№ 16-87/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар | 07 февраля 2020 года |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Стардестроер» (далее - ООО «Стардестроер», общество) Остапченко М.В. на вступившее в законную силу постановление заместителя начальника отдела АТН МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФСНСТ о назначении административного наказания от 20 марта 2019 года, решение судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 11 июня 2019 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 18 сентября 2019 года, вынесенные в отношении юридического лица – ООО «Стардестроер» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела АТН МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФСНСТ о назначении административного наказания от 20 марта 2019 года, оставленным в силе решением судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 11 июня 2019 года, решением судьи Краснодарского краевого суда от 18 сентября 2019 года, ООО «Стардестроер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Остапченко М.В. выражает несогласие с вынесенными в отношении общества актами, считает их незаконными, просит отменить и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы с учетом требований части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела (статья 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По общему правилу, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса: вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Согласно материалам дела следует, что местом совершения административного правонарушения является 69 км+200 м автодороги А-289 «Краснодар-Славянск-на-Кубани-Темрюк» автодороги «Новороссийск-Керчь», которое не относится к подсудности Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края, а относится подсудности Славянского городского суда Краснодарского края.
В материалах дела имеется определение о возбуждении дала об административном правонарушении и проведения административного расследования от 08 февраля 2019 года, вынесенное государственным инспектором отдела автотранспортного надзора Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Адрес вынесения определения является: г. Краснодар, ул. Южная, 15, каб.1.
Указанный адрес также не относится к подсудности Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Как следует из материалов дела, административное расследование фактически не проводилось.
Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества рассмотрено судьей Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края с нарушением правил подсудности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
При изложенных выше обстоятельствах решение судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 11 июня 2019 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 18 сентября 2019 года, вынесенные в отношении ООО «Стардестроер» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение Славянский городской суд Краснодарского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 11 июня 2019 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 18 сентября 2019 года, вынесенные в отношении юридического лица – ООО «Стардестроер» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении направить на рассмотрение Славянский городской суд Краснодарского края.
Судья А.Е. Иванов