УИД 21RS0006-01-2023-000033-45
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 февраля 2023 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Камушкиной Е.Н.,
с участием прокурора - старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Михайлова А.Ю.,
истца Никифоровой К.А.,
при ведении протокола помощником судьи Осиповой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Канашского межрайонного прокурора в интересах Никифоровой К.А. к администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления,
установил:
Заместитель Канашского межрайонного прокурора обратился в суд с иском (с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ) в интересах Никифоровой К.А. к администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления (л.д.<данные изъяты>).
В обоснование требований указано, что Канашской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Никифоровой К.А. о нарушении ее жилищных прав администрацией Канашского муниципального округа Чувашской Республики. Установлено, что на основании постановления главы администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Никифорова К.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащее обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Однако администрацией Канашского муниципального округа до настоящего времени не приняты меры к обеспечению Никифоровой К.А. жилым помещением, тем самым нарушены ее жилищные права со стороны органа местного самоуправления.
В судебном заседании прокурор Михайлов А.Ю. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Истец Никифорова К.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащее обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени жилое помещение ответчиком ей не предоставлено, поэтому она со своей малолетней дочерью Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вынуждена проживать у своего опекуна С. в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ ответчик предлагал ей две квартиры в <адрес>, от которых она отказалась, поскольку одна из квартир находилась в <данные изъяты>, то есть на значительном расстоянии от места ее учебы, то есть <данные изъяты>, а другая квартира находилась в асоциальном доме.
Представитель ответчика - администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, указав в возражениях на исковое заявление, что предоставление жилого помещения Никифоровой К.А., которая находится в соответствующем списке под номером №, должно осуществляться в порядке очередности, чтобы не были нарушены права и законные интересы других лиц названной категории, принятых на учет ранее истца и по мере финансирования данных обязательств из федерального и республиканского бюджета Чувашской Республики. Кроме того, администрацией Канашского муниципального округа Никифоровой К.А. предлагались два жилых помещения, от которых последняя отказалась, соответственно, ответчиком обязанность по предоставлению жилого помещения Никифоровой К.А. выполнена (л.д. <данные изъяты>).
Третьи лица - представители Министерства финансов Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились (л.д. <данные изъяты>).
Выслушав прокурора и истца, исследовав имеющиеся в гражданском деле доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 109 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п.3 данной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 этой же статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 этой статьии достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 ст.8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Из п.7 указанной статьи следует, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичные положения предусмотрены в ст.23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», согласно которой среди прочего детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Органы местного самоуправления муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц названной категории в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Никифорова К.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, ее родителями указаны: отец - Н.А., мать - Н.В. (л.д. <данные изъяты>).
Заочным решением <данные изъяты> районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Н.В. лишена родительских прав в отношении дочери - Никифоровой К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. <данные изъяты>).
Решением <данные изъяты> районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Н.А. лишен родительских прав в отношении дочери - Никифоровой К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. <данные изъяты>).
Постановлением главы администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном над малолетней Никифоровой К.А. назначена С. (л.д. <данные изъяты>).
Следовательно, в соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ Никифорова К.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а затем к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Никифорова К.А. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. <данные изъяты>).
Никифорова К.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. <данные изъяты>).
Собственником названного жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., является Н.П. (со слов Никифоровой К.А. - ее дядя со стороны отца) (л.д. <данные изъяты>). В указанном жилом помещении, кроме истца и Н.П., зарегистрированы супруга последнего - Н., его дети - Н.С. и Н.Г., а также брат истца - Н. (л.д.<данные изъяты>)
По сведениям ЕГРН в собственности Никифоровой К.А. жилого помещения не имеется (л.д. <данные изъяты>).
Принимая во внимание, что Никифорова К.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда, достигла к настоящему времени возраста 22 года, однако, по достижении 18 лет и до настоящего времени каким-либо пригодным для проживания жилым помещением она не обеспечена, какого-либо жилья имеющегося в ее собственности не имеется, следовательно, она имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы представителя ответчика о том, что Никифорова К.А. подлежит обеспечению жилым помещением в порядке очередности, исходя из времени поступления заявления, суд также считает несостоятельными, поскольку Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ не устанавливает очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения названной категории граждан, а формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и не свидетельствует об установлении очередности на предоставление жилого помещения.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с тем, что Никифоровой К.А. уже предлагались жилые помещения, от которых она отказалась, суд находит несостоятельными.
Действительно, на основании решений межведомственной комиссии по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Никифоровой К.А. предоставлялись жилые помещения по адресу: <адрес>, а также по адресу: <адрес>, что не оспаривалось истцом. От данных жилых помещений Никифорова К.А. отказалась (л.д. <данные изъяты>).
Вместе с тем, в нарушение статьи 56 ГПК РФ ответчиком допустимых и достоверных доказательств того, что указанные жилые помещение отвечали санитарным и техническим требованиям, а также требованиям благоустроенности не представлено.
Также не содержат материалы дела доказательств принятия ответчиком каких-либо мер к понуждению Никифоровой К.А. к заключению договора найма специализированных жилых помещений в отношении данных жилых помещений.
Как следует из материалов дела, данные жилые помещения в настоящее время предоставлены другим лицам из соответствующего списка (л.д.<данные изъяты>).
Каких-либо оснований, предусмотренных ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, для исключения истца из списка нуждающихся в жилом помещении ответчиком не приведено.
До настоящего времени Никифорова К.А. жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск прокурора в интересах Никифоровой К.А. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора в интересах Никифоровой К.А. удовлетворить.
Обязать администрацию Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) предоставить Никифоровой К.А., <данные изъяты> года рождения (паспорт <данные изъяты>), благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.Н. Камушкина
Мотивированное решение составлено 10 февраля 2023 года.