Дело № 3а-335/2020 02 июня 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой А.В.,
при помощнике ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 02 июня 2020 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО11 об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ФИО11 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости. В обоснование исковых требований указала, что является собственником этого объекта недвижимости и плательщиком налога на имущество физических лиц, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. По итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 июля 2012 года кадастровая стоимость объекта недвижимости составила 17 298 590 рублей 42 копейки. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества составляет 8 012 000 рублей. Полагая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает ее права как налогоплательщика, просит определить кадастровую стоимость здания в размере ее рыночной стоимости.
По определению суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство Архангельской области.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. ФИО11 заявила ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд.
В письменных отзывах на исковое заявление представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу указали на несогласие с заявленными требованиями, полагали, что являются ненадлежащими ответчиками.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Котлас» указал, что не возражает против удовлетворения требований административного истца в случае установления судом их законности.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон, по материалам дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 596-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области» (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены определенные по состоянию на 1 июля 2012 г. результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с п.1 ст. 401, п. 3 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 1 закона Архангельской области от 24 октября 2014 г. № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость расположенных в пределах этого муниципального образования жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машино-места, единого недвижимого комплекса, объекта незавершенного строительства, иных зданий, строений, сооружений, помещений.
Как следует из материалов дела, за административным истцом зарегистрировано право собственности на здание с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, назначение нежилое, наименование: здание <данные изъяты>, количество этажей – <данные изъяты>, год завершения строительства –<данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Сведения о величине кадастровой стоимости указанного здания, определенной по состоянию на 01 июля 2012 г., в размере 17 298 590 рублей 42 копейки внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 ноября 2013 года на основании постановления Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 596-пп.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратилась 14 февраля 2020 года, с нарушением срока, установленного вышеприведенными нормами права.
Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Учитывая, что по истечении установленного законом периода (22 ноября 2018 года) в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает необходимым восстановить административному истцу срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости здания от 10 февраля 2020 года № Н-028/2020, составленному ИП ФИО13, рыночная стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 июля 2012 года составляет 8 012 000 рублей.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет соответствует установленным ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности, его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости квартиры, собственником доли в которой которого является административный истец, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанного отчета недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении здания, собственником которого является административный истец, установлена ее рыночная стоимость, величина которой отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права ФИО11 как плательщика налога на имущество физических лиц, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Установленная решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации - с 1 января 2020 года, учитывается при определении налоговой базы по соответствующему налогу с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Датой подачи настоящего иска является 14 февраля 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО11 об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 29:24:050101:285 в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., назначение: нежилое, наименование: здание <данные изъяты>, количество этажей: <данные изъяты> адрес (местоположение): <адрес>, ш. <данные изъяты> <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8 012 000 рублей по состоянию на 01 июля 2012 года.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для целей налогообложения с 1 января 2015 года, а для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с 1 января 2020 года до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 14 февраля 2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий А.В. Панкова