Решение по делу № 2а-2442/2019 от 22.05.2019

Дело № 2а-2442/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РіРѕСЂРѕРґ Екатеринбург                                                 19 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР°                                               

Орджоникидзевский районный суд гор. Екатеринбурга в составе:

председательствующего           Р“СЂСѓРґРЅРѕРІРѕР№ Рђ.Р’.,

РїСЂРё секретаре судебного заседания                Р›РµС‰РёС€РёРЅРѕР№ Рў.Рђ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Морозова И. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга о признании суммы недоимки по страховым взносам и пени безнадежными ко взысканию,

УСТАНОВИЛ:

Морозов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области, ГУ Управление ПФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга о признании недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС, а также пени, начисленные на сумму долга безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, поскольку срок для взыскания суммы долга в судебном порядке налоговым органом пропущен. Считая свои права нарушенными, административный истец обратился с указанным административным иском в суд.

В судебном заседании представитель административного истца Морозова Т.Н., действующая на основании доверенности, на удовлетворении требований настаивала по доводам, изложенным в административном иске и дополнении к нему. Административный истец Морозов И.В. в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административных ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку ГУ Управление ПФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга своевременно принимались меры по взысканию недоимок, однако, административный истец своей обязанности по уплате страховых взносов не исполнил. В материалах дела имеются письменные отзывы по сути заявленных требований.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации и выписки из ЕГРИП, Морозов И.В. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 27.04.2009 года по 30.01.2015 года. Утратил государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя на основании личного заявления. В ГУ Управление ПФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга снят с учета 26.01.2015 года, что подтверждается соответствующим уведомлением (л.д.18).

В указанный период вопросы уплаты и взыскания страховых взносов регулировались положениями ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года №167-ФЗ. В последующем данные вопросы регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В силу статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемого Правительством РФ. Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхования" полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам переданы налоговым органам с 01.01.2017 года.

Административным истцом обязанность по уплате страховых взносов в период ведения предпринимательской деятельности, т.е. до 30.01.2015 года, не была исполнена. Как следует из отзыва ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга, у Морозова И.В. на момент прекращения ведения предпринимательской деятельности за период с 2012 по 2015 год имелась недоимка по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС. На указанные суммы недоимок ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга, а с 01.01.2017 года налоговым органом были начислены пени.

Из справки о состоянии расчетов Морозова И.В. по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам по состоянию на 25.01.2019 года, у последнего имелись следующие недоимки:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2013 года) в размере 9 475 рублей, 09 коп.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2013 года) - перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу в размере 3 319 рублей 52 коп.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 43 126 рублей 31 коп.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу) в размере 7 495 рублей 20 коп.;

- пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2010 года в размере 22 руб. 76 коп.;

- пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2010 года в размере 12 руб. 74 коп.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 9 700 рублей 84 коп.

Также из материалов дела следует, что в период осуществления Морозовым И.В. предпринимательской деятельности в связи с неуплатой ему ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга направлялись требования об уплате недоимок по страховым взносам, пени, штрафам:

- 14.03.2014 года требование < № > на сумму 38 321 руб. 18 коп. со сроком уплаты до 04.04.2014 года;

- 06.11.2014 года требование < № > на сумму 18 951 руб. 45 коп. со сроком уплаты до 25.11.2014 года;

- 26.01.2015 года требование < № > на сумму 24 434 руб. 88 коп. со сроком уплаты до 14.02.2015 года;

- 19.04.2016 года требование < № > на сумму 2 026 руб. 16 коп. со сроком уплаты до 12.05.2016 года.

Указанные требования административным истцом были получены и им же представлены в материалы дела. Однако, требования ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга Морозовым И.В. не были исполнены, что сторонами также не оспаривается.

Как следует из документов, представленных ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга, в связи с наличием недоимки ими предпринимались меры по принудительному взысканию, а именно:

- 22.07.2014 года было вынесено постановление о взыскании недоимки в размере 38 321 руб. 18 коп.;

- 12.01.2015 года было вынесено постановление о взыскании недоимки в размере 18951 руб. 45 коп.;

- 20.02.2015 года было вынесено постановление о взыскании недоимки в размере 24434 руб. 88 коп.

Однако, решением Орджоникидзевского районного суда гор. Екатеринбурга от 04.08.2016 года постановление от 20.02.2015 года о взыскании с Морозова И.В. недоимки признано незаконным.

Судебный приказ, вынесенный мировым судьей судебного участка №2 Орджоникидзевского судебного района гор. Екатеринбурга о взыскании с Морозова И.В. недоимки в размере 2 026 руб. 16 коп. отменен 23.11.2016 года по заявлению должника. В исковом порядке с данными требованиями ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга не обращался.

Из представленных представителем ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга материалов не следует, что в Орджоникидзевском РОСП гор. Екатеринбурга на основании вынесенных постановлений от 22.07.2014 года, от 12.01.2015 года возбуждались исполнительные производства, надлежащего контроля за исполнением не велось, что подтверждается соответствующей перепиской. На день вынесения решения срок предъявления постановлений к исполнению истек. Более того, взыскание недоимок с 30.01.2015 года возможно только в судебном порядке в связи с утратой Морозовым И.В. статуса индивидуального предпринимателя.

Из письменных отзывов административных ответчиков следует, что с момента образования недоимки до настоящего времени ни Пенсионным фондом, ни в последующем налоговым органом надлежащих мер по принудительному взысканию недоимки и пени с Морозова И.В. не предпринималось. Из объяснений представителя административного истца следует, что постановлений о взыскании недоимки, вынесенных пенсионным фондом они не получали, о возбужденных исполнительных производствах им ничего не известно, приставы Морозова И.В. не вызывали, денежные средства с его банковских счетов в счет погашения недоимки не списывались. Более того, утверждая об обращении вынесенных постановлений к исполнению, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга не оспаривался факт отсутствия поступлений денежных средств в счет исполнения обязательств.

Разрешая спор, суд проверил соблюдение территориальным органом Пенсионного фонда РФ и налоговым органом срока и порядка взыскания недоимки по страховым взносам и пени и пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца в связи с пропуском административными ответчиками срока для такого взыскания.

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

Предельный срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, пени, штрафам включает в себя срок на направление требования -3 месяца, срок на получение требования, направленного по почте заказным письмом - 6 дней с даты направления, срок на добровольное исполнение требования - 10 дней с даты получения требования, если более длительный срок для уплаты недоимки по страховым взносам не указан в этом требовании, срок на обращение в суд - 6 месяцев. Указанные сроки были предусмотрены ст. 25.1 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года №167-ФЗ.

Аналойные положения содержались в ст. 22 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ. Более того, ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года №167-ФЗ предусматривалось, что решение территориального органа Пенсионного фонда РФ являлось исполнительным документом и исполнялось службой судебных приставов в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

Однако, указанными государственными органами в установленные законом сроки не были предприняты надлежащие меры по взысканию с административного истца недоимки по страховым взносам и пени. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока для принудительного взыскания, не являются исключительными, препятствующими своевременному взысканию недоимки в целях осуществления возложенных на территориальный орган Пенсионного фонда РФ и налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач указанных органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В силу пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ЯК-7-8/393@ от 19 августа 2010 года утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, указанные административным истцом суммы недоимки по страховым взносам и пени подлежат признанию безнадежными ко взысканию, а обязанность административного истца по их уплате прекращенной.

Рассматривая требования административного истца о возмещении налоговым органом понесенных им судебных расходов по оплате госпошлины, суд исходит из того, что до обращения в суд административный истец обращался в МИФНС России №32 по Свердловской области. Налоговым органом формально в письменном ответе были признаны обстоятельства, свидетельствующие о безнадежности взыскания недоимки по страховым взносам и пени, однако, такое решение не было принято самостоятельно, что стало причиной обращения административного истца в суд. В связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований о возмещении ему налоговым органом понесенных расходов по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Морозова И. В. удовлетворить.

Признать задолженность Морозова И. В. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2013 года) в размере 9 475 рублей, 09 коп., а также пени, начисленные на эту сумму; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2013 года) - перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу в размере 3 319 рублей 52 коп., а также пени, начисленные на эту сумму; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 43 126 рублей 31 коп., а также пени, начисленные на эту сумму; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу) в размере 7 495 рублей 20 коп., а также пени, начисленные на эту сумму; пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2010 года в размере 22 руб. 76 коп.; пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2010 года в размере 12 руб. 74 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 9 700 рублей 84 коп., а также пени, начисленные на эту сумму безнадежными к взысканию, а обязанность по уплате указанных сумм - прекращенной.

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России №32 по Свердловской области в пользу Морозова И. В. в возмещение расходов по оплате госпошлины 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд гор. Екатеринбурга.

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2019 года.

Председательствующий:                                                Р“СЂСѓРґРЅРѕРІР° Рђ.Р’.

2а-2442/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Морозов Илья Владимирович
Другие
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевского района
Морозов И.В.
МИФНС № 32
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
ordzhonikidzevsky.svd.sudrf.ru
22.05.2019Регистрация административного искового заявления
22.05.2019Передача материалов судье
24.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
24.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2019Судебное заседание
21.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Регистрация административного искового заявления
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее