66RS0006-01-2019-002093-48
Дело № 2а-2442/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Екатеринбург 19 июня 2019 года
Орджоникидзевский районный суд гор. Екатеринбурга в составе:
председательствующего Грудновой А.В.,
при секретаре судебного заседания Лещишиной Т.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р. Р’. Рє Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„–32 РїРѕ Свердловской области, ГУ - Управление Пенсионного фонда Р Р¤ РІ Орджоникидзевском районе РіРѕСЂ. Екатеринбурга Рѕ признании СЃСѓРјРјС‹ недоимки РїРѕ страховым взносам Рё пени безнадежными РєРѕ взысканию,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РњРѕСЂРѕР·РѕРІ Р.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 РїРѕ Свердловской области, ГУ Управление РџР¤ РІ Орджоникидзевском районе РіРѕСЂ. Екатеринбурга Рѕ признании недоимки РїРѕ страховым взносам РІ РІРёРґРµ фиксированного платежа РІ РџР¤ Р Р¤ РЅР° выплату страховой пенсии, РїРѕ страховым взносам РІ РІРёРґРµ фиксированного платежа РІ РџР¤ Р Р¤ РЅР° выплату накопительной части пенсии, РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ бюджет ФОМС, Р° также пени, начисленные РЅР° СЃСѓРјРјСѓ долга безнадежными РєРѕ взысканию Рё обязанности РїРѕ РёС… уплате прекращенной, поскольку СЃСЂРѕРє для взыскания СЃСѓРјРјС‹ долга РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ налоговым органом пропущен. Считая СЃРІРѕРё права нарушенными, административный истец обратился СЃ указанным административным РёСЃРєРѕРј РІ СЃСѓРґ.
Р’ судебном заседании представитель административного истца РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Рў.Рќ., действующая РЅР° основании доверенности, РЅР° удовлетворении требований настаивала РїРѕ доводам, изложенным РІ административном РёСЃРєРµ Рё дополнении Рє нему. Административный истец РњРѕСЂРѕР·РѕРІ Р.Р’. РІ судебное заседание РЅРµ явился, заявил ходатайство Рѕ рассмотрении дела РІ его отсутствие.
Представители административных ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку ГУ Управление ПФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга своевременно принимались меры по взысканию недоимок, однако, административный истец своей обязанности по уплате страховых взносов не исполнил. В материалах дела имеются письменные отзывы по сути заявленных требований.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует РёР· свидетельства Рѕ государственной регистрации Рё выписки РёР· ЕГРРРџ, РњРѕСЂРѕР·РѕРІ Р.Р’. состоял РЅР° учете РІ качестве индивидуального предпринимателя СЃ 27.04.2009 РіРѕРґР° РїРѕ 30.01.2015 РіРѕРґР°. Утратил государственную регистрацию РІ качестве индивидуального предпринимателя РЅР° основании личного заявления. Р’ ГУ Управление РџР¤ РІ Орджоникидзевском районе РіРѕСЂ. Екатеринбурга СЃРЅСЏС‚ СЃ учета 26.01.2015 РіРѕРґР°, что подтверждается соответствующим уведомлением (Р».Рґ.18).
В указанный период вопросы уплаты и взыскания страховых взносов регулировались положениями ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года №167-ФЗ. В последующем данные вопросы регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В силу статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемого Правительством РФ. Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхования" полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам переданы налоговым органам с 01.01.2017 года.
Административным истцом обязанность РїРѕ уплате страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РІ период ведения предпринимательской деятельности, С‚.Рµ. РґРѕ 30.01.2015 РіРѕРґР°, РЅРµ была исполнена. Как следует РёР· отзыва ГУ Управление Пенсионного фонда Р Р¤ РІ Орджоникидзевском районе РіРѕСЂ. Екатеринбурга, Сѓ РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р.Р’. РЅР° момент прекращения ведения предпринимательской деятельности Р·Р° период СЃ 2012 РїРѕ 2015 РіРѕРґ имелась недоимка РїРѕ страховым взносам РІ РІРёРґРµ фиксированного платежа РІ РџР¤ Р Р¤ РЅР° выплату страховой пенсии, РїРѕ страховым взносам РІ РІРёРґРµ фиксированного платежа РІ РџР¤ Р Р¤ РЅР° выплату накопительной части пенсии, РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ бюджет ФОМС. РќР° указанные СЃСѓРјРјС‹ недоимок ГУ Управление Пенсионного фонда Р Р¤ РІ Орджоникидзевском районе РіРѕСЂ. Екатеринбурга, Р° СЃ 01.01.2017 РіРѕРґР° налоговым органом были начислены пени.
РР· справки Рѕ состоянии расчетов РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р.Р’. РїРѕ налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам РїРѕ состоянию РЅР° 25.01.2019 РіРѕРґР°, Сѓ последнего имелись следующие недоимки:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2013 года) в размере 9 475 рублей, 09 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2013 года) - перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу в размере 3 319 рублей 52 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 43 126 рублей 31 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу) в размере 7 495 рублей 20 коп.;
- пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2010 года в размере 22 руб. 76 коп.;
- пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2010 года в размере 12 руб. 74 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 9 700 рублей 84 коп.
Также РёР· материалов дела следует, что РІ период осуществления Морозовым Р.Р’. предпринимательской деятельности РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ неуплатой ему ГУ Управление Пенсионного фонда Р Р¤ РІ Орджоникидзевском районе РіРѕСЂ. Екатеринбурга направлялись требования РѕР± уплате недоимок РїРѕ страховым взносам, пени, штрафам:
- 14.03.2014 года требование < № > на сумму 38 321 руб. 18 коп. со сроком уплаты до 04.04.2014 года;
- 06.11.2014 года требование < № > на сумму 18 951 руб. 45 коп. со сроком уплаты до 25.11.2014 года;
- 26.01.2015 года требование < № > на сумму 24 434 руб. 88 коп. со сроком уплаты до 14.02.2015 года;
- 19.04.2016 года требование < № > на сумму 2 026 руб. 16 коп. со сроком уплаты до 12.05.2016 года.
Указанные требования административным истцом были получены Рё РёРј Р¶Рµ представлены РІ материалы дела. Однако, требования ГУ Управление Пенсионного фонда Р Р¤ РІ Орджоникидзевском районе РіРѕСЂ. Екатеринбурга Морозовым Р.Р’. РЅРµ были исполнены, что сторонами также РЅРµ оспаривается.
Как следует из документов, представленных ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе гор. Екатеринбурга, в связи с наличием недоимки ими предпринимались меры по принудительному взысканию, а именно:
- 22.07.2014 года было вынесено постановление о взыскании недоимки в размере 38 321 руб. 18 коп.;
- 12.01.2015 года было вынесено постановление о взыскании недоимки в размере 18951 руб. 45 коп.;
- 20.02.2015 года было вынесено постановление о взыскании недоимки в размере 24434 руб. 88 коп.
Однако, решением Орджоникидзевского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂ. Екатеринбурга РѕС‚ 04.08.2016 РіРѕРґР° постановление РѕС‚ 20.02.2015 РіРѕРґР° Рѕ взыскании СЃ РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р.Р’. недоимки признано незаконным.
Судебный приказ, вынесенный мировым судьей судебного участка в„–2 Орджоникидзевского судебного района РіРѕСЂ. Екатеринбурга Рѕ взыскании СЃ РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р.Р’. недоимки РІ размере 2 026 СЂСѓР±. 16 РєРѕРї. отменен 23.11.2016 РіРѕРґР° РїРѕ заявлению должника. Р’ РёСЃРєРѕРІРѕРј РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃ данными требованиями ГУ Управление Пенсионного фонда Р Р¤ РІ Орджоникидзевском районе РіРѕСЂ. Екатеринбурга РЅРµ обращался.
РР· представленных представителем ГУ Управление Пенсионного фонда Р Р¤ РІ Орджоникидзевском районе РіРѕСЂ. Екатеринбурга материалов РЅРµ следует, что РІ Орджоникидзевском Р РћРЎРџ РіРѕСЂ. Екатеринбурга РЅР° основании вынесенных постановлений РѕС‚ 22.07.2014 РіРѕРґР°, РѕС‚ 12.01.2015 РіРѕРґР° возбуждались исполнительные производства, надлежащего контроля Р·Р° исполнением РЅРµ велось, что подтверждается соответствующей перепиской. РќР° день вынесения решения СЃСЂРѕРє предъявления постановлений Рє исполнению истек. Более того, взыскание недоимок СЃ 30.01.2015 РіРѕРґР° РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ только РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой Морозовым Р.Р’. статуса индивидуального предпринимателя.
РР· письменных отзывов административных ответчиков следует, что СЃ момента образования недоимки РґРѕ настоящего времени РЅРё Пенсионным фондом, РЅРё РІ последующем налоговым органом надлежащих мер РїРѕ принудительному взысканию недоимки Рё пени СЃ РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р.Р’. РЅРµ предпринималось. РР· объяснений представителя административного истца следует, что постановлений Рѕ взыскании недоимки, вынесенных пенсионным фондом РѕРЅРё РЅРµ получали, Рѕ возбужденных исполнительных производствах РёРј ничего РЅРµ известно, приставы РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р.Р’. РЅРµ вызывали, денежные средства СЃ его банковских счетов РІ счет погашения недоимки РЅРµ списывались. Более того, утверждая РѕР± обращении вынесенных постановлений Рє исполнению, ГУ Управление Пенсионного фонда Р Р¤ РІ Орджоникидзевском районе РіРѕСЂ. Екатеринбурга РЅРµ оспаривался факт отсутствия поступлений денежных средств РІ счет исполнения обязательств.
Разрешая спор, суд проверил соблюдение территориальным органом Пенсионного фонда РФ и налоговым органом срока и порядка взыскания недоимки по страховым взносам и пени и пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца в связи с пропуском административными ответчиками срока для такого взыскания.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
Предельный срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, пени, штрафам включает в себя срок на направление требования -3 месяца, срок на получение требования, направленного по почте заказным письмом - 6 дней с даты направления, срок на добровольное исполнение требования - 10 дней с даты получения требования, если более длительный срок для уплаты недоимки по страховым взносам не указан в этом требовании, срок на обращение в суд - 6 месяцев. Указанные сроки были предусмотрены ст. 25.1 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года №167-ФЗ.
Аналойные положения содержались в ст. 22 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ. Более того, ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года №167-ФЗ предусматривалось, что решение территориального органа Пенсионного фонда РФ являлось исполнительным документом и исполнялось службой судебных приставов в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
Однако, указанными государственными органами в установленные законом сроки не были предприняты надлежащие меры по взысканию с административного истца недоимки по страховым взносам и пени. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока для принудительного взыскания, не являются исключительными, препятствующими своевременному взысканию недоимки в целях осуществления возложенных на территориальный орган Пенсионного фонда РФ и налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач указанных органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ЯК-7-8/393@ от 19 августа 2010 года утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, указанные административным истцом суммы недоимки по страховым взносам и пени подлежат признанию безнадежными ко взысканию, а обязанность административного истца по их уплате прекращенной.
Рассматривая требования административного истца Рѕ возмещении налоговым органом понесенных РёРј судебных расходов РїРѕ оплате госпошлины, СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того, что РґРѕ обращения РІ СЃСѓРґ административный истец обращался РІ РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–32 РїРѕ Свердловской области. Налоговым органом формально РІ письменном ответе были признаны обстоятельства, свидетельствующие Рѕ безнадежности взыскания недоимки РїРѕ страховым взносам Рё пени, однако, такое решение РЅРµ было принято самостоятельно, что стало причиной обращения административного истца РІ СЃСѓРґ. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± обоснованности заявленных административным истцом требований Рѕ возмещении ему налоговым органом понесенных расходов РїРѕ оплате госпошлины РІ размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р. Р’. удовлетворить.
Признать задолженность РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р. Р’. РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ размере, определяемом РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· стоимости страхового РіРѕРґР°, зачисляемые РІ Пенсионный фонд Р Р¤ РЅР° выплату страховой пенсии (Р·Р° расчетные периоды, истекшие РґРѕ 01 января 2013 РіРѕРґР°) РІ размере 9 475 рублей, 09 РєРѕРї., Р° также пени, начисленные РЅР° эту СЃСѓРјРјСѓ; страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ размере, определяемом РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· стоимости страхового РіРѕРґР°, зачисляемые РІ Пенсионный фонд Р Р¤ РЅР° выплату накопительной пенсии (Р·Р° расчетные периоды, истекшие РґРѕ 01 января 2013 РіРѕРґР°) - перерасчеты, недоимка Рё задолженность РїРѕ соответствующему платежу РІ размере 3 319 рублей 52 РєРѕРї., Р° также пени, начисленные РЅР° эту СЃСѓРјРјСѓ; страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ фиксированном размере, зачисляемые РІ бюджет Пенсионного фонда Р Р¤ РЅР° выплату страховой пенсии (СЃСѓРјРјР° платежа Р·Р° расчетные периоды, истекшие РґРѕ 01 января 2017 РіРѕРґР°) РІ размере 43 126 рублей 31 РєРѕРї., Р° также пени, начисленные РЅР° эту СЃСѓРјРјСѓ; страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ фиксированном размере, зачисляемые РІ бюджет Пенсионного фонда Р Р¤ РЅР° выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка Рё задолженность РїРѕ соответствующему платежу) РІ размере 7 495 рублей 20 РєРѕРї., Р° также пени, начисленные РЅР° эту СЃСѓРјРјСѓ; пени РїРѕ страховым взносам РІ РІРёРґРµ фиксированного платежа, зачисляемого РІ бюджет Пенсионного фонда Р Р¤ РЅР° выплату страховой пенсии (РїРѕ расчетным периодам, истекшим РґРѕ 01 января 2010 РіРѕРґР° РІ размере 22 СЂСѓР±. 76 РєРѕРї.; пени РїРѕ страховым взносам РІ РІРёРґРµ фиксированного платежа, зачисляемого РІ бюджет Пенсионного фонда Р Р¤ РЅР° выплату накопительной пенсии (РїРѕ расчетным периодам, истекшим РґРѕ 01 января 2010 РіРѕРґР° РІ размере 12 СЂСѓР±. 74 РєРѕРї.; страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное медицинское страхование работающего населения РІ фиксированном размере, зачисляемые РІ бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р·Р° расчетные периоды, истекшие РґРѕ 01 января 2017 РіРѕРґР° РІ размере 9 700 рублей 84 РєРѕРї., Р° также пени, начисленные РЅР° эту СЃСѓРјРјСѓ безнадежными Рє взысканию, Р° обязанность РїРѕ уплате указанных СЃСѓРјРј - прекращенной.
Взыскать СЃ Межрайонной инспекции ФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–32 РїРѕ Свердловской области РІ пользу РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р. Р’. РІ возмещение расходов РїРѕ оплате госпошлины 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд гор. Екатеринбурга.
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2019 года.
Председательствующий: Груднова А.В.