Дело № 2-1243/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Синягина Р.А.,
при секретаре Запрудновой Н.А.,
с участием представителя истца Шадриной О.В.,
представителя ответчика и третьего лица Куликовой Т.Ю.,
третьего лица Хомякова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску прокурора города Владимира в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «фирма «Алькор плюс» об обеспечении доступа инвалидов в здание,
установил:
Прокурор г. Владимира, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «фирма Алькор плюс» об обеспечении доступа инвалидов в здание. В обоснование требований указано, что прокуратурой города Владимира проведена проверка соблюдения законодательства при обеспечении доступности для инвалидов объектен инфраструктуры частной системы здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи.
В результате проверки установлено, что ООО «фирма «Алькор плюс» осуществляет медицинскую деятельность (стоматология) в нежилом помещении по адресу: ...... на которое, как объект социальной инфраструктуры частной системы здравоохранения, в полной мере распространяются требования о создании надлежащих условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
Ответчиком не обеспечены условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту и предоставляемым на нем услугам, в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объекту и предоставляемым в нем услугам (отсутствует пандус); возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположен объект; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование для инвалидов необходимой звуковой и зрительной информации, надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля; перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
Прокуратурой города Владимира в адрес ответчика было внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Несоблюдение ответчиком перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчика в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить доступность для инвалидов в соответствие с требованиями градостроительного законодательства и Свода Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». СНИП 35-01-200 1 объекта социальной инфраструктуры - стоматологической клиники, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Верхняя Дуброва, д. 26-г, а именно: оборудовать вход в здание, предназначенный для доступа маломобильных групп населения, пандусом; установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефноточечного шрифта Брайля рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м в том числе: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
Определением судьи от 27.07.2021 года к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета иска, привлечены Куликова Т.Ю. и Хомяков А.В. (л.д.51).
В судебном заседании представитель истца, старший помощник прокурора г. Владимира Шадрина О.В.. действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила удовлетворить.
Представитель ответчика, директор ООО «фирма «Алькор плюс» и третье лицо Куликова Т.Ю., в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, указала, что последствия признания иска ей понятны, признание иска оформлено в письменном виде (л.д. 62-63).
Третье лицо Хомяков А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями также согласился, указал, что выявленные недостатки будут устранены.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 181 -ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности:
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи установлен Приказом Минздрава РФ от 12.11.2015 № 802н (далее - Порядок).
Под объектами инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в целях указанного Порядка понимаются помещения, здания и иные сооружения, используемые для предоставления услуг инвалидам в сфере охраны здоровья органами и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, предоставляющими независимо от организационно-правовых форм услуги в сфере охраны здоровья в рамках осуществления деятельности и оказывающими необходимую помощь инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению этих ус т (использованию объектов) наравне с другими лицами (далее - органы и организации, предоставляющие услуги).
В соответствии с п. 4 Порядка, органы и организации, предоставляющие услуги в сфере здравоохранения, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски:
условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами;
при необходимости оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
Кроме условий доступности услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, органами и организациями, предоставляющими услуги, обеспечиваются: Собственники объектов, где инвалидам предоставляются услуги, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают (до их реконструкции или капитального ремонта) согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно обеспечить, для предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.
Органы и организации, предоставляющие услуги, на арендуемых объектах, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают меры по дополнению соглашений с арендодателями либо по включению в договоры аренды условий об исполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и услуг (п. 7 Порядка).
В силу пунктов 8-15 Порядка в целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и услуг проводится обследование, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг. Паспорт, разработанный комиссией, утверждается руководителем (заместителем руководителя) органа или организации, предоставляющих услуги, и представляется в течение 10 рабочих дней с момента утверждения организациями, предоставляющими услуги, частной системы здравоохранения – учредителю соответствующей организации. Утвержденные Паспорта хранятся в органах и организациях, предоставляющих услуги, осуществляющих разработку дорожных карт, после чего передаются в архив в установленном порядке.
Согласно положениям статьи 30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений: безопасность путей движения, а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной: основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими сил у некоторых актов Правительства Российской Федерации» в соответствии с частью I статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден перечень национальных стандартов и сводов - правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Пунктом 43 в указанный перечень включены: СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001): Разделы 1 (пункты 1.1 - 1.3), 2, 4 (кроме пункта 4.6), 5 (пункты 5.1.2 - 5.1.8, 5.1.10, 5.1.11, абзацы первый, - четвертый, пятый и шестой пункта 5.1.12, пункты 5.1,13 -5.1.16, абзац второй пункта 5.1.17, 5.2.1 - 5.2.5, 5.3.1 - 5.3.3), 6 (6.1.1, 6.1.2, 6.1.4-6.1.6, 6.1.8 (кроме абзаца седьмого), 6.1.9, 6.2.1 - 6.2.9. 6.2.10 (кроме абзаца второго), 6.2.11 - 6.2.13, абзац первый пункта 6.2.14, пункты 6.2.16 (кроме абзацев первого и третьего), 6.2.19 - 6.2.22, 6.2.24 - 6.2.32, 6.3.1 - 6.3.9, 6.4.1 - 6.4.3, 6.5.1, 6.5.2, абзац первый пункта 6.5.3, пункты 6.5.5, 6.5.6, 6.5.9). 7 (кроме абзацев второго и третьего пункта 7.1.7, абзаца второго пункта 7.2.2), 8 (за исключением пунктов 8.1.1, 8.1.5, 8.1.6, 8.2.5, абзаца второго пункта 8.5.8), 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.4 - 9.10), приложение А.
Так, в силу подпункта 6.1.1. СНиП 35-01-2001 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Как следует из пункта 6.1.2. СНиП 35-01-2001 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4.0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15. Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается на объекте.
Согласно пункту 6.5.9 СНиП 35-01-2001 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков н символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м:
перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов);
перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
Судом установлено, что ООО «фирма «Алькор Плюс» зарегистрировано в ЕГРЮЛ с 07.04.1998 года, и занимается осуществлением медицинской деятельности (л.д.18-36, 42-43).
В соответствии с договором аренды нежилого помещения от 01.07.2019 года, ООО «фирма «Алькор Плюс» является арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу: ......, используемого в качестве стоматологического кабинета (л.д.64-66).
Право собственности на указанное нежилое помещение в соответствии с выпиской ЕГРН принадлежит Куликовой Т.Ю. и Хомякову А.В. (л.д.45-46,64-66).
Согласно акту проверки от 10.05.2021 года, проведенной прокуратурой г. Владимира, следует, что в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 6.1.2. СНиП 35-01-2001 вход в здание (сооружение) при наличии разности отметок тротуара и тамбура не оборудован пандусом; нарушение статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 6.5.9 СНиП 35-01-2001 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля не размещены рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м в том числе: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения (л.д.12).
Указанные факты подтверждаются также фотоматериалами с места проведения проверки (л.д.13).
Статьей 39 ГПК предусмотрено право ответчика признать иск. В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ответчиком ООО «фирма «Алькор плюс» исковые требования признаны в полном объеме, положения ч. 3 ст. 173 ГПК РФ представителю ответчика судом разъяснены и понятны (л.д.62).
Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и интересов иных лиц, в связи с чем может быть принято судом.
Таким образом, на основании вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Владимира законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ч. 3 ст. 173, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Владимира – удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «фирма «Алькор плюс» (ИНН 3329018920) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить доступность для инвалидов в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года N 904/пр, объекта социальной инфраструктуры – стоматологической клиники, расположенного по адресу: ......, а именно:
- оборудовать вход в здание пандусом, предназначенным для доступа маломобильных групп населения;
- установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 метра, в том числе перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов), и перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «фирма «Алькор плюс» в доход местного бюджета государственную пошлину 6000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 07 сентября 2021 года включительно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья: подпись Р.А. Синягин
Решение суда в окончательной форме составлено 07 сентября 2021 года.
Судья: подпись Р.А. Синягин
Решение не вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле №2-1243/2021, находящемся в производстве Фрунзенского районного суда г. Владимира.
Секретарь судебного заседания Н.А. Запруднова