Судья Максимов А.А. № гражданского дела 2-385/2021
Поступило ... г. 33-2285
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 28 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К. и Богдановой И.Ю., при секретаре Гетмановой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 08 апреля 2021 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Кабанского района Республики Бурятия удовлетворить;
обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Кузнецовой Г взамен предоставленного ей ранее жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, Рашевской Ю взамен предоставленного ей ранее жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, каждой жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия, благоустроенное применительно к с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия, пригодное для постоянного проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, площадью не менее ранее предоставленного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском в интересах Кузнецовой Г.И. и Рашевской Ю.А. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, прокурор Кабанского района Республики Бурятия просил обязать ответчика предоставить истцам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, пригодные для проживания, отвечающие требованиям действующего законодательства, строительным и техническим нормам, взамен предоставленных им ранее жилых помещений по адресу: <...>
Иск мотивирован тем, что истцы Кузнецова Г.И. и Рашевская Ю.А. относятся к категории детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истцам были предоставлены жилые помещения, которые имеют строительные нарушения, проживать в них невозможно. Таким образом, право истцов на обеспечение жилыми помещениями, пригодными для постоянного проживания, отвечающее всем признакам, регламентированным ч.2 ст. 15 ЖК РФ, осталось нереализованным.
Определением суда от 22.03.2021 г. по ходатайству ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Определением суда от 08.04.2021 г. производство по делу в части требований к ответчикам ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия прекращено ввиду отказа истца от иска.
В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник прокурора Дарменко Д.П., истцы Кузнецова Г.И., Рашевская Ю.А. исковые требованиям поддержали.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, его представитель по доверенности Аюшиева О.В. подала апелляционную жалобу, в которой содержится просьба об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности, указывая на то, что согласно позиции Верховного суда РФ отраженной в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 16.09.2009 г. при рассмотрении вопроса может ли суд на основании заключения строительно-технической экспертизы признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу по жалобе жильцов этого дома, если межведомственная комиссия и орган местного самоуправления уклоняются от принятия соответствующих решений, Верховный суд РФ указал, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. По мнению автора жалобы, строительно-технические экспертизы, положенные в основу исковых требований, не отвечают требованиям допустимости доказательств, установленных ст. 60 ГПК РФ, в противном случае имеет место подмена полномочий межведомственной комиссии. Апеллянт отмечает, что не может быть признано заключением экспертизы по гражданскому делу заключение экспертизы, проведенной в процессе рассмотрения другого уголовного, гражданского или административного дела. Кроме того, податель жалобы обращает внимание, что исполнение решения возможно при наличии жилых помещений, то есть при условии сформированности специализированного жилищного фонда. Полномочиями по приобретению (строительству) жилых помещений с целью их предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Минсоцзащиты РБ не обладает.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор района Масалов Э.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Сметанина И.Г. просила решение суда оставить без изменения.
Остальные участники процесса не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело по данной явке
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалоба, выслушав участника процесса, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным и обоснованным тогда, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 г. № 102 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 Положения от 31.03.2005 г. № 102 уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Министерство); формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется Министерством с разбивкой по муниципальным районам и городским округам в Республике Бурятия в соответствии с Законом Республики Бурятия от 22.12.2012 N 3102-IV "Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия" на основании списков, предоставляемых органами опеки и попечительства (пункт 5); предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам осуществляется Министерством по месту их жительства с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения (пункт 7).
В соответствии: с п.п. 3, 4 и 5 п. 3.21 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия", утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 N 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы Кузнецова Г.И. и Рашевская Ю.А. относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда от 14.12.2016 г. в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 159-ФЗ Кузнецовой Г.И. предоставлено жилое помещение по адресу: <...>
По договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда №... от 14.12.2016 г. предоставлено жилое помещение Рашевской Ю.А. по адресу: <...>
Постановлениями Администрации МО «Кабанский район» от 19.12.2016 №№ ... Кузнецова Г.И. и Рашевская Ю.А. в связи с предоставлением жилого помещения сняты с учета в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Исходя из предъявленных требований, юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по данному делу, являлось, прежде всего, выяснение вопроса – надлежащим ли образом ответчик Министерство социальной защиты населения РБ исполнил свою обязанность при предоставлении истцам жилых помещений по договорам специализированного найма в рамках Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 г., отвечали ли предоставленные жилые помещения критериям, изложенным в части 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что в процессе эксплуатации жилых помещений стали проявляться дефекты, допущенные при строительстве жилого помещения, вследствие чего предоставленные жилые помещения истцам не пригодны для постоянного проживания и опасны для проживания. Делая такие выводы, суд первой инстанции руководствовался экспертным заключением АНО «Единый экспертно-правовой центр» №... от 24.04.2020 г.
Судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Так, в рамках расследования уголовного дела №... АНО «Единый экспертно-правовой центр» была произведена строительно-техническая экспертиза по факту предоставления в 2016-2017 гг. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, непригодных для проживания, на территории с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия, проведена строительно-техническая экспертиза АНО «Единый экспертно-правовой центр» по вопросам соответствия предоставленных жилых помещений строительным нормам, сводам, правилам и другим нормативно-правовым актам, пригодности для круглогодичного проживания граждан в условиях их географического нахождения в с. Кабанск.
При исследовании представленных материалов уголовного дела (показаний потерпевших) установлено, что в жилых помещениях, в том числе по адресу: <...> не представляется возможным проживать по причине холода в помещениях в зимний период времени (холодные полы, продуваются стыки окон со стенами, промерзает стык потолка со стенами, недостаточное утепление чердачного перекрытия, отсутствие утепления наружных стен, входные двери промерзают, продувает из технических отверстий пола, выполненных для прокладки коммуникации в жилое помещение), трещины на стенах, плесень, фартук из плиток на кухне обваливается; конструкции подвесных потолков прогнулись и частично обваливались, не работает вентиляция, вода плохого качества, некачественная работа канализации; отсутствие утепления глубинного насоса в техническом помещении; недостаточная мощность глубинного насоса; электрические провода не изолированы; при топке печи в жилое помещение идет дым, печи разваливаются; перегородки между соседними помещениями выполнены не в полном объеме.
При проведении осмотра и обследования установлено следующее:
- Фундамент. При проведении осмотра в жилом помещении по адресу: <...>, где было устроено подполье, установлено наличие увлажнения стен фундамента и наличия грибка на сырых досках пола со стороны подполья, что свидетельствует о наличии сырости в подпольном пространстве в результате отсутствия гидроизоляции фундамента, предусмотренной Проектом.
- Наружные стены. Кладка наружных стен произведена без устройства гидроизоляции, что не соответствует требованиям раздела 3.4 Типовой технологической карты «кладка наружных стен из газобетонных блоков».
При осмотре экспертом жилых помещений наблюдаются множественные трещины (шириной раскрытия до 30 мм.) на несущих стенах, характер которых и их расположение свидетельствует о несоблюдении требований при монтаже конструкций и устройстве оснований и фундаментов. Трещины являются критичными, так как ослабляют несущую способность стен и создают угрозу общей прочности здания.
Промерзание наружных стен свидетельствует об отступлении от требований 3.5 Типовой технологической карты «Кладка наружных стен из газобетонных блоков» при производстве монтажных работ.
Частично отсутствует утеплитель наружных стен под облицовкой из металлосадинга, частично утеплитель присутствует в идее виде разрозненных кусков, что является отступлением от Проекта и не соответствует требованиям 9.18 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные».
- Бетонная отмостка: наблюдаются трещины, пустоты под отмосткой, раскрашивание бетона в результате отсутствия заглубления, подстилающего слоя песка, основания из щебня и армирования, что не соответствует требованиям п. 6.4 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные».
Накопление воды возле дома во время осадков или при таянии снега и стекания с крыши размывает верхний слой грунта и достигает фундамента, в результате чего происходит проседание фундамента, образование трещин фундамента и стен.
- Чердачное перекрытие утеплено частично тонким слоем шлака высотой 5мм., частично кусками теплоизоляции, что является отступлением от Проекта.
Отсутствует огнезащитная обработка элементов крыши, что не соответствует требованиям п. 1.3 СП 64.13330.2011 «Деревянные конструкции».
- Пол выполнен из линолеума, постеленного на доски чернового пола, фанера отсутствует, полы выполнены с заметным уклоном, поверхность линолеума деформировалась, что является отступлением (отсутствуют утеплитель и фанера), не обеспечивается выполнение санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране здоровья людей и требования п.11.1 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные».
При обследовании установлено, что полы холодные, утепление технологических отверстий, через которые проходят коммуникации, отсутствует, что свидетельствует об отступлении от Проекта (отсутствует утеплитель и фанера) при устройстве пола.
- Потолки подвесные, что является отступлением от Проекта. Конструкция подвесного потолка выполнена некачественно, наблюдается деформация конструкции потолка и обрушение, что является отступлением от требований Типовой технологической карты «Производство работ по устройству подвесных потолков типа Армстронг»: крепление подвесок к потолку выполнено частично.
Наблюдаются следы проточек на плитках потолка жилых помещений, что не соответствует требованиям п. 6.4.4 СП 17.13330.2011 «Кровли».
- Оконные проемы: наблюдаются дефекты закрепления откосов; монтажные швы продуваются, что является отступлением от требований п. 5.1.2 ГОСТ 30971-2012 «Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия».
- Входные двери промерзают, в основном установлены дверные блоки группы Б – входные с лестничных клеток, что является отступлением от Проекта.
- Вентиляция: при проведении исследования установлено, что отсутствует движение воздуха на входе в вентиляционный канал при открытом оконном блоке, что не соответствует требования п. 9.5 и п. 9.7 «Здания жилые многоквартирные».
- Водоснабжение. На момент проведения осмотра холодное водоснабжение функционировало с недостаточным напором воды либо отсутствовало, вода имела желтоватый оттенок и неприятный запах, что является отступлением от Проекта и не соответствует требованиям ст. 19 ФЗ «А санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Прокладка трубопроводов в местах пересечения внутренних стен и перегородок выполнена без устройства гильз из негорючих материалов, что не соответствует требованиям п. 6.3.5 СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».
Выявленные экспертом дефекты в основных конструкциях жилых домов считаются наиболее опасными, так как их проявление ведет к деформации и разрушению всего здания. Менее опасны дефекты в перегородках и других ненесущих конструкциях, однако они существенно снижают эксплуатационные качества помещений или зданий в целом, дефекты, допущенные при монтаже наружных стен из блоков, являются неустранимыми. Установленные экспертом несоответствия техническим требованиям строительных и санитарных норм и правил, требованиям Государственного контракта и Проекту допущены при производстве монтажных работ, являются критичными и не получены в процессе неправильной эксплуатации жилых помещений.
Жилые помещения по адресу: <...>, являются непригодными для проживания, имеют недопустимое состояние, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и полностью непригодно для круглогодичного проживания в условиях географического нахождения в с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия.
Жилые помещения, расположенные по адресу: <...>, не соответствуют требованиям п. 15 МДС 13-21.2007 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Установленные несоответствия техническим требованиям строительных и санитарных норм и правил, требованиям Государственного контракта и Проекту допущены при производстве монтажных работ и не являются последствием неправильной эксплуатации жилых помещений.
Отступление от требования ТК при возведении несущих конструкций (фундамент, наружные стены) являются неустранимыми, так как проведение ремонта технически не представляется возможным.
По результатам визуального обследования в соответствии с СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» фактическое техническое состояние жилых помещений, расположенных по адресу<...> имеют недопустимое состояние, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и полностью не пригодно для круглогодичного проживания в условиях географического положения – с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия и не соответствуют требованиям п. 15 МДС 13-21.2007 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Данное заключение эксперта судебной коллегией принимается в качестве доказательства в обоснование заявленных требований.
Каких-либо доказательств, опровергающих заключение указанной экспертизы, ответчиком суду не предоставлено.
Именно из заключения указанной выше экспертизы бесспорно следует, что Министерством социальной защиты населения в рамках Федерального закона № 159-ФЗ истцам были предоставлены жилые помещения, не отвечающие требованиям части 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ в связи с допущенными нарушениями строительных и технических норм при их возведении, а значит, жилые помещения, предоставленные истцам при заключении договоров специализированного найма, не отвечали требованиям, предъявляемым строительными и техническими нормами, что, безусловно, нарушает права и законные интересы истцов.
Следовательно, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, на которое возложена обязанность обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору специализированного найма, надлежащим образом свою обязанность по обеспечению истцов благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнило, а потому ответчики обязаны устранить допущенное нарушение путем предоставления истцам иных жилых благоустроенных помещений, соответствующих требованиям ст. 15 Жилищного кодекса РФ.
Коллегия отмечает, что предоставлении жилых помещений по договорам специализированного найма, не соответствующих установленным санитарным и техническим нормам, право истцов на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», осталось нереализованным.
Следовательно, ответчик в лице Министерства социальной защиты населения РБ обязан устранить допущенное нарушение путем предоставления истцам иных жилых благоустроенных помещений, соответствующих требованиям ст. 15 Жилищного кодекса РФ.
Не состоятельны и доводы жалобы ответчика об отсутствии заключения межведомственной комиссии о непригодности жилых помещений истцов для проживания, поскольку жилые помещения, предоставленные истцам в 2016 г., не отвечали требованиям, предъявляемым к жилому помещению на момент предоставления. Указанное обстоятельство подтверждено вышеприведенным доказательством.
То обстоятельство, что на момент предоставления жилых помещения истцам имелось заключение межведомственной комиссии о пригодности жилых помещений к проживанию, не опровергает выводы судебной коллегии о наличии оснований для удовлетворения иска в этой части. Юридически значимым обстоятельством по делу является предоставление Министерством истцам жилых помещений, не соответствующим строительным и техническим нормам, что по существу ответчиком по делу не опровергнуто ни в ходе рассмотрения дела по существу, ни в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 08 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: С.Д.Васильева
Судьи: И.К.Хаыкова
И.Ю.Богданова