Решение по делу № 2-404/2016 от 18.05.2016

Дело № 2-404/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вуктыл 03 июня 2016 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сурганова О.В.,

при секретаре Шардиной Е.В.,

с участием помощника Печорского природоохранного межрайонного прокурора Музыка Д.Ю.,

представителя ответчика ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» по доверенности Пузановой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Печорского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Югыд ва» об организации и оснащении пожарно-химической станции,

установил:

в Вуктыльский городской суд Республики Коми с заявлением об организации и оснащении пожарно-химической станции к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Югыд ва» в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился Печорский межрайонный природоохранный прокурор.

Заявленные требования мотивированы тем, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение здания прокуратуры Республики Коми проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности органами исполнительной власти. Проведенной проверкой установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в деятельности ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва», которые могут негативно сказаться на защищенности заповедных лесов от пожаров. Как показала прокурорская проверка, ФГБУ «Национальный парк «Югыд Ва» требования о пожарной безопасности в лесах, в полной мере не обеспечены. Так, организация пожарно-химических станций является обязательным к исполнению требованием законодательства по обеспечению пожарной безопасности в лесах.

В 2011 году Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой в адрес национального парка было внесено представление, основанием для внесения которого послужило отсутствие на территории учреждения пожарно-химической станции.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» по настоящее время пожарно-химическая станция не создана, и, как следствие, не проводится комплекс мероприятий предусмотренных Положением о пожарно-химических станциях, утвержденных Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, направленных на защиту лесов от пожаров. Таким образом, ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» до настоящего времени не принято реальных мер по обеспечению пожарной безопасности в весах на территории национального парка путем организации пожарно- химических станций

Бездействие должностных лиц ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва», выразившееся в непринятии мер по организации пожарно-химической станций создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов Республики Коми, окружающей среде и экологической безопасности в целом.

Заявление прокурора подано в рамках полномочий, пре6доставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Представитель Печорской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» в судебном заседании заявленные требования не признал.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Национальный парк «Югыд ва» создан на землях лесного фонда Печорского и Вуктыльского лесхозов Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994г. №377 «О создании в Республике Коми национального парка «Югыд ва» Федеральной службы лесного хозяйства России». Общая площадь по результатам проведенных землеустроительных и кадастровых работ составляет 1894133 га.

Из содержания Федерального закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях», Постановления Правительства РФ от 10.08.1993г. №769 «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации», Устава ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» и Положения «О Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Югыд ва» следует, что территория Национального парка «Югыд ва» относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

В соответствии с пп.1 п.8 Положения о национальном парке «Югыд-Ва», утвержденным Приказом Минприроды России от 20.11.2013 года № 534 на национальный парк возлагаются следующие задачи: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов.

Согласно Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Югыд ва», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19.05.2011г. №359, и Положения «О Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Югыд ва», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14.01.2010г. №3, следует, что Учреждение является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Из п.1 ст.21 Устава ФГБУ «Национальный парк «Югыд-Ва» следует, что в соответствии с целями, для достижения которых создано учреждение, в установленном законодательством РФ порядке, осуществляет выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов противопожарные мероприятия, биотехнические мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов, тушение лесных и иных природных пожаров, в том числе с привлечением специализированных организаций, мероприятия по выделению в натуре внешних границ и границ функциональных зон территории национального парка, оснащение аншлагами, информационными щитами и знаками).

Из информации исх.№ 1380 от 09 октября 2008 года БУ Национальный парк «Югыд-Ва» следует, что имеется необходимость построить пожарно – химическую станцию в г.Вуктыл, с целью чего следует необходимо выделить денежные средства на разработку проектно – сметной документации.

Согласно Постановления № 2/464 от 17 февраля 2015 года администрации МО ГО «Инта» «Об утверждении акта выбора земельного участка» предварительно согласовано место размещения объекта: строительства пожарно-химической станции, местонахождение: Республика Коми. г.Инта, микрорайон «Южный», территориальная зона: П-2 зона коммунально-складских объектов.

12 марта 2013 года ФГБУ Национальный парк «Югыд-Ва» за исх № 323 в Минприроды России направлена заявка на проектно – изыскательские работы капитального строительства пожарно – химической станции в г.Инта.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что национальные парки являются природоохранными,    эколого-просветительскими    и    научно - исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Из содержания пункта «з» ч.2 ст. 15 Федерального закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст.ст. 34; 36.3; 36.5 «Положения о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Югыд Ва» следует, что на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе запрещена организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест.

В соответствии с ч.1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса РФ Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в силу положений ч.1 ст.53 Лесного кодекса РФ, а также пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 50.06.2007 №417 (далее - Правила пожарной безопасности), меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно пп. «в» п. 13 Правила пожарной безопасности юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленною использования.

Проведенной проверкой установлены нарушения вышеперечисленных норм законов о пожарной безопасности в деятельности ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва», которые могут негативно сказаться на защищенности заповедных лесов от пожаров.

Как показала прокурорская проверка, ФГБУ «Национальный парк «Югыд Ва» по обеспечению пожарной безопасности в лесах, не обеспечены требования Приказа Рослесхоза лесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» (далее - Положение о ПХС), предусматривающие организацию пожарно-химической станции.

Пунктом 1 раздела 1 Положения о ПХС установлено, что пожарно- химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.

Согласно пункту 4 раздела 1 Положения о ПХС пожарно-химическая станция 1 или 2 типа организуется на основании приказа директора лесхоза (национального парка), государственного природного заповедника), в котором указывается тип и оснащение ПХС, по согласованию с органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Положения о ПХС комплектование команд осуществляется на основании приказа по организации ПХС, издаваемого в зависимости от типа ПХС органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации или лесхозом (национальным парком, государственным природным заповедником).

Пунктом 8 раздела 2 Положения о ПХС установлено, что весь состав команд ПХС проходит обучение по профилактике лесных пожаров, тактике и технике их тушения по программам, утвержденным органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации или, в случае их отсутствия, федеральным органом управления лесным хозяйством.

Согласно пункту 9 раздела 2 Положения о ПХС перед началом пожароопасного сезона с командами ПХС, в том числе и сформированными по принципу добровольных пожарных дружин, по заранее разработанному плану проводят учения по тактике и технике тушения пожаров непосредственно в лесных условиях, а также обучение правилам безопасности. :г;. па. По завершении учений и их результатам составляется акт готовности ПХС к пожароопасному сезону, который утверждается директором лесхоза национального парка, государственного природного заповедника) для ПХС-1 и ПХС-2. В течение пожароопасного сезона систематически проводятся учебно-тренировочные выезды команд ПХС для отработки взаимодействия методов и способов тушения лесных пожаров.

В соответствии с пунктом 1 раздела 3 Положения о ПХС общее руководство работой ПХС-1 и ПХС-2 осуществляет директор лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника).

Пунктом 1 раздела 6 Положения о ПХС установлено, что пожарно - химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при станциях.    

За месяц до начала пожароопасного сезона все указанные средства должны быть приведены в полную готовность к работам по тушению лесных пожаров и приняты комиссией под председательством начальника отдела охраны и защиты леса органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации с составлением соответствующего акта.

Согласно пункта 2 раздела 6 Положения о ПХС, при высокой горимости лесов приказом директора лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника) на пожароопасный сезон за ПХС дополнительно закрепляется недостающее количество тракторов, автомобилей, бульдозеров, другой техники и средств тушения из имеющихся. План мобилизации этих техсредств утверждается директором лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника) до начала пожароопасного сезона.

Положение о пожарно-химической станции и приложения к нему приняты и утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах своих полномочий, оно является нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению.

Согласно приложения 2 к пункту 1 раздела 6 Положения о ПХС в состав шикарно-химической станции входят различные единицы специализированных транспортных средств, трактор тягового класса, мотопомпы, ранцевые огнетушители и иные средства пожаротушения. Следует отметить, что буквальное толкование пункта 1 раздела 6 Положения о ПХС свидетельствует о том, что обозначение законодателем перечня противопожарной техники в качестве примерного связано с зависимостью определенного вида и количества пожарной техники, оборудования, закрепляемых за ПХС от лесопирологических условий региона и числа лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории, но не может толковаться как рекомендательная норма, исключающая ее общеобязательность.

Из анализа вышеперечисленных норм закона следует, что организация и оснащение пожарно-химических станций является обязательным к исполнению требованием по обеспечению пожарной безопасности в лесах. Следовательно, непринятие ответчиком мер по обеспечению пожарной безопасности в лесах на территории национального парка путем организации пожарно – химических станций, является нарушением закона.

При этом, суд также учитывает и то, что на администрацию ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» возложены обязанности по выполнению работ по рекреационному обустройству и благоустройству территории национального парка (оборудование мест отдыха, ограждений на опасных участках, создание и обустройство экологических троп и туристических маршрутов и пр.), которые в свою очередь призваны обеспечить сохранность в естественном состоянии особо охраняемых природных комплексов, расположенных на территории национального парка, а так же обеспечить защиту жизни и здоровья лиц, посещающих территорию национального парка в целях познавательного туризма.

Довод представителя ответчика о том, что на основании п.2.16.1 Лесохозяйственного регламента лесничества «Национальный парк «Югыд-Ва» территория лесничества отнесена к району авиационной охраны от пожаров, по мнению суда, не опровергает требования законодательства об организации и оснащении пожарно-химической станции, противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем, другими материалами.

Довод представителя ответчика о том, что национальным парком «Югыд-Ва» заключены договора о предоставлении услуг по тушению лесных пожаров с использованием авиации, а также договора с различными организациями о предоставлении национальному парку «Югыд-Ва» транспорта и технических средств для тушения пожаров, по мнению суда, не может явиться основанием для отказа в требованиях прокурора, основанных на законе.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Печорского межрайонного природоохранного прокурора об организации и оснащении пожарно-химической станции, противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем, другими материалами в соответствии с Положением о пожарно – химических станциях, утвержденным Приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167, являются законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд считает, что указанный в заявлении Печроского природоохранного межрайонного прокурора срок устранения нарушений закона, достаточен для выполнения требований, указанных в заявлении.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

    

обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Югыд ва» организовать и оснастить пожарно – химическую станцию противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем, другими материалами в соответствии с Положением о пожарно – химических станциях, утвержденным Приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167 в срок до 31 декабря 2016 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вуктыльский городской суд.

Судья О.В. Сурганов

2-404/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Печорская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва"
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vuktyl.komi.sudrf.ru
18.05.2016Передача материалов судье
18.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2016Судебное заседание
03.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее