Дело № 2-1259/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25декабря 2018 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Павловой Е.А., при секретаре Семеновой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» в лице директора Бухольцева ОВ к главе муниципального образования «город Северобайкальск», администрации муниципального образования «город Северобайкальск» о признании незаконным Распоряжения Администрации муниципального образования «Город Северобайкальск» от 06.11.2018 г. № 576 «О централизации бухгалтерий Общеобразовательных учреждений»,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» в лице директора Бухольцевой О.В. (далее СОШ № 11) обращаясь в суд, указало, что СОШ № 11 по электронной почте <данные изъяты> получено распоряжение за подписью Главы администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 06.11.2018 г. № 576 «О централизации бухгалтерий общеобразовательных учреждений».
Учреждение считает, что данное распоряжение незаконно, потому как для вывода из штатных расписаний общеобразовательных учреждений ставок, не связанных с образовательным Процессом на основании писем Министерства образования и науки Республики Бурятия оснований нет. В соответствии с пунктом 4 раздела II Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2015 г. № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных), услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением», нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, за исключением государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, определяются в расчете на одного обучающегося по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Абзацем 2 подпункта 6.1 пункта 6 раздела II вышеуказанного Приказа установлено, что в состав нормативных затрат включаются затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, включая административно-управленческий аппарат. Статьей 9.2 федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», определено, что, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В целях обеспечения реализации указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализаций государственной социальной политики», распоряжения Главы Республики Бурятия от 20.12.2017 г. № 146-рг, в соответствии с Программой поэтапного совершенствования Системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, приказом Управления образования администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 17.12.2016 г. № 522, «Учреждением» на основании данных мониторинга, индикатор средней заработной платы по педагогическим работникам выполняется ежемесячно. Для реализации вышеуказанных Нормативно-правовых актов, в рамках компетенции директора «Учреждения» утверждено штатное расписание на 2018-2019 учебный год по согласованию с Учредителем. В соответствии со статьей 52 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно- технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Пунктом 3.1 раздела 3 Устава Учреждения установлено, что «в соответствий с законодательством Российской Федерации Учреждение обладает автономией, самостоятельно в принятии решений и осуществлении действий, вытекающих из Устава. Под автономией понимается самостоятельность Учреждения в подборе кадров, осуществлений Образовательной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, нормативными правовыми актами муниципального образования «город Северобайкальск», а также настоящим Уставом». При этом, законодательно закреплено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Самостоятельное ведение бухгалтерского учета позволяет руководителю не затрачивать ресурсы на контроль, за деятельностью бухгалтерской службы, своевременно и оперативно реагировать на все происходящие финансово-хозяйственные процессы в «Учреждении». При том, как в условиях «централизации» это требует согласования с органом, осуществляющим полномочия по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Соответственно увеличиваются временные затраты на осуществление каждой финансовой операции. Централизация ведения бухгалтерского учета и отчетности, нарушает принцип автономии Учреждения. Именно руководитель экономического субъекта, в соответствии с нормами права Трудового кодекса Российской Федерации и Уставом Учреждения, является работодателем для работников, состоящих с ним в трудовых отношениях. Согласно, статьи 16 федерального закона от 06.10.2003 г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 9 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образований в Российской Федерации», статьи 31 Устава муниципального образования «город Северобайкальск» - формирование штатной численности «Учреждения» к полномочиям органа местного самоуправления городского округа, а так же к полномочиям главы муниципального образования «город Северобайкальск» в области образования не относится. Считают, что письмо Министерства образования и науки Республики Бурятия от 27.09.2018 г. № 17-01/3917/18 «Об обращении», направленное в адрес педагогических работников г. Северобайкальск в части абзаца 2 пункта 3, по переводу должностей бухгалтеров в количестве 11 штатных единиц (не связанных с образовательным процессом) финансируемых в настоящее время за счет средств республиканского бюджета, носит рекомендательный характер. Просят признать незаконным распоряжение за подписью Главы администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 06.11.2018 г. № 576 «О централизации бухгалтерий общеобразовательных учреждений».
Определением суда по делу в качестве третьих лиц привлечены Управление образования администрации МО "г. Северобайкальск", МБОУ Гимназия № 5 имени Л.В. Усыниной, МБОУ "Лицей № 6", Министерство образования и науки РБ., соответчиком администрация МО «г. Северобайкальск».
Представитель истца по доверенности Ушаков И.В., директор СОШ № 11 Бухольцева О.В. требования изложенные в иске поддержали, дополнительно пояснили, что Распоряжение Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 06.11.2018 г. № 576 «О централизации бухгалтерий общеобразовательных учреждений» издано за пределами предоставленных администрации МО «г.Северобайкальск» как представителю Учредителя. В соответствиями с положениями Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Таким образом, учредитель не является органом управления, мнение Учредителя при принятии указанных локальных правовых актов не учитывается. Изменение штатного расписания, увольнение или прием на работу работников - это компетенция директора школы, а не главы администрации МО «г.Северобайкальск».
Ответчик глава МО «г. Северобайкальск» в судебное заседание не явился, администрация МО «г. Северобайкальск» в судебное заседание не явилась, предоставили заявление о рассмотрении в отсутствие. Ранее в судебном заседании с требованиями истца были не согласны, пояснили, что полагают заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку принятый администрацией МО ненормативный акт «О централизации бухгалтерий общеобразовательных учреждений», не противоречит закону и не нарушает права и интересы Заявителя и учреждения на основании следующего. Исходя из положений статьи 2, частей 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Как следует из оспариваемого распоряжения, основанием для его вынесения послужило письмо Министерства образования и науки РБ о необходимости вывода из штатных расписаний общеобразовательных учреждений бухгалтеров (не связанных с образовательным процессом) финансируемых из республиканского бюджета, на местный бюджет.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 5 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, руководители государственных (муниципальных) учреждений имеют право: возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо; заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с другим учреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора.
Пунктом 2 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» также установлено, что руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту.
Данное положение подтверждается Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 08.06.1998 N 30 «О статусе общеобразовательных учреждений», согласно которому для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом, или с органом управления образования, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением. В силу ст. 14 Закона N 131-ФЭ в перечень вопросов местного значения входят составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением и т.д.
При этом структурные подразделения местной администрации выполняют отдельные управленческие функции в целях реализации полномочий местной администрации в целом. Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единых централизованных информационных систем учета и отчетности в организациях госсектора публично-правового образования, является важной составляющей деятельности по оптимизации расходов бюджета (в частности, Раздел III Рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 01.12.2014 N06-03- 05/61507). Централизованная бухгалтерия может быть как самостоятельным юридическим лицом (в форме бюджетных или казенных учреждений (письма Минфина России от 18.02.2016 N02-07-05/9219, от 26.11.2010 N 02-03-10/4888)), так и структурным подразделением органа местного самоуправления - администрации муниципального образования.
Централизованная бухгалтерия создается по распоряжению государственного органа (органа местного самоуправления). Поэтому именно указанные органы принимают решение о создании централизованной бухгалтерии как структурного подразделения или как самостоятельного юридического лица. Создание централизованной бухгалтерии в структурном подразделении органа местного самоуправления - довольно частая практика в деятельности публично-правовых образований на всей территории Российской Федерации. Централизованные бухгалтерии создаются в следующих целях:
установление единых правовых и методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета; сокращение затрат по осуществлению мероприятий по организации бухгалтерского учета и составления отчетности; формирование полной и достоверной информации о деятельности обслуживаемых учреждений; достижение наиболее полного и эффективного использования бюджетных средств. Таким образом, решение органа местного самоуправления о централизации бухгалтерий общеобразовательных учреждений, не противоречит закону и не нарушает законных прав заявителя.
Представитель третьего лица управления образования администрации МО «г. Северобайкальск» Михайлова Т.М. в судебном заседание не явилась, ранее в судебном заседании с требованиями истца были не согласны.
Представитель Министерства образований и науки Ангашанова Л.Д. в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании суду пояснила, что направленное письмо в администрацию города носит рекомендательный характер. И обжалуемое распоряжение администрации является решением Учредителя СОШ № 11. Министерство так же является учредителем некоторых форм образовательных учреждений. И в настоящее время образование централизованной бухгалтерии является экономически выгодным. Создание централизованной бухгалтерии может повлиять на повышение зарплаты учителям. Финансирование оплаты учителя идет с республиканского бюджета, местный бюджет только производит оплату по содержание имущества.
Третьи лица МБОУ Гимназия № 5, МБОУ "Лицей № 6" в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, приходит к следующему.
В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» ст.4 отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее законодательство об образовании).
Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно распоряжению администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 06.11.2018 г. № 576 «О централизации бухгалтерий общеобразовательных учреждений»: В связи с необходимостью вывода из штатных расписаний общеобразовательных учреждений ставок, не связанных с образовательным процессом, на основании писем Министерства образования и науки Республики Бурятия о необходимости вывода из штатных расписаний общеобразовательных учреждений бухгалтеров, финансируемых из республиканского бюджета, на местный бюджет: 1.Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 5» имени JI.B. Усыниной, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лицей № 6», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 11» провести передачу ведения бухгалтерского учета и отчетности общеобразовательных учреждений с 09 января 2019 года в отдел учета и отчетности Управления образования администрации муниципального образования «город Северобайкальск» путем проведения организационно - штатных мероприятий в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
2.Голодюк И.М., и.о. директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 5» им. JI.B. Усыниной, Купцову А.М., директору муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 6», Бухольцевой О.В., директору муниципального бюджетного Общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11», провести процедуру сокращения бухгалтеров до 09 января 2019 года.
Из п.п.11 Устава СОШ № 11 следует, что Учреждение является не коммерческой организацией. В соответствии с п.1.11 Устава Учредителем и собственником имущества Учреждения является МО «г. Северобайкальск». Функции и полномочия Учредителя от имени МО «г. Северобайкальск» осуществляет администрация МО «г. Северобайкальск» в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1.12 Устава предусмотрено, что Учреждение может иметь гражданские права и нести обязанности. Быть ответчиком или истцом в суде. Пунктом 3.9 Устава установлено, что Учреждение имеет право определять и устанавливать формы и систему оплаты, численность работников, структуру и штатное расписание.
Пунктом 3.16 Учреждение обязано обеспечивать гарантированные условия труда и социальной защиты своих работников, осуществлять оперативный и бухгалтерский учет.
Таким образом, из указанных положений Устава установлено, что истец ведет бухгалтерский учет самостоятельно, а так же распоряжение штатами.
Права Учредителя определены п.4.3. Устава, в соответствии с которым изменение штатного расписания Учреждения, сокращения штатов, проведение организационно-штатных мероприятий не отнесено к компетенции Учредителя.
Статьей 28 пунктом 3 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
Статьей 26 Закона об образовании предусмотрено, что единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
При этом согласно ст.30 Закона об образовании, при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
Таким образом, мнение Учредителя при принятии указанных локальных правовых актов не учитывается.
Соответственно образовательное учреждение СОШ № 11, как образовательная организация самостоятельно определяет свое штатное расписание и также самостоятельно его изменяет.
Таким образом, из вышеизложенных норм следует, вопрос формирования внутренней структуры образовательного учреждения является компетенцией самого образовательного учреждения СОШ № 11, а не учредителя, в связи с чем, администрация МО "г. Северобайкальск» не имела права давать распоряжения относительно централизации бухгалтерии школы, сокращения штата, проведения организационно - штатных мероприятий, чем нарушены права истца, в связи с чем указанное распоряжение является незаконным в части п.1 и п.2 Распоряжения.
Ссылка ответчика на письмо Министерства образования и науки Республики Бурятия от 27.09.2018 г. № 17-01/3917/18 «Об обращении», направленное в адрес педагогических работников г. Северобайкальск в части абзаца 2 пункта 3, по переводу должностей бухгалтеров в количестве 11 штатных единиц (не связанных с образовательным процессом) финансируемых в настоящее время за счет средств республиканского бюджета, не состоятельна, так как указанное письмо носит рекомендательный характер, что так же и подтвердил представитель Министерства образований и науки Ангашанова Л.Д.
Что касается п.3 Распоряжения об изменении штатного расписания в Управлении образования администрации МО «г. Северобайкальск», то в данной части требования истца не подлежат удовлетворению, та как данной части права истца не нарушаются.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» удовлетворить частично.
Распоряжение Администрации муниципального образования «Город Северобайкальск» от 06.11.2018 г. № 576 «О централизации бухгалтерий Общеобразовательных учреждений» в части п.1, п.2 признать незаконным.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в мотивированной форме 28.12.2018 года
Судья Е.А. Павлова