Дело №2-145/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2015 года р.п.Беково
Бековский районный суд Пензенской области в составе,
председательствующего судьи Ульянина Д.Ю.,
с участием прокурора Бековского района Пензенской области Волчковой А.А.,
при секретаре Тараевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к уборке несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области о понуждении к уборке несанкционированной свалки.
В заявлении указал, что прокуратурой Бековского района Пензенской области проведена проверка состояния экологической безопасности на территории администрации Яковлевского сельсовета <адрес>. В ходе проверки выявлено нарушение природоохранного законодательства в части соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.
Проведенной проверкой установлено, что на территории администрации Яковлевского сельсовета, в <адрес> за домом № и на расстоянии 50 метров от него в восточную сторону имеется несанкционированная свалка ТБО, общей площадью около 45 кв.м.
Вопреки действующим правовым нормам администрацией Яковлевского сельсовета не осуществляется обязанность по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
В связи с этим, в судебном порядке просит признать незаконным бездействие администрации Яковлевского сельсовета <адрес>, выразившееся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями законодательства.
Обязать администрацию Яковлевского сельсовета <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления общей площадью около 45 м2, расположенную в <адрес> за домом № и на расстоянии 50 метров от него в восточную сторону.
В судебном заседании прокурор Бековского района Пензенской области Волчкова А.А. заявление поддержала, доводы, изложенные в заявлении, подтвердила.
Представитель администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области в судебное заседание не явился, глава администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области Макеева Л.В. представила в адрес суда письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, указав, что с заявленными требованиями прокурора согласна.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области.
Заслушав прокурора Бековского района Пензенской области Волчкову А.А., учитывая позицию главы администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области Макеевой Л.В., изучив доказательства, представленные в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Из материалов дела, в частности Устава администрации Яковлевского сельсовета <адрес> (ст. 1 устава) следует, что Яковлевский сельсовет <адрес> является муниципальным образованием. Границы Яковлевского сельсовета установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №690-ЗПО «О границах муниципальных образований <адрес>» (ст.2 устава). В состав территории Яковлевского сельсовета входит в том числе <адрес> (ст.2 Устава).
В соответствии со ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п.п.3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а так же закапывать на сельскохозяйственных полях твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора законодательством отнесена к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об охране окружающей среды».
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст.23 Устава Яковлевского сельсовета <адрес>, администрация названного муниципального образования наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Яковлевского сельсовета Федеральными законами и законами <адрес>. Администрацией руководит глава администрации Яковлевского сельсовета на принципах единоначалия, как лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
К вопросам местного значения Яковлевского сельсовета <адрес>, среди прочих, пунктом 19 ст.4 Устава отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Администрация Яковлевского сельсовета <адрес> является исполнительно-распорядительным органом и осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством для исполнительно-распорядительных органов сельских поселений (п.1 ст.23 устава данного сельсовета <адрес>).
Следовательно, администрация Яковлевского сельсовета <адрес>, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании было установлено, что на территории муниципального образования – Яковлевского сельсовета <адрес> имеется несанкционированная свалка ТБО, общей площадью около 45 м2, расположенная в <адрес> за домом № и на расстоянии 50 метров от него в восточную сторону, что подтверждается данными протокола осмотра данной территории от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной к нему схемой, справкой прокурора <адрес> о результатах проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Яковлевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ года, письменным объяснением главы администрации Яковлевского сельсовета ФИО4, которая подтвердила факт наличия на <адрес> в <адрес> несанкционированной свалки ТБО.
Самоустранение администрации Яковлевского сельсовета <адрес> от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившееся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства, поскольку бездействия администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области нарушают права неопределенного круга лиц индивидуализировать которых не представляется возможным, поэтому заявленные требования прокурора Бековского района Пензенской области подлежат удовлетворению и в соответствии со ст.206 ГПК РФ на администрацию Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области должна быть возложена обязанность устранить выявленные нарушения.
Согласно ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ - органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, таким образом, оснований для взыскания со сторон по делу государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194,198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к уборке несанкционированной свалки, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства Российской Федерации.
Обязать администрацию Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления общей площадью около 45 м2, расположенную в <адрес> за домом № и на расстоянии 50 метров от него в восточную сторону.
Установить администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области срок в 1 месяц для совершения вышеуказанных действий после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня вынесения.
Судья