Р Е Ш Е Н И Е
19 декабря 2017г. г. Астрахань
Судья Кировского районного суда г. Астрахани Бутырина О.П.
При секретаре Мухамежанове Н.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе Мусагалиева К.К. на определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 октября 2017 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Определением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России) от 12 октября 2017 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ от 26.09.2017 в отношении администрации Советского района г.Астрахани.
Мусагалиев К.К. обратился в суд с жалобой на данное определение, в обоснование которой указал, что 26 августа 2017 года в Управление Федеральной Антимонопольной Службы по Астраханской области им было направлено заявление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Администрации Советского района г.Астрахани. 12 октября 2017 года специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Мухамбаева А.С., рассмотрев заявление Мусагалиева К.К. о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Администрации Советского района г.Астрахани, вынесла определение об отказе в возбуждения дела об административном правонарушении. Считает, что отказано в возбуждении дела об административном правонарушении неправомерно по следующим основаниям. 27 апреля 2017 года по итогам рассмотрения жалобы ООО УК «Ключ» на действия конкурсной комиссии организаторов торгов - Администрации Советского района г.Астрахани при проведении открытого конкурса на право заключения договора управления МКД по адресам: г.Астрахань, ул.3-я Рыбацкая 7а к.1,к,2,к.3. Управлением было принято решение №29-НТ-04-17 о признании действии конкурсной комиссии Администрации нарушившими ч.1 ст.17 ФЗ №135 «О защите конкуренции» и п. 76,77 и 78 Правил от 06.02.2006 №75 и на основании принятого решения Управление выдало предписание № 29-НТ-04-17 об устранении допущенных нарушений в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения настоящего предписания. Согласно ответа от жилищного надзора Астраханской области от 4 августа 2017г №6767/03 в Администрацию Советского района было направлено письмо о запрете заключения договоров управления до решения Управления УФАС по Астраханской области. В нарушении ч.19 ст.18.1 N135-Ф3 "О защите конкуренции" договор, заключённый с нарушением требований, является ничтожным. Предписание Управления Администрация Советского района г. Астрахани обязана была выполнить в установленный срок от размещения решения и предписания в сети Интернет, то есть от 3 мая 2017г. Предписание Управления не приостанавливается и связи с этим предписание должно быть выполнено до 17 мая 2017г. Вопреки письмам Жилищного надзора, решению и предписанию Управления, Администрация Советского района не приостановила действия победителя торгов, дала разрешение на управление МКД, не предприняла никаких действий, чтобы выполнить предписание. Заявление о признании недействительными решения и предписания Управления в Арбитражный суд Астраханской области было подано только 22 июня 2017г. При этом положения ч.2 ст.52 N135-Ф3 "О защите конкуренции" не распространяются на случае выдачи предписаний при нарушении процедуры проведения торгов. По мнению, заявителя жалобы, доводы Управления о том, что Администрация Советского района г.Астрахани в письме от 02.06.2017г сообщало о невозможности исполнения выданного предписания не могут быть приняты во внимание, так как в соответствии с ч.2 ст.50 N135-Ф3 "О защите конкуренции" копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия. Управление немедленно должно было отправить предписание в Администрацию Советского района г.Астрахани. Дата отправки, получение предписания заявителю не представлено. 3 мая 2017 г решение и предписание опубликовано в сети интернет. Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме). В связи с чем полагает, что предписание должно было исполнено. В связи с этим просил определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Администрации Советского района г.Астрахани, вынесенное 12 октября 2017г. специалистом- экспертом отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Мухамбаевой А.С., - отменить, направить дело на новое рассмотрение специалисту-эксперту отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Мухамбаевой А.С.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, Мусагалиев К.К. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В суд поступили письменные возражения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, которое просит в удовлетворении требований Мусагалиева К.К. отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления Мусагалиева К.К. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении администрации Советского района г.Астрахани по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Астраханской области от 12.10.2017г. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно определению Управления Федеральной антимонопольной службы России по Астраханской области от 12.10.2017г., 27.04.2017г. по итогам рассмотрения жалобы ООО «Управляющая компания «Ключ» на действия конкурсной комиссии организатора торгов - Администрации Советского района г.Астрахани при проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по следующим адресам: г.Астрахань, ул. 3-я Рыбацкая, 7а, корп. 1 (лот 21/1); г. Астрахань, ул. 3-я Рыбацкая, 7а, корп. 2 (лот 21/2); г. Астрахань, ул. 3-я Рыбацкая, 7а, корп. 3 (лот 21/3) Астраханским УФАС России было принято решение № 29-НТ-04-17 о признании администрации Советского района г.Астрахани, конкурсной комиссии по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории Советского района города Астрахани, нарушившими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», пункты 76, 77 и 78 Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75. На основании принятого решения Управление выдало Администрации предписание № 29-НТ-04-17 об устранении допущенных нарушений в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения настоящего предписания. Указанным ненормативным правовым актом Управления предписано следующее: «1. Администрации, конкурсной комиссии по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории Советского района города Астрахани (далее — конкурсная комиссия): отменить протоколы конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домоем на территории МО «Город Астрахань» (регистрационный номер №21) №3 от 14.04.2017 по лотам № 1, №2, №3; назначить новую дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, а также разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации torgi.gov.ru информацию об отмене Протоколов. При этом дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе должна быть назначена не позднее 7 рабочих дней со дня отмены Протоколов; рассмотреть заявки, поданные участниками таких торгов на участие в Конкурсе по лотам №1, №2 и №3, в соответствии с требованиями Порядка проведения конкурса и Закона о защите конкуренции, а также с учетом решения комиссии Управления от 27.04.2017 по делу № 29-НТ-04-17. 2. Организатору торгов, конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения победителя Конкурса по лотам № 1, №2 и №3 в соответствии с требованиями Порядка проведения конкурса и Закона о защите конкуренции, а также с учетом решения комиссии Управления от 27.04.2017 по делу № 29-НТ-04-17. 3. Организатору торгов разместить соответствующую информацию на Официальном, сайте, а также разместить информацию об исполнении предписания в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет». 4. Организатору торгов, конкурсной комиссии Организатора торгов не позднее 10 рабочих дней с момента получения настоящего предписания сообщить в Астраханское УФАС России об исполнении предписания, представив надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих факт его исполнения».
Вместе с тем 05.06.2017г. Администрация сообщила Управлению письмом от 02.06.2017г. №30-23-2427 (вх.№5348 от 05.06.2017г.) о невозможности исполнения выданного предписания по делу №29-НТ-04-17 от 27.04.2017г. в связи с заключением 03.05.2017г. договоров управления вышеперечисленными многоквартирными домами между воинской частью 6688, за которой закреплены 225 квартир в вышеуказанных домах на праве оперативного управления, и ООО Управляющая компания «Уют-Сервис», признанным победителем рассматриваемых торгов согласно Протоколам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Федерального закона 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы, обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися), принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольных органов относится выдача организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в названном пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Обязанность лиц, в отношении которых вынесено предписание, исполнить предписание в установленный антимонопольным органом срок предусмотрена статьей 36 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 и 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок.
Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения.
Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства (часть 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции). При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Как обоснованно установлено УФАС России, в рамках рассматриваемого дела предметом торгов являлось право заключения договора управления многоквартирными домами по следующим адресам: г. Астрахань, ул. 3-я Рыбацкая, 7а, корп. 1; г. Астрахань, ул. 3-я Рыбацкая, 7а, корп. 2; г. Астрахань, ул. 3-я Рыбацкая, 7а, корп. 3.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора, управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ определено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ, управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006г. №75.
Исходя из системного толкования положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Порядка проведения конкурса, орган местного самоуправления не является стороной по договору управления многоквартирным домом, а является лишь организатором соответствующего конкурса. Более того, орган местного самоуправления не наделен правом заключения договора управления многоквартирным домом от имени собственников помещений в таком доме.
Таким образом, после заключения договоров управления рассматриваемыми домами от 03.05.2017 г. между воинской частью 6688, за которой закреплены 225 квартир в вышеуказанных домах на праве оперативного управления и ООО Управляющей компанией «Уют-Сервис», признанным победителем рассматриваемых торгов согласно Протоколам, у администрации Советского района г. Астрахани отсутствовала реальная возможность устранить в указанный Управлением срок выявленное нарушение, отраженное в решении №„ 29-НТ-04-17 от 27.04.2017 г., соответственно, с указанного момента и предписание № 29-НТ- 04-17 от 27.04.2017 г. перестало обладать свойством исполнимости.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемого определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 октября 2017 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ не имеется и в удовлетворении жалобы Мусагалиева К.К. следует отказать.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.2.6 ░░.19.5 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░