Дело № 12-2/2018
РЕШЕНИЕ
08 февраля 2018 года |
село Усть-Кулом |
Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми О.В. Барбуца,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – представителя публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» П.А. Ковелько, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», ОГРН 1047855175785, расположенного по адресу: <адрес>
на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей,
установил:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ № публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ПАО МРСК Северо-Запада», Общество) привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО МРСК Северо-Запада» обратилось в Усть-Куломский районный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения либо снизить размер наказания.
Представитель ПАО МРСК Северо-Запада» Ковелько П.А. при рассмотрении жалобы ее доводы поддержал в полном объеме.
Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее – Министерство) своего представителя для участия в рассмотрении жалобы не направило, заместитель министра ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Министерства. С доводами жалобы не согласен и просит постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителя Общества, исследовав представленные материалы, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что письмом МР2/5-51/005-02/2331 от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «МРСК Северо-Запада» уведомило государственное учреждение Республики Коми «Пруптское лесничество» (далее - ГУ «Пруптское лесничество»), что в период с мая по сентябрь 2016 года на электросетевом объекте ВЛ-110 кВ № «Керчомья - Зимстан», находящемся на землях ГУ «Пруптское лесничество» Климовского участкового лесничества в границах охранной зоны линейного объекта будет проведено расширение просеки ВЛ-110 кВ.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ГУ «Пруптское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ было проведено патрулирование территории лесного фонда в кварталах № Климовского участкового лесничества, в результате которого выявлено, что просека, на которой находится линия электропередач ВЛ-110 кВ № ПС Керчомья - ПС Зимстан, не свободна от горючих материалов. На просеке имеется срубленная частично складированная в виде сортиментов древесина, древесина, оставленная на месте рубки в виде хлыстов, а также порубочные остатки (ветки, вершинки деревьев), оставленные на месте рубки вдоль стен леса. При этом места складирования находятся на расстоянии 1-2 метра от прилегающего хвойного леса, в некоторых местах непосредственно примыкают к стенам леса, и не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
Порубочные остатки и срубленная древесина обнаружены в квартале № выделах № на площади 2,52 га между пролетами опор № 106-100 ВЛ -ПО кВ; в квартале № выделах №№,35 на площади 0,17 га между пролетами опор № 107-108 ВЛ-110кВ. По результатам патрулирования составлены акт патрулирования № от ДД.ММ.ГГГГ, схема места нарушения правил пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, схематический план места нарушения правил пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, изготовлены фотографии.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что использование лесов осуществляется с учетом их глобального экологического значения, а также длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, с целью обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ установлено, что строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 ЛК РФ).
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
Пунктом 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 установлено, что сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 8 Приказа Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» (далее - Приказ № 223) в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в тоннеле в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Пунктом 16 Приказа № 223 установлено, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичным веществами.
В соответствии с частью 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
На основании пункта 21 Правил складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
В соответствии с пунктами 34 и 35 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» горючие вещества -вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Следовательно, ветки, кусты, валежник, сухостой, срубленные кустарники и деревья, а также иные порубочные остатки, полученные при расчистке охранных зон линейных объектов, являются горючим материалом, и их нахождение в границах охранных зон линий электропередач в период пожароопасного сезона влечет нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Республики Коми от 18.04.2016 № 197 установлено начало пожароопасного сезона на территории Республики Коми с 29.04.2016.
На основании постановления Правительства Республики Коми от 25 апреля 2016 года № 213 «Об особом противопожарном режиме на территории Республики Коми» с 30 апреля 2016 года на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» введен особый противопожарный режим.
Постановлением Правительства Республики Коми от 25 сентября 2016 года № 440 «Об отмене особого противопожарного режима на территории Республики Коми» с 15 сентября 2016 года на территории Республики Коми отменен особый противопожарный режим.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
На основании свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ ВЛ-110 кВ № 187 ПС ПС Керчомья - ПС Зимстан на праве собственности принадлежит ПАО «МРСК Северо-Запада».Являясь собственником линии электропередачи, расположенной на лесном участке, ПАО «МРСК Северо-Запада» обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по содержанию просеки, и, следовательно, несет ответственность в случае нарушения данных требований.
Согласно договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ и приложению №а к договору работы по расчистке просеки на данном участке производились ООО «Электро-СетьПриборМонтаж».
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ГУ «Пруптское лесничество» за нарушение пунктов 21, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах в отношении юридического лица ПАО «МРСК Северо-Запада» составлен протокол 01/ОЗЛ об административном правонарушении по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 715, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик по договору подряда вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком и требовать устранения их недостатков. В этой связи ПАО «МРСК Северо-Запада» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации имело возможность контролировать работу подрядчика, а в соответствии с лесным законодательством было обязано контролировать соблюдение пожарной безопасности в лесах.
Исходя из требований части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае допущенное Обществом нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества и, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правой обязанностей по соблюдению законодательства.
Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, юридическим лицом ПАО «МРСК Северо-Запада» при использовании лесов допущено нарушение пунктов 21, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах в период пожароопасного сезона в условиях особого противопожарного режима.
Нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело не допущено.
Действия ПАО «МРСК Северо-Запада» по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Срок давности и порядок привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, не нарушены.
Административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в минимальном размере, соответствует принципам соразмерности и справедливости назначения наказания, при этом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено, с чем судья соглашается.
Жалоба не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу постановления.
Доводы жалобы о признании правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, малозначительным не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Наступление общественно опасных последствий не является обязательным признаком состава рассматриваемого правонарушения (часть 3 статьи 8.32 КоАП РФ), поэтому не наступление таковых не свидетельствует об отсутствии состава рассматриваемого правонарушения или о его малозначительности.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, учитывая, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. По делам названной категории, имеющим формальный состав, следует учитывать не то, причинен либо не причинен действиями лица какой-либо вред, а существовала ли угроза охраняемым общественным отношениям, насколько она была реальна и какие последствия могли наступить в результате несоблюдения тех или иных требований лесного законодательства.
Материалы административного дела не содержат каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное правонарушение как малозначительное.
Учитывая, что выявленное административным органом нарушение правил пожарной безопасности в лесах особенно в период пожароопасного сезона при условиях особого противопожарного режима свидетельствует о потенциальной угрозе публичных интересов в сфере регулируемого государством порядка в области охраны окружающей среды и природопользования, исходя из фактических обстоятельств дела, прихожу к выводу о том, что статья 2.9 КоАП РФ не может быть применима для данной категории дел.
Обществом также заявлено о снижении размера административного штрафа до 50 000 рублей в виду отсутствия негативных последствий.
Частями 3.2 – 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Однако Обществом не представлено доказательств о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, не добыто таковых и судьей при рассмотрении жалобы. В связи с чем судья не находит правовых оснований для снижения размера назначенного административного штрафа.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований КоАП РФ, влекущих за собой отмену либо изменение постановления должностного лица, не допущено, постановление о назначении административного наказания в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» является мотивированным, законным, обоснованным и соответствующим требованиям статьи 29.10 КоАП, в связи с чем, жалоба ПАО «МРСК Северо-Запада» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня его вручения или получения с подачей жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми, либо непосредственно в Верховный суд Республики Коми.
Судья подпись О.В. Барбуца
Копия верна. Судья