Дело № 2-3842/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 июня 2018 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Центрального района г. Хабаровска Шлеверда Н.В.,
представителя ответчика Жбановой Н.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Крук В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства о понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
прокурор Верхнебуреинского района Хабаровского края обратился в суд с иском к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства о понуждении к совершению определенных действий, ссылаясь на то, что прокуратурой Верхнебуреинского района проведена проверка исполнения управлением лесами Правительства края требований лесного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. В соответствии с лесохозяйственным регламентом Баджальского лесничества, утвержденного приказом управления лесами, общая площадь лесничества составляет 736093 га, при разработке лесохозяйственного регламента лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 354-п, использовались устаревшие материалы лесоустройства 2005-2006 г. Данный факт также подтверждается лесным планом Хабаровского края на 2009-2018 г.г., утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.12.2008 № 175, согласно которому последнее лесоустройство на территории Баджальского лесничества проводилось в 2005 году. В 2017 г. были проведены лесоустроительные работы лесного участка площадью 56516 га, переданного по договору аренды ООО «Сулук», расположенного в Баджальском лесничестве в составе кварталов 33<данные изъяты> Верхне-Амгуньского участкового лесничества. В 2018 г. проведены лесоустроительные работы лесного участка площадью 306262, 4329 га, переданного по договору аренды ООО «БЛПХ-2», расположенного в Баджальском лесничестве в составе кварталов <данные изъяты> Гербинского участкового лесничества. Таким образом, в настоящее время применяемые на территории Баджальского лесничества мероприятия по охране лесов требованиям Лесоустроительной инструкции не соответствуют. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери леса. Просит обязать ответчиков в течение 2 лет после вступления решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Баджальского лесничества (за исключением территории, где произведена таксация в 2017 и 2018 г.г.).
В судебном заседании представитель истца Шлеверда Н.М. исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений, подтвердила изложенное в исковом заявлении и уточнениях к нему.
В судебном заседании представитель ответчика Жбанова Н.В. исковые требования не признала, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в отзыве.
В судебное заседание сторона ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение представителей сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав пояснения представителей сторон, материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Баджальского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 354-п, общая площадь лесничества составляет 736093 Га, в структуру которого входят: Сулукское участковое лесничество, площадью 149221 Га, Верхне-Амгуньское участковое лесничество, площадью 406477 Га, Гербинское участковое лесничество, площадью 180395 Га.
В силу ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим кодексом лицами.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передаются полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса. К указанным исключениям относятся проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов.
Из ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ следует, что в содержание лесоустройства включаются: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 Кодекса РФ.
Согласно п.п. 1.1, 3.3, 3.16 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 № 185-пр, управление лесами Правительства края является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, наделенное, в том числе, полномочиями, указанными в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, а также полномочиями по организации проведения лесоустройства на землях лесного фонда и лесных участках, находящихся в собственности края, в пределах полномочий края.
Таким образом, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов являются одной из составляющих лесоустройства, правила проведения которого установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122.
В соответствии с п.п. 4, 5 Инструкции объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок. Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 Лесного кодекса РФ.
Согласно п. 116 Инструкции проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов назначаются в пределах хозяйственных секций для совокупности лесотаксационных выделов, характеризующихся общностью лесорастительных условий, структуры, состояния и древесными породами, объединенными единой целью хозяйства и единым возрастом рубки.
В силу п. 29 Инструкции таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно п. 31 Инструкции периодичность проведения таксации лесов составляет: для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50 %, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; для резервных лесов - 20 лет.
Согласно п. 32 Инструкции таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Верхнебуреинского района проведена проверка исполнения управлением лесами Правительства Хабаровского края требований лесного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Согласно лесному плану Хабаровского края на 2009-2018 г.г., утвержденному постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.12.2008 № 175, последнее лесоустройство на территории Баджальского лесничества проводилось в 2005 г.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено сторонами, что в 2017 г. были проведены лесоустроительные работы лесного участка площадью 56516 га, переданного по договору аренды ООО «Сулук», расположенного в Баджальском лесничестве в составе кварталов <данные изъяты> Верхне-Амгуньского участкового лесничества.
Кроме того, в 2018 г. проведены лесоустроительные работы лесного участка площадью 306262, 4329 га, переданного по договору аренды ООО «БЛПХ-2», расположенного в Баджальском лесничестве в составе кварталов <данные изъяты> Гербинского участкового лесничества.
Таким образом, в настоящее время применяемые на территории Баджальского лесничества мероприятия по охране лесов требованиям Лесоустроительной инструкции не соответствуют за исключением выше названных территорий, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 12 лет.
Невыполнение мероприятий по охране, защите, обеспечению санитарной безопасности в лесах является нарушением лесного законодательства, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, а в условиях пожароопасного периода может повлечь за собой возникновение неблагоприятной экологически опасной обстановки в виде пожара, что причинит ущерб Российской Федерации.
Ссылки стороны ответчика на недостаточное финансирование мероприятий по лесоустройству не являются основаниями для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку не освобождают Управление лесами от обязанности проводить лесоустройство, которое не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия на это денежных средств.
Учитывая установленные обстоятельства, а также то, что Федеральное агентство лесного хозяйства является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, на данное агентство не возложено обязанности по проведению лесоустройства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и границах Баджальского лесничества должны быть возложена на управление лесами Правительства Хабаровского края.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, поскольку для исполнения решения суда объективно требуется время в связи с необходимостью проведения соответствующих вид работ, суд считает возможным установить исполнимые сроки для реализации решения суда, а именно, три года со дня вступления судебного акта в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать управление лесами Правительства Хабаровского края организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Баджальского лесничества (за исключением территории, где произведена таксация в 2017, 2018 г.г.) в течение 3 лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.
Срок изготовления решения в окончательной форме 04.07.2018.
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко