Судья суда 1 инстанции Дело № 33-93/2024
Замалетдинов А.А. № 2а-338/2023
УИД: 87RS0002-01-2023-000736-87
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Анадырь 25 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Принцева С.А.,
судей Малова Д.В., Новиковой Е.С.,
при секретаре Гребцовой С.Н.,
с участием прокурора Заикиной Ю.Б.,
представителя ответчика федерального казенного предприятия «Аэропорты Чукотки» по доверенности Алексеевой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Магаданского транспортного прокурора на решение Анадырского районного суда от 12 декабря 2023 года, которым постановлено:
«в удовлетворении административного искового заявления Магаданского транспортного прокурора, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Чукотки» о признании незаконным бездействия федерального казённого предприятия «Аэропорты Чукотки», выразившееся в непринятии мер по оснащению службы авиационной безопасности аэропорта Омолон служебным оружием и возложении обязанности на федеральное казенное предприятие «Аэропорты Чукотки» оснастить службу авиационной безопасности аэропорты Омолон служебным оружием в течении двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу – отказать».
Заслушав доклад судьи Принцева С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Магаданский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Чукотки» (далее – ФКП «Аэропорты Чукотки») о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оснастить службу авиационной безопасности (САБ) аэропорта Омолон служебным оружием.
В обоснование иска указано, что Магаданской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности установлено, что ФКП «Аэропорты Чукотки» длительное время не принимаются меры по обеспечению защиты объекта транспортной инфраструктуры – «Аэропорт Омолон», являющегося филиалом ФКП «Аэропорты Чукотки», от актов незаконного вмешательства службой авиационной безопасности, оснащенной служебным оружием. Основным видом деятельности ФКП «Аэропорты Чукотки» является вспомогательная деятельность, связанная с воздушным и космическим транспортом. Указанная деятельность осуществляется предприятием, в том числе, в аэропорту Омолон. ФКП «Аэропорты Чукотки» как лицу, эксплуатирующему аэродром, выдан сертификат соответствия аэродрома «Омолон», а также сертификат оператора гражданской авиации № ФАВТ.ОА.14-002 от 1 августа 2016 года. В соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) «Аэропорт Омолон» включен в реестр объектов транспортной инфраструктуры с присвоением IV категории. Сведения в отношении категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств размещены на официальном сайте Росавиации. В нарушение требований пункта 10 статьи 1, части 3 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ, статьи 83, части 2 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), статей 4, 10, 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии), пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 года № 142 (далее – ФАП-142), служба авиационной безопасности аэропорта Омолон ФКП «Аэропорты Чукотки» не оснащена служебным оружием. Лицензия на приобретение служебного оружия и патронов к нему ФКП «Аэропорты Чукотки» не имеет. Магаданской транспортной прокуратурой в целях устранения вышеуказанного нарушения генеральному директору ФКП «Аэропорты Чукотки» внесено представление об устранении нарушений требований воздушного законодательства от 25 марта 2022 года № 02-04-24/2022, которое рассмотрено, однако фактических мер для устранения нарушения закона не принято. Эксплуатация аэропорта при наличии указанного нарушения, по мнению прокурора, может привести к совершению актов незаконного вмешательства, влекущих причинение вреда жизни и здоровью членов экипажей воздушных судов, пассажирам, имуществу владельцев воздушных судов, грузоотправителей, работников аэропорта Омолон и иных лиц, определить круг которых невозможно, то есть является обстоятельством, создающим угрозу причинения вреда. На основании изложенного прокурор просит суд признать незаконными бездействие ФКП «Аэропорты Чукотки» по неоснащению службы авиационной безопасности аэропорта Омолон служебным оружием и возложить на ФКП «Аэропорты Чукотки» обязанность оснастить службу авиационной безопасности аэропорта Омолон служебным оружием в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной представлении Магаданский транспортный прокурор, находя указанное решение незаконным и необоснованным, ссылаясь на неправильное истолкование судом первой инстанции сути исковых требований, неправильное определение судом фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное истолкование норм материального права, просит данное решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционное представление ответчик просит в удовлетворении апелляционного представления отказать.
Суд апелляционной инстанции при разрешении вопроса о принятии апелляционного представления прокурора к производству перешёл к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Заикина Ю.Б. поддержала апелляционное представление по изложенным в нём доводам.
Представитель ответчика по доверенности Алексеева Е.Ю. в судебном заседании возражала относительно доводов апелляционного представления прокурора.
Заслушав прокурора Заикину Ю.Б., представителя ответчика Алексееву Е.Ю., изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционного представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 4, части 1 статьи 4, пунктом 7.1 статьи 1, частью 1 статьи 8, части 9 статьи 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ, статьи 83, частей 2-4 статьи 84 ВК РФ, пунктами 4, 5 ФАП-142, статей 4, 10, 12 Закона об оружии, с учётом того, что ФКП «Аэропорты Чукотки» не прошло аккредитацию уполномоченным органом в качестве подразделения транспортной безопасности, не является субъектом, имеющим право на получение разрешения (лицензии) на приобретение служебного оружия. Кроме того, поскольку аэропорт Омолон не относится к объектам транспортной инфраструктуры по степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства первой и второй категории, то по мнению суда первой инстанции, у ФКП «Аэропорты Чукотки» имеется право, а не обязанность по оснащению службы авиационной безопасности аэропорта Омолон служебным оружием.
Судебная коллегия находит эти выводы суда первой инстанции не соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела, а доводы апелляционного представления прокурора о неверном истолковании судом норм материального права - заслуживающими внимания.
В соответствии с положениями части 3 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 названного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В пункте 1 статьи 83 ВК РФ установлено, что авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в область авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (пункт 2 статьи 83 ВК РФ).
Пунктом 2 статьи 84 ВК РФ предусмотрено, что авиационная безопасность обеспечивается посредством: 1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; 2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; 3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; 4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии со статьей 85 данного Кодекса; 5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов; 6) исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.
В силу положений пункта 3 статьи 84 ВК РФ службы авиационной безопасности (САБ) имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещённые к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством. Сотрудникам САБ при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральным законом.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4 статьи 84 ВК РФ).
В пункте 1 ФАП-142 указано, что ФАП-142 устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 ФАП-142 САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Пунктом 5 ФАП-142 установлено, что САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
Согласно части 2 статьи 4 Закона об оружии предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФПК «Аэропорты Чукотки» зарегистрировано и поставлено на учёт в налоговом органе – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому АО как юридическое лицо 22 октября 2010 года.
В соответствии с пунктом 9 Устава, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010года № 1190-р, ФКП «Аэропорты Чукотки» создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Чукотского АО. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей деятельности.
Согласно пункту 8 Устава ФКП «Аэропорты Чукотки» аэропорт Омолон является филиалом Предприятия.
Аэродром гражданской авиации Омолон ФКП «Аэропорты Чукотки» имеет сертификат оператора аэродрома гражданской авиации (т. 1, л.д. 49).
В соответствии с разделом I Положения о службе авиационной безопасности филиала ФКП «Аэропорты Чукотки», утверждённого 18 января 2022 года и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Чукотки», служба авиационной безопасности осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению безопасности объекта аэропорта от актов незаконного вмешательства в их деятельность, а также усиливает меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельствах (т. 1, л.д. 37-42).
Согласно разделу 6 Программы обеспечения авиационной безопасности филиала аэропорт Омолон ФКП «Аэропорты Чукотки», утверждённой генеральным директором ФКП «Аэропорты Чукотки» 23 мая 2022 года, аэропорт Омолон является аэропортом гражданской авиации класс «Д» (горный), относится к аэропортам четвёртого класса, оказывает услуги по перевозке авиапассажиров, багажа, почты, грузов. Открыт для выполнения регулярных пассажирских, грузовых и чартерных авиаперевозок на Российских воздушных линиях (т. 1, л.д. 50-106).
Согласно сертификату ФАВТ.АБ.14-055 аэропорт Омолон ФКП «Аэропорты Чукотки» имеет сферу деятельности: авиационная безопасность (т.1, л.д.47-48).
Согласно сведениям, представленным Управлением Росгвардии по Чукотскому АО от 23 октября 2023 года, Управлением Росгвардии по Камчатскому краю от 19 октября 2023 года, Управлением Росгвардии по Магаданской области от 20 октября 2023 года, от ФКП «Аэропорты Чукотки» заявление на получение государственной услуги в выдаче лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему, разрешений на хранение и использование служебного оружия в аэропорту Омолон не поступали и не рассматривались (т. 1, л.д. 179, 180, 181).
Решением Анадырского районного суда от 14 декабря 2020 на ФКП «Аэропорты Чукотки» возложена обязанность обеспечить подготовку и аттестацию работников подразделения транспортной безопасности филиала аэропорт Омолон, руководителя подразделения; работников подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, включённых в группу быстрого реагирования; работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности; работников подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих управление техническими средствами, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» (т. 3, л.д. 26-30).
Решением Анадырского районного суда от 15 марта 2022 на ФКП «Аэропорты Чукотки» возложена обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Омолон аккредитованное подразделение транспортной безопасности, включающее в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Омолон (т. 3, л.д. 33-36).
Данные решения суда, до настоящего времени не исполненные, подтверждают обязанность ФКП «Аэропорты Чукотки» предпринять меры к совершению действий по аккредитации Предприятия в качестве подразделения транспортной безопасности.
3 октября 2023 Федеральным агентством воздушного транспорта Предприятию отказано в выдаче свидетельства об аккредитации ФКП «Аэропорты Чукотки» в качестве подразделения транспортной безопасности (т.1, л.д.214). Как усматривается из заключения, причиной отказа явилось представление Предприятием документов, не отвечающих требованиям Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденного приказом Минтранса России от 1 апреля 2015 года № 145.
Вопреки выводам суда первой инстанции, отсутствие у ФКП «Аэропорты Чукотки» аккредитации и лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу требований пункта 5 ФАП-142, статьи 12 Закона об оружии для осуществления предусмотренной Уставом Предприятия деятельности по обеспечению авиационной безопасности аккредитация Предприятия и получение им лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов являются обязательными, тем более что имевший место отказ в аккредитации был вызван ненадлежащим оформлением документов самим ответчиком.
Судебная коллегия также не может согласиться с утверждением районного суда об аналогичности сделанных им выводов выводам Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в кассационном определении от 12 августа 2020 года № 55-КА20-5-К8, потому что таких выводов, какие сделал суд первой инстанции в рассматриваемом деле, в данном определении указанная судебная коллегия не делала. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что районный суд неверно истолковал содержание указанного определения Верховного Суда РФ.
Истолковывая правовые нормы ВК РФ, Закона о транспортной безопасности и ФАП-142 в их взаимосвязи, суд первой инстанции не учёл, что пункт 5 ФАП-142 безальтернативно предписывает оснащение САБ аэропортов служебным оружием вне зависимости от того, к какой категории относятся аэропорты.
С возражениями ответчика о том, что нормы ФАП-142 противоречат нормам ВК РФ и Закона о транспортной безопасности, судебная коллегия также согласиться не может по причине отсутствия таковых противоречий. Нормы этих законов предоставляют право на оснащение служебным оружием, а нормы подзаконных ФАП-142, руководствуясь предоставленным законодателем Министерству транспорта Российской Федерации правом, обязали оснащать САБ аэропортов служебным оружием.
Довод ответчика о том, что ФКП «Аэропорты Чукотки» не является предприятием с особыми уставными задачами, поскольку об этом не прописано в действующей редакции ВК РФ, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку из анализа положений статьи 84 ВК РФ, пункта 5 ФАП-142, статей 4, 10, 12 Закона об оружии следует, что юридические лица, деятельность которых связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, входят в категорию лиц с особыми уставными задачами, которые имеют право на приобретение оружия на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 и пункта 3 части 2 статьи 330 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Проанализировав изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик в нарушение требований ВК РФ, Федерального закона № 16-ФЗ и ФАП-142 не исполняет возложенную на него обязанность оснастить службу авиационной безопасности аэропорта Омолон служебным оружием, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционное представление и иск прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 103 ГПК РФ установлено, что государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом вышеприведенных требований закона с ФКП «Аэропорты Чукотки» на основании подпунктов 7, 9 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в доход бюджета Анадырского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 450 рублей (300 руб. за подачу искового заявления + 150 руб. за подачу апелляционного представления).
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Анадырского районного суда от 12 декабря 2023 года по настоящему делу отменить.
Исковые требования Магаданского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Чукотки» (ИНН 8709013318) о признании незаконным бездействия федерального казённого предприятия «Аэропорты Чукотки» (ИНН 8709013318), выразившегося в непринятии мер по оснащению службы авиационной безопасности аэропорта Омолон служебным оружием, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие федерального казённого предприятия «Аэропорты Чукотки» (ИНН 8709013318), выразившееся в неоснащении службы авиационной безопасности аэропорта Омолон служебным оружием.
Возложить на федеральное казённое предприятие «Аэропорты Чукотки» (ИНН 8709013318) обязанность оснастить службу авиационной безопасности аэропорта Омолон служебным оружием в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с федерального казенного предприятия «Аэропорты Чукотки» (ИНН 8709013318) в доход бюджета муниципального образования Анадырский муниципальный район государственную пошлину в размере 450 рублей.
Апелляционное представление Магаданского транспортного прокурора удовлетворить.
Председательствующий С.А. Принцев
Судьи Д.В. Малов
Е.С. Новикова
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 2 августа 2024 года.