Решение по делу № 33-6297/2018 от 30.10.2018

Судья Колосова Н.Е. Дело № 33-6297/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Круковской А.В.,

при секретаре Сметаниной Е.Ф.,

рассмотрела в судебном заседании 8 ноября 2018 г. дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Киселя ТА на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 августа 2018 г., которым обязана администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» предоставить Снегиреву ВВ с учетом Снегиревой ЛВ вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение на территории <Адрес обезличен>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33,4 кв.м., взамен жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>.

Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения представителя ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Киселя Т.А., истца Снегирева В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Снегирев В.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи из двух человек взамен признанной непригодной для проживания квартиры по адресу: <Адрес обезличен>, занимаемой по договору социального найма.

Ответчик иск не признал.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» просит отменить решение суда, указывая о его незаконности и необоснованности.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований не находит оснований для отмены судебного постановления.

Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, занимаемое Снегиревым В.В. и его дочерью Снегиревой Л.В. по договору социального найма, находится в муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар».

Многоквартирный <Адрес обезличен> в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не признан, в адресный перечень муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилья не включен, однако квартира <Номер обезличен> указанного дома признана непригодной для проживания (заключение межведомственной комиссии от 10 февраля 2017 г. № 52, постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 14 марта 2017 г. № 3/924).

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь регулирующими возникшие правоотношения положениями части 2 статьи 57, статей 85 и 87 Жилищного кодекса РФ, исходил из того, что, поскольку занимаемое истцом и членом его семьи жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и истец с составом семьи 2 человека состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в льготной очереди по категории «малоимущие», у органа местного самоуправления в силу статьи 57 ЖК РФ возникла обязанность по предоставлению истцу по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения взамен занимаемого.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

Поскольку истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признан в установленном законом порядке малоимущим, имеется объективная нуждаемость истца и члена его семьи в пригодном для проживания жилом помещении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что жилой дом по адресу: <Адрес обезличен> не был признан аварийным, решения о сносе дома и расселении жильцов администрацией муниципального образования не принималось и он не включен в адресную Программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, не могут являться основанием для отмены решения суда.

Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.

Согласно пункту 7 вышеуказанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома, установленным в Положении требованиям.

Согласно пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

При таких обстоятельствах отсутствие в заключение МВК выводов о дальнейших мерах, подлежащих принятию в связи с признанием его таковым, не свидетельствует о пригодности для проживания занимаемого истцом помещения, данных о принятии мер для приведения жилого помещения в состояние, пригодное для проживания, ответчиком не представлено.

Ссылка представителя ответчика на неправомерность решения суда о предоставлении Снегиреву В.В. жилого помещения без учета аналогичных прав других граждан этой же категории также не влияет на правильность выводов суда.

Действующее жилищное законодательство (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми 27 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Киселя ТА - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6297/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Снегирев Виталий Владимирович
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
Снегирева Лидия Витальевна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Захваткин И В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
08.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее