Дело № 2-252/2021г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» мая 2021 года г. Котово Волгоградской области
Котовский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Куготова М.Ф.
при секретаре Петровой О.В.
с участием прокурора - помощника прокурора Котовского района Волгоградской области Буравлевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Котовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области, администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав социально-незащищённых категорий граждан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Котовского района обратился с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Бурлукская средняя школа», администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранения нарушения законодательства в сфере защиты прав социально-незащищённых категорий граждан.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Котовского района проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере защиты прав социально незащищённых категорий граждан в деятельности муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
По информации, поступившей в прокуратуру из органов здравоохранения и социальной защиты населения на территории Котовского района проживает <данные изъяты> инвалида, из которых <данные изъяты> человека проживают на территории Бурлукского сельского поселения, <данные изъяты> из которых являются инвалидами по зрению.
При этом, несмотря на то, что школа является объектом социальной инфраструктуры, проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации при входе в здание школы для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании.
В соответствии с Уставом школа является казённым учреждением учредителем которого является администрация Котовского муниципального района Волгоградской области.
Просит суд обязать администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области произвести финансирование Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области на приобретение и установку для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области установить при входе в здание образовательного учреждения для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильная схема движения), отображающую информацию о помещениях в здании - в течение месяца с момента получения денежных средств.
В судебном заседании прокурор - помощник прокурора Котовского района Волгоградской области Буравлева И.А. поддержала исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился. От директора муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в суд поступило заявление, согласно которому просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, с иском согласен.
Представитель ответчика администрации Котовского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился. От представителя ответчика администрации Котовского муниципального района Волгоградской области Оленичева Д.Н., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило заявление, согласно которому просит рассмотреть дело без их участия, исковые требования прокурора Котовского района по гражданскому делу № признают, просят принять признание иска, последствия признания исковых требований понятны.
Выслушав представителя прокуратуры Котовского района Волгоградской области, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Согласно части 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утверждённых приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее - Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Аналогичные требования, закреплены в Приказе Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утверждён Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 386н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 г., регистрационный № 38115).
Из приведённых положений действующего законодательства следует, что требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент обозначенной категорией лиц. Число граждан, испытывающих трудности со зрением, постоянно изменчиво, в их число входят как жители поселения, так и лица, временно пребывающие на территории поселения, которые могут посетить образовательное учреждение.
Бездействие при оборудовании на входе в здание школы для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку образовательное учреждение посещают не только дети-инвалиды, но и их родители, законные представители и иные родственники, испытывающие проблемы со зрением (слабовидящие).
Согласно части 1 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
В соответствии с частью 2 статьи 173 ГПК РФ суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.
В силу части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно части 4.1 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Признание иска ответчиками оформлено в соответствии с требованиями части 1 статьи 173 ГПК РФ - к материалам дела приобщены письменные заявления представителей ответчиков о признании исковых требований.
С учётом изложенного, суд принимает признание иска ответчиками и принимает решение об удовлетворении заявленных прокурором Котовского района Волгоградской области исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учётом финансового положения муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области, которое по своей организационно-правовой форме является муниципальным казённым учреждением, реализующим общеобразовательные программы, суд считает возможным на основании пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с указанного ответчика до <данные изъяты> руб. 00 коп.
Администрация Котовского муниципального района Волгоградской области как орган местного самоуправления в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты судебных расходов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 173, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Котовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области, администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав социально-незащищённых категорий граждан, - удовлетворить.
Обязать администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области ИНН: №, ОГРН: № произвести финансирование муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области на приобретение и установку для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области ИНН:№, ОГРН: №, установить при входе в здание образовательного учреждения для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильная схема движения), отображающую информацию о помещениях в здании - в течение месяца с момента получения денежных средств.
Взыскать с муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области в доход бюджета Котовского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд Волгоградской области.
Судья М.Ф. Куготов
Решение в окончательной форме изготовлено 26 мая 2021 года.