РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года гор. Лангепас
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Пашинцева А.В., при секретаре Домнышевой М.В., с участием ответчиков Меркулова В.А., Меркуловой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <...> по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к Меркулову В. А., Меркуловой Е. И., Хозикову А. А.чу о взыскании задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени, расходов по оплате госпошлины,
установил:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов обратился в суд с настоящим иском к Меркулову В.А., Меркуловой Е.И., Хозикову А.А., ссылаясь на те обстоятельства, что Меркулов В.А., Меркулова Е.И., Хозиков А.А. с <дата> владеют на праве общей долевой собственности жилым помещением <...> в многоквартирном доме <адрес>. На основании п.2 ст.5 Закона ХМАО – Югры от 01.07.2013 № 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за тем, в котором была официального опубликована утвержденная окружная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, но не позднее, чем с 1 сентября 2014 года. Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждена постановлением Правительства ХМАО – Югры от 25.12.2013 № 568-п, опубликована 31.12.2013. Многоквартирный дом <адрес> включен в окружную программу. Собственники многоквартирного дома реализовали способ формирования фонда капитального ремонта и на основании протокола <...> от <дата> приняли решение о формировании фонда капительного ремонта на счете регионального оператора. За период с <дата> по <дата> за ответчиками числится задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 41 634,30 рублей. Т.к. ответчиками до настоящего времени не произведена оплата суммы долга по взносам на капитальный ремонт, в соответствии с ч.14.1 ст.155 ЖК РФ, оплате подлежат пени за период с <дата> по <дата> в размере 8 754,30 рублей. Просит суд взыскать с ответчиков задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с <дата> по <дата> в размере по 13 878,10 рублей с каждого, пени за просрочку обязательств по уплате взноса на капитальный ремонт за период с <дата> по <дата> в размере по 2 918,10 рублей с каждого, судебные издержки в виде уплаченной государственной пошлины в размере по 570,55 рублей с каждого.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие ответчика Хозикова А.А. на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, а также в отсутствие представителя истца на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчики Меркулов В.А., Меркулова Е.И. в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на письменные возражения на иск. В обоснование возражений указали, что фактически между ними и истцом нет и никогда не было никаких правоотношений, поэтому не знают на каком основании и каких документов истец получил доступ к их персональным данным. Свои обязанности платить установленные государством налоги и сборы они не отрицают. Но они обязаны платить за коммунальные услуги, которые оказаны, капитальный ремонт же не оказывает услуг, а плату требует. Указывают, что никакого собрания собственников о выборе способа формирования фонда капитального ремонта никто не назначал и не проводил. Протокол <...> от <дата>, на который опирается истец, он никогда не видел и не давал согласия на реализацию фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Кроме того, исходя из норм п.1 ст.36.1, ст.170 ЖК РФ, фонд формируется из взносов и пеней. Нет информации о том, что фонд может пополняться путем взыскания через суд с неплательщиков взносов. Ни ЖК РФ, ни законом ХМАО – Югры «Об организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО - Югры» не предусмотрено осуществление претензионной и исковой работы со стороны регионального оператора. Таким образом, фонд капитального ремонта многоквартирных домов не является надлежащим истцом, т.к. не обладает правом требования взыскания задолженности через суд. По определению Верховного Суда РФ № А-57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт не является обязательной. Фонд собирается добровольно и не предусматривает плату за несуществующие услуги. К тому же, их дому всего 10 лет.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ответчики Меркулов В.А., Меркулова Е.И., Хозиков А.А. являются собственниками по 1/3 доли у каждого квартиры <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> (л.д.17-20).
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Как следует из положений ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (ч. 2). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4).
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В силу ч.1 ст.169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно ч.3 ст.169 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
На основании п.2 ст.5 Закона ХМАО – Югры от 01.07.2013 № 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за тем, в котором была официально опубликована утвержденная окружная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, но не позднее чем с 1 сентября 2014 года, за исключением случаев, установленных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждена постановлением Правительства ХМАО – Югры от 25.12.2013 № 568-п, опубликована 31.12.2013. Многоквартирный дом <адрес> включен в указанную программу.Таким образом, вопреки утверждениям ответчиков, уплата взносов на капитальный ремонт в соответствии с действующим законодательством является обязанностью собственников жилых помещений.
В соответствии с ч.1 ст.181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно ч.7 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
В силу ч.1 ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации создан Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, который является региональным оператором по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Формирование фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на счете регионального оператора подтверждается постановлением администрации г.Лангепаса от <дата> <...> «Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счет Югорского оператора на территории муниципального образования городской округ город Лангепас». Данное решение органа местного самоуправления находится в общем доступе на сайте администрации г.Лангепаса.
В связи с изложенным, доводы ответчиков об отсутствии у Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов оснований для обращения в суд с иском о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, признаются судом несостоятельными, поскольку в силу ч.1 ст.2 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Первоначально Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов обратился к мировому судье с заявлениями о выдаче судебных приказов на взыскание с Меркулова В.А., Меркуловой Е.И., Хозикова А.А. задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт и пени, в связи с чем, были выданы судебные приказы <...> от <дата>, <...> от <дата>, <...> от <дата>, которые впоследствии определениями мирового судьи от <дата>, от <дата>, от <дата> соответственно отменены в связи с поступившими возражениями от ответчиков (л.д.14-16).
Согласно расчету истца (л.д.8, 10-13), по состоянию на <дата> у ответчиков имеется задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с <дата> по <дата> в сумме 41 634,32 рублей. Данный расчет ответчиками не оспаривался.
Как разъяснил пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ).
Согласно ст.123 Конституции РФ, ч.1 ст.12, ст. ст. 56, 195 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна представить суду доказательства в обоснование своих доводов и возражений, а суд основывает свое решение только на представленных и исследованных в судебном заседании доказательствах.
Ответчиками доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязательств по своевременному внесению платы за капитальный ремонт, в суд не представлено.
Таким образом, судом установлены основания для взыскания с ответчиков задолженности в сумме по 13 878,10 рублей с каждого.
В соответствии с ч.14.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Исходя из представленного истцом расчета пени (л.д.12-13), не оспоренного ответчиками, сумма пени за период с <дата> по <дата> составляет 8 754,30 рублей. Таким образом, с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию сумма пени в размере по 2 918,10 рублей с каждого.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере по 570,55 рублей с каждого.
Руководствуясь статьями 194, 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 13 878 ░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 918 ░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 570 ░░░░░░ 55 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 17 366 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 75 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 13 878 ░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 918 ░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 570 ░░░░░░ 55 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 17 366 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 75 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 13 878 ░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 918 ░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 570 ░░░░░░ 55 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 17 366 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 75 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░