Дело № 2а-92/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 мая 2020 года пос. Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Сандановой Д.Ч., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Бурятия к Слабеняку Евгению Николаевичу о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Бурятия обратилась в суд с административным иском к Слабеняку Е.Н. о взыскании задолженности по налогам, пени. Просит взыскать со Слабеняка Е.Н. задолженность по налогам (сборам), пени в сумме 4236,28 руб., восстановить пропущенный срок для взыскания недоимки, поскольку меры взыскания не применялись, что было выявлено в результате проведенной инвентаризации.
В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Административный ответчик Слабеняк Е.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Учитывая, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, о чем вынесено определение.
На основании ч. 6 ст. 292 КАС РФ административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании представленных сведений о наличии у Слабеняка Е.Н. транспортного средства налоговым органом исчислена задолженность по транспортному налогу в сумме 4161 руб.
Налогоплательщику Слабеняку Е.Н. направлено налоговое уведомление № 57770221 от 20 сентября 2017 года, которое содержит расчет налога с указанием налоговой базы и ставки налога.
В связи с неоплатой в установленный срок, не позднее 1 декабря 2017 года, налога Слабеняку Е.Н. в порядке ст. 69 Налогового кодекса РФ направлено требование № 2841 от 9 февраля 2018 года, в котором указано в срок до 13 марта 2018 года уплатить задолженность по транспортному налогу, пени.
Судом установлено, что суммы налога и пени налогоплательщиком до настоящего времени не уплачены.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке налоговый орган обратился в ноябре 2019 года к мировому судье судебного участка Муйского района Республики Бурятия с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка Муйского района Республики Бурятия от 16 декабря 2019 года в принятии заявления на выдачу судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени отказано в связи с пропуском срока.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Бурятия обратилась в Муйский районный суд Республики Бурятия 18 февраля 2020 года, т. е. по истечении установленного законом шестимесячного срока.
Из материалов дела следует, что срок исполнения требования был установлен до 13 марта 2018 года.
Следовательно, с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговый орган должен был обратиться до 13 сентября 2018 года, тогда как с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании со Слабеняка Е.Н. задолженности по спорным суммам налога, пени, административный истец обратился лишь в ноябре 2019 года, а с настоящим административным исковым заявлением - 18 февраля 2020 года.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ срок на обращение в суд с иском истек.
Представитель административного истца в своем заявлении просит восстановить пропущенный процессуальный срок в связи с проведенной инвентаризацией.
Согласно ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что ходатайство представителя административного истца о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафа не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено. Следовательно, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
У налогового органа имелось достаточно времени с 13 марта 2018 года для подачи административного искового заявления в установленном законом порядке. Налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Суд считает, что соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца.
Указанная административным истцом причина пропуска срока не признана судом уважительной. Своевременность подачи административного искового заявления не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Бурятия к Слабеняку Евгению Николаевичу о взыскании задолженности по налогам, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья Д.Ч. Санданова