Дело № 2-335/2024
УИД 05RS0019-01-2024-000539-97
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизляр, Республика Дагестан 21 мая 2024 года
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Морозова В.Н., с участием представителя истца – помощник прокурора <адрес> ФИО3, представителя ответчика - Администрации ГО "<адрес>" ФИО4, при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации городского округа "<адрес>" об обязании обеспечить общеобразовательное учреждение МКОУ "Гимназия №" <адрес> дополнительным (резервным) источником электропитания в целях создания непрерывности учебного процесса,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, в обосновании своих требований указав, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры республики проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере электроснабжения социальных объектов. Проверкой установлено, что не во всех дошкольных и общеобразовательных учреждениях <адрес> в нарушение Правил устройства электроустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № имеются резервирующие источники питания (генераторы), не обеспечена непрерывность технологического процесса работы дошкольных и школьных образовательных организаций, допускается перерыв электроснабжения электроприемников, обеспечивающих работу, на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады; технологическое резервирование не осуществлено.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории.
При этом электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.
В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.
Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.
Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (части 1, 2, 4 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина согласно Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 15 ч. 3 и п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Проверкой установлено, что не все образовательные учреждения городского округа "<адрес>" обеспечены дополнительными (резервными) источниками электропитания. В связи с чем, прокуратурой города в адрес главы городского округа "<адрес>" направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ №/-01-2023, которое рассмотрено.
Так, в информации администрации городского округа "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ № содержатся сведения, что в 2023 году планируется обеспечить дополнительными резервными источниками все образовательные учреждения, кроме МКОУ "СОШ №", МКОУ "МПЛ №", МКДОУ Д/С № и №.
Также прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ направлено требование в адрес главы городского округа "<адрес>" о предоставлении сведений по обеспеченности образовательных учреждений дополнительными (резервными) источниками электропитания. Поступила информация от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что только МКОУ "СОШ №", МКОУ "МПЛ №" обеспечены такими источниками.
В силу ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Учредителем образовательных учреждений <адрес> и распределителем финансовых средств является администрация городского округа "<адрес>".
Таким образом, из-за отсутствия финансирования муниципальное
казенное образовательное учреждение "Гимназия №", расположенное по адресу: <адрес>, не обеспечено дополнительными (резервными) источниками электропитания, что нарушает
права несовершеннолетних на непрерывность учебного процесса и безопасность нахождение в образовательном учреждении.
Просит суд обязать администрацию городского округа «<адрес>» в течении одного года после вступления решения суда в законную силу обеспечить муниципальное казенное образовательное учреждение "Гимназия №", расположенное по адресу: <адрес>, дополнительным (резервным) источником электропитания в целях создания условий непрерывности учебного процесса.
В судебном заседании, участвующая по поручению прокурора <адрес> Республики Дагестан - помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации ГО "<адрес>" ФИО4, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, представив суду письменные возражения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований МКОУ "Гимназия №" в суд не явился, причины неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебное разбирательство в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ проведено без участия представителя третьего лица.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокурором <адрес> ФИО5 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере электроснабжения социальных объектов №/-01-2023 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы администрации ГО "<адрес>" ФИО6 о результатах рассмотрения представления прокурора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства в сфере электроснабжения социальных объектов, резервирующие источники питания (генераторы) имеются в МКОУ "СОШ №", МКОУ "МПЛ №", МКДОУ детский сад №, 16, в остальных организациях будут приобретены по мере поступления денежных средств.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес> ФИО7 в рамках проведения проверки направил требование в адрес главы городского округа "<адрес>" о необходимости предоставить информацию о наличии дополнительных (резервных) источников электропитания в образовательных учреждениях.
ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы администрации ГО "<адрес>" ФИО6 сообщает, что дополнительные (резервные) источники электропитания имеется в МКОУ "МПЛ №" и МКУО "СОШ №".
Согласно письму директора МКОУ КГ № ФИО8 общее количество учащихся 767 человек, общее количество сотрудников - 67.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Согласно ч. 1 и ч. 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации).
В ходе судебного следствия установлено и подтверждается исследованными материалами дела, что проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, не все образовательные учреждения городского округа "<адрес>" обеспечены дополнительными (резервными) источниками электропитания. В связи с чем, прокуратурой города в адрес главы городского округа "<адрес>" направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ №/-01-2023.
Проверкой установлено, что не во всех дошкольных и общеобразовательных учреждениях <адрес> в нарушение Правил устройства электроустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № имеются резервирующие источники питания (генераторы), тем самым не обеспечена непрерывность технологического процесса работы школьных образовательных организаций, допускается перерыв электроснабжения электроприемников, обеспечивающих работу, на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады; технологическое резервирование не осуществлено.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории.
При этом электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для
жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.
В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.
Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.
Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.
В силу ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Из вышеизложенного следует, что ответчиком Администрацией ГО "<адрес>" не предприняты все необходимые меры для обеспечения непрерывности образовательного процесса в МКОУ "Гимназия №", отсутствуют дополнительные (резервные) источники питания, самостоятельно ответчик не занимается решением указанного в представлении прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вопроса, в связи с чем, с учетом мнения ответчика, возражавшего против удовлетворения исковых требования, исковые требования прокурора <адрес> к администрации ГО "<адрес>" об обязании органа местного самоуправления обеспечить общеобразовательное учреждение МКОУ "Гимназия №" <адрес> дополнительным (резервным) источником электропитания в целях создания непрерывности учебного процесса подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к Администрации городского округа "<адрес>" об обязании обеспечить общеобразовательное учреждение МКОУ "Гимназия №" <адрес> дополнительным (резервным) источником электропитания в целях создания непрерывности учебного процесса – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа "<адрес>" обеспечить муниципальное казенное образовательное учреждение "Гимназия №", расположенное по адресу:<адрес>, дополнительным (резервным) источником электропитания в целях создания условий непрерывности учебного процесса в течении одного года после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке через Кизлярский городской суд Республики Дагестан.
Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья В.Н. Морозов