.03.2018 года по повторному пересчету голосов, первая страница протокола не заполнялась, в каждой графе первой страницы протокола были поставлены прочерки, за исключением графы № 6 показатель которой просчитали; строки № 2, показатель которой внесли из акта выдачи бюллетеней УИК № 1298. Сведения по кандидатам были просчитаны и вписаны в протокол на второй (оборотной) его стороне, где все члены ОИК № 7 поставили свои подписи. Полагали, что результат подтвержден, поэтому вопрос об установлении общих результатов выборов на голосование не выносился, члены комиссии по данному вопросу не голосовали. Со списками избирателей ОИК № 7 при повторном подсчете голосов не работала. После повторного подсчета голосов и подписания протокола, бюллетени вновь были опечатаны, упакованы, сложены в мешок с общей документацией по данным выбора, мешок вновь опечатан и сдан на хранение. После чего члены ОИК № 7 разошлись. Позже, вероятно на следующий день, он и Свидетель №5 – член ОИК № 7, которая осуществляла работу секретаря ОИК № 7, поскольку секретарь - Свидетель №4 отказался исполнять свои обязанности секретаря ОИК № 7, прибыли к работнику, ответственному за внесение сведений из протокола ОИК в систему ГАС «Выборы». Однако в отсутствие сведений в протоколе на первой странице, в базу «ГАС «Выборы» сведения не вносились (программа не пропускала). Тогда он, имея доступ к спискам избирателей, взял эти списки их сейфа, сообщил ответственному работнику необходимые данные для внесения в систему ГАС «Выборы», а затем Свидетель №5 из системы ГАС «Выборы» внесла эти сведения в первую часть протокола ОИК № 7 от 21.03.2018 года, указав на месте прочерков необходимые цифры, а так же написав их прописью в нужных графах. Решение ОИК № 7 от 21.03.2018 года № 56/1 было подготовлено, в нем расписался он и секретарь комиссии Свидетель №4. Считает, что нарушений законодательства о выборах при повторном
подсчете голосов избирателей, ОИК № 7 21.03.2018 года допущено не было, так как все показатели в графах протокола ОИК № 7 от 21.03.2018 года являются реальными и правдивыми.
Представитель партии «Единая Россия» Морозова Е.Н. в судебном заседании административные исковые требования полагает не подлежащими удовлетворению. Полагает, что бюллетени по избирательному участку № 1298 не утрачены, упакованы и сохранены, а потому возможно провести надлежащим образом повторный подсчет голосов избирателей.
Представитель административного ответчика УИК № 1298 - ее председатель Цаберт Т.А. в судебное заседание не явилась. О дне и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщила, отложить рассмотрение дела не просила.
Заинтересованное лицо Петров В.И. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованные лица Хоменко Н.А., Чуманов В.В., представитель партии «ЛДПР» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, отложить рассмотрение дела не просили.
С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив документы по назначению и проведению повторного подсчета голосов избирателей, в том числе результатов этого подсчета по одномандатному избирательному округу № 7; выслушав мнение участников процесса, заслушав свидетелей, обозрев оригиналы протокола ОИК № 7 от 21.03.2018 года и Решения ОИК № 56/1 от 21.03.2018 года, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу п. 15 ст. 239 КАС РФ, гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, в порядке, установленном главой 24 КАС РФ, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Статьей 68 Федерального закона №67-ФЗ определен порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными (п. 1).
После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная" (п.1.1).
Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (п. 1.2).
Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными (п. 1.4).
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (п. 2).
Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения настоящего Федерального закона (п. 4).
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными (п. 6).
В случае признания итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, территории, в субъекте Российской Федерации недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума с отметкой: "Повторный" (п.10).
На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей комиссией, вносятся соответствующие изменения (п.11).
В соответствии со ст. 51 Закона Красноярского края № 8-141, участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке (ч.1).
В случае, если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать (ч. 2):
а) номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово "Протокол"; г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола в следующей последовательности:
строка 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 49 настоящего Закона, в том числе отдельной строкой 3а - в помещении избирательной комиссии муниципального образования;
строка 4: число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
строка 6: число погашенных бюллетеней;
строка 7: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 8: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 9: число недействительных бюллетеней;
строка 10: число действительных бюллетеней;
строка 11: число утраченных бюллетеней;
строка 12: число бюллетеней, не учтенных при получении;
строка 13 и последующие строки: по одномандатному (многомандатному) избирательному округу при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования - в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата, а в случае, установленном в пункте 25 статьи 29 настоящего Закона, - фамилию, имя, отчество внесенного в избирательный бюллетень зарегистрированного кандидата и число голосов избирателей, поданных "За" и "Против" зарегистрированного кандидата;
е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и их подписи;
з) дату и время подписания протокола;
и) печать избирательной комиссии (для протокола, составленного на бумажном носителе).
Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью (ч. 3).
Статьей 52 Закона Красноярского края № 8-141, определен порядок подсчета голосов на избирательном участке.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 5 статьи 21 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным т проведения повторного подсчета голосов (п. 26).
Согласно п. 9 ст. 53 обозначенного закона Красноярского края, при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 5 статьи 21 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный подсчет голосов». Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 5 статьи 21 настоящего Закона, Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах выборов.
Согласно ч. 1 ст. 54 Закона Красноярского края № 8-141, окружная комиссия на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, путем сложения содержащихся в них данных определяет результаты выборов. Члены указанной комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов составляется в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь избирательной комиссии. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов.
Аналогично названной ст. 54 Закона Красноярского края № 8-141, в силу ст. 55 обозначенного Закона Красноярского края определяются результаты выборов по общетерриториальному избирательному округу.
При проведении выборов, в силу ст. 62 названного Закона Красноярского края, в том числе при проведении регистрации (учета) избирателей, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, для оперативного получения, передачи и обработки информации используется только Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы").
В судебном заседании установлено, что 10.09.2017 года состоялись дополнительные выборы депутатов Ирбейского районного Совета Красноярского края по избирательным округам № 6, № 7.
Решением Ирбейского районного суда Красноярского края от 26.12.2017 года признаны незаконными и подлежащими отмене: результаты дополнительных выборов депутатов Ирбейского районного Совета по одномандатному избирательному округу № 7 на избирательном участке № 1298 п. Изумрудный Ирбейского района Красноярского края, решение Окружной избирательной комиссии избирательного округа № 7 Ирбейского района № 53/2 от 10.09.2017 года «О результатах на дополнительных выборах депутата Ирбейского районного Совета по одномандатному избирательному округу № 7», решения Избирательной Комиссии муниципального образования Ирбейский район от 12.09.2017 года № 54/1 «Об установлении общих результатов на дополнительных выборах депутатов Ирбейского районного Совета по одномандатным избирательным округам № 6, №7» в части избрания депутата в Ирбейский районный Совет по одномандатному избирательному округу № 7.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 12.02.2018 года решение Ирбейского районного суда от 26.12.2017 года дополнено, на окружную избирательную комиссию избирательного округа № 7 Ирбейского района Красноярского края возложена обязанность провести повторно подсчет голосов избирателей на дополнительных выборах депутатов Ирбейского районного Совета по одномандатному избирательному округу № 7 на избирательном участке № 1298 п. Изумрудный Ирбейского района Красноярского края прошедших 10.09.2017 года.
21.03.2018 года в период с 11 до 11 часов 52 минут состоялось заседание ОИК № 7 в целях исполнения решения судов о повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке № 1298. При этом доказательств надлежащего уведомления кандидатов в депутаты Чуманова и Хоменко о заседании избирательной комиссии на указанные время, дату и месте, суду не представлено.
Члены ОИК № 7 (действующей на момент выборов 10.09.2017 года), в полном составе произвели вскрытие упакованного мешка с избирательной документацией от 10.09.2017 года, изъяли документы, касающиеся избирательного участка № 1298, произвели вскрытие упаковок, и подсчет голосов избирателей по кандидатам в бюллетенях, показатели которых внесли в Протокол «ОИК об итогах повторного подсчета голосов избирателей по одномандатному избирательному округу № 7 избирательного участка № 1298 21.03.2018 года». При этом в «повторном» Протоколе за кандидатов голоса избирателей отражены следующим образом: за Курочка В.А. – 48, за Петрова В.И. – 80, за Хоменко Н.А. – 4, за Чуманова В.В. 3, против всех – 4. Члены ОИК № 7 решили, что в «повторном» Протоколе первая сторона протокола (графы 1-12) заполняться не должна, поскольку определением Красноярского краевого суда возложена обязанность провести только повторный подсчет голосов избирателей по бюллетеням, то есть просчитать показатели граф 13-17. Списки избирателей не использовали. Члены ОИК № 7 подписали протокол с заполненными графами 12-17 и с прочерками в каждой графе с 1 по 12 включительно. Других действий членами ОИК № 7 на заседании избирательной комиссии 21.03.2018 года не проводилось. Голосования членов данной комиссии по вопросу о признании дополнительных выборов депутата Ирбейского районного Совета по одномандатному избирательному округу № 7 состоявшимися и действительными и о том, кого из кандидатов считать избранным депутатом, 21.03.2018 года не проводилось.
Изложенные обстоятельства полностью подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей Свидетель №4, Свидетель №2, Свидетель №5, ФИО15.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что сведения, содержащиеся в Протоколе ОИК № 7 повторного подсчета голосов избирателей от 21.03.2018 года, необходимо было внести в ГАС «Выборы». Для этих целей 22.03.2018 года председатель ОИК № 7 Пивоваров и член ОИК № 7 Свидетель №5, которая 21.03.2018 года составляла Протокол, прибыли к специалисту по ГАС «Выборы». Однако, для полноценного внесения сведений в систему, необходимо наличие всех граф Протокола. В связи с этим ФИО10, имея доступ к спискам избирателей, воспользовался ими, из указанных списков взял данные, для заполнения граф Протокола с 1 по 12 включительно, передал эти данные для внесения в систему ГАС «Выборы». Что и было сделано, сведения внесены в ГАС «Выборы». После чего ФИО25 по поручению Пивоварова перенесла сведения из системы ГАС «Выборы» в Протокол ОИК №7 повторного подсчета голосов избирателей от 21.03.2018 года.
Данные обстоятельства подтверждены показаниями свидетеля Свидетель №5, данными в судебном заседании и не оспариваются представителем ответчика ОИК № 7 – Пивоваровым.
При обозрении в судебном заседании истребованного из Муниципального архива Ирбейского района оригинала Протокола ОИК № 7 повторного подсчета голосов избирателей по избирательному участку № 1298 от 21.03.2018 года, установлено, что на первой странице Протокола в графах, отведенных для написания цифр, с 1 по 12 имеются прочерки, на которых внесены цифры: в графе 1- 0559, в графе 2 – 0536, в графе 3 – 0004, в графе 3а – 0000, в графе 4 – 0132, в графе 5 – 0003, в графе 6 – 0397, в графе 7 – 0003, в графе 8 – 0136, в графе 9 – 0000, в графе 10 – 0139, в графе 11 – 0000, в графе 12 – 0000.
Допрошенная в судебном заседании Свидетель №5 подтвердила, что первоначально 21.03.2018 года в присутствии всех членов ОИК № 7, в графах с 1 по 12 ею были проставлены прочерки, позже, в отсутствие членов ОИК № 7 по поручению Пивоварова И.И. она проставила в указанный Протокол в графы с 1 по 12 - цифры, которые были указаны в системе ГАС «Выборы».
Судом истребованы из муниципального архива оригинал Протокола заседания ОИК одномандатного избирательного округа № 7 Ирбейского района от 21.03.2018 года № 56 и Решение указанной комиссии № 56/1 от 21.03.2018 года «Об установлении общих результатов на дополнительных выборах депутатов Ирбейского районного Совета по одномандатному избирательному округу № 7 по итогам повторного подсчета голосов на избирательном участке № 1298». Указанные оригиналы документов исследованы в судебном заседании, установлено, что они подписаны председателем комиссии Пивоваровым И.И. и секретарем Свидетель №4. При этом допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №4 показал, что 21.03.2018 года он не исполнял обязанности секретаря комиссии, этим занималась по поручению Пивоварова Свидетель №5 – член комиссии. Он не присутствовал при принятии решения № 56/1, в голосовании по признанию выборов состоявшимися и в том, кого из кандидатов считать избранным, он участия так же не принимал. Вместе с тем протокол заседания комиссии, решение об установлении общих результатов на дополнительных выборах по участку № 1298, Протокол ОИК № 7, он подписал, свои подписи в указанных документах не оспаривал. При этом указал, что в протоколе заседания комиссии № 56 он ошибочно указал год 2017, вместо правильного – 2018.
Изучив представленные доказательства в их совокупности суд приходит к выводу о том, что при проведении повторного подсчета голосов избирателей по рассматриваемому избирательному участку № 1298, ОИК № 7 были грубо нарушены нормы изложенного выше законодательства о выборах. Повторный подсчет голосов избирателей, в смысле, заложенном в это понятие Федеральным законом № 67-ФЗ, в частности ст. 77 и Законом Красноярского края № 8-141, ОИК № 7 не производился, итоговое заседание комиссии по установлению общих результатов по итогам повторного подсчета голосов на избирательном участке № 1298 не состоялось. Сведения в Протокол ОИК об итогах повторного подсчета голосов избирателей по избирательному округу № 7 избирательного участка № 1298 в графы с 1 по 12 включительно внесены из неподтвержденных источников в отсутствие всех членов данной комиссии.
При таких обстоятельствах, учитывая, что разница в голосах избирателей, проголосовавших за кандидатов в депутаты Петрова В.И. и Курочка А.В. составили два голоса, суд приходит к выводу, что три бюллетеня могли повлиять на результаты выборов депутатов Ирбейского районного Совета Красноярского края по избирательному округу № 7, а потому полагает необходимым удовлетворить исковые требования.
Вместе с тем, судом установлено, что бюллетени по избирательному участку № 1298 сохранены, упакованы, а потому суд приходит к выводу возложить на Окружную избирательную комиссию обязанность по проведению повторного подсчета голосов избирателей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1298 ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░,
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21.03.2018 ░░░░ № 56/1 «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1298».
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1298 ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ 10.09.2017 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 05 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░