Решение по делу № 2-143/2024 от 06.03.2024

№ 2-143/2024                                                                           37RS0010-01-2023-003883-08

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«2» мая 2024 года                                г. Приволжск

Приволжский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Философова Д.С.,

при секретаре Шеламовой И.Н.,

с участием истца Ивановского межрайонного природоохранного прокурора – Неудахина Д.И.,

представителя ответчика АО «Водоканал» - Камусиной Н.Г.,

ответчика Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области – Тихомировой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора к Акционерному обществу «Водоканал», Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области о понуждении совершить определенные действия,

установил:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональный природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском, в котором просил обязать АО «Водоканал» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в ручей без названия, впадающий в р. Шача, на территории с. Топыгино Приволжского муниципального района Ивановской области, в месте с координатами X 342245.010 Y 230126.988 (Выпуск № 5 очистных сооружений) до качества, установленного действующими декларациями Акционерного общества «Водоканал» о воздействии на окружающую среду и нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект для Выпуска № 5 очистных сооружений западнее с. Толпыгино.

Исковые требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности АО «Водоканал» выявлены нарушения природоохранного законодательства в сфере использования и охраны водных объектов. Установлено, что АО «Водоканал» осуществляется аренда и эксплуатация очистных сооружений вблизи с. Толпыгино Приволжского района Ивановской области на основании договора аренды имущества № 131 от 19.03.2021 года. Вышеуказанные очистные сооружения поставлены на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду II категории, в связи с чем, данному объекту установлена категория риска-высокая (2). Проверка показала, что в процессе своей деятельности АО «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в ручей без названия, впадающий в р. Шача с. Толпыгино Приволжского района Ивановской области (координаты места водопользования Х 342245.010, Y 230126.988), на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.03.2023 года, выданного Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области и зарегистрированного в государственном водном реестре. Согласно п. 4.5 решения качество воды в месте сброса сточных вод, указанного в п. 2.4 настоящего решения, в результате их воздействия на водный объект определяется требованиями к сбрасываемым сточным водам, обеспечивающими достижение нормативного качества воды в водном объекте (п. 3 ч. 3 ст. 22, ч. 1,ч. 4, ч. 5, ч. 6 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации). Исходя из информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям от 23.10.2023 года, нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ для объектов II категории устанавливаются на основании декларации о воздействии. На очистные сооружения вблизи с. Толпыгино АО «Водоканал» представлена декларация о воздействии на окружающую среду сроком действия с 19.09.2023 года по 19.09.2030 года с приложением расчетов нормативов допустимого сброса. Так, согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод за 1 квартал 2023 года (форма 3.3), АО «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в поверхностный водный объект-ручей без названия, впадающий в р. Шача, со следующими показателями концентраций загрязняющих веществ в месте сброса: БПК полн.-6,700 мг/дм куб.; фосфаты (по Р)-0,447 мг/дм куб.; аммоний-ион-0,560 мг/дм куб.; нитраты-47 мг/дм куб.; нитриты-0,587 мг/дм куб.; железо-0,108 мг/дм куб.; медь-0,0023 мг/дм куб. Таким образом, по результатам проведенного анализа экологической отчетности установлено, что в 1 квартале 2023 года АО «Водоканал» осуществлялся сброс сточных вод в акваторию ручья без названия, впадающего в р. Шача, с превышением установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект с очистных сооружений по ингредиентам: БПК полн.-в 2,23 раз; фосфаты (по Р)-в 2,24 раз; аммоний- ион-в 1,12 раз; нитраты-в 1,18 раз; нитриты-в 7,34 раз; железо-в 1,08 раз; медь-в 2,3 раз. Согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод за 2 квартал 2023 года (форма 3.3), АО «Водоканал» осуществляется сброс сточных вод в поверхностный водный объект-ручей без названия, впадающий в р. Шача, со следующими показателями концентраций загрязняющих веществ в месте сброса: БПК полн.- 8,487 мг/дм куб.; сульфаты-137,533 мг/дм куб.; фосфаты (по Р)-0,636 мг/дм куб.; аммоний- ион-0,547 мг/дм куб.; нитраты-44,667 мг/дм куб.; нитриты-0,501 мг/дм куб.; АСПАВ-0,314 мг/дм куб.; железо-0,199 мг/дм куб.; медь-0,0023 мг/дм куб.; цинк-0,012 мг/дм куб.; марганец-0,0194 мг/дм куб.; фенол-0,034 мг/дм куб.; фторид-1,420 мг/дм куб. По результатам проведенного анализа экологической отчетности установлено, что во 2 квартале 2023 года АО «Водоканал» осуществлялся сброс сточных вод в акваторию ручья без названия, впадающего в р. Шача, с превышением установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект с очистных сооружений по ингредиентам: БПК полн.-в 2,83 раз; сульфаты-в 1,38 раз; фосфаты (по Р)-в 3,18 раз; аммоний-ион-в 1,09 раз; нитраты-в 1,12 раз; нитриты-в 6,26 раз; АСПАВ-в 3,14 раз; железо-в 1,99 раз; медь-в 2 раза; цинк-в 1,2 раз; марганец-в 1,94 раз; фенол-в 34 раза; фторид-в 7 раз. Допускаемые АО «Водоканал» превышения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, сбрасываемых организацией с очистных сооружений в ручей без названия, также подтверждаются соответствующими протоколами испытаний: № 3284/22 от 20.10.2022; № 3782/22 от 01.12.2022; № 4028/22 от 21.12.2022; № 110/23 от 18.01.2023; № 417/23 от 16.02.2023; № 822 от 29.03.2023; № 920/23 от 10.04.2023; 1344/23 от 25.05.2023; № 1742/23 от 29.06.2023; № 187/23 от 12.06.2023; № 2244/23 от 18.08.2023; № 2569/23 от 19.09.2023; № 56- 2В от 26.06.2023; № 59-2В от 07.07.2023; № 84-2В от 18.08.2023. Исходя из акта выездной проверки Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям от 15.02.2023 года, в период времени с 19.01.2023 года по настоящее время АО «Водоканал» осуществляется сброс сточных вод в ручей без названия западнее с. Толпыгино Приволжского района Ивановской области. 19.01.2023 года и 30.01.2023 года специалистами филиала ЦЛАТИ по Ивановской области отобраны пробы сточной воды от выпуска с очистных сооружений АО «Водоканал» западнее с. Толпыгино, а также взяты образцы воды ниже 500 м. от места сброса сточных вод. По результатам количественного химического анализа пробы воды установлено, что АО «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в поверхностный объект (ручей безымянный) с превышением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект с очистных сооружений по следующим ингредиентам: аммоний- ион, нитрит-ион, сульфат-ион, фосфат-ион (по Р), нефтепродукты, медь, железо общее. В связи с допущенными АО «Водоканал» нарушениями водного законодательства, 24.03.2023 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям в адрес АО «Водоканал» направлена претензия о возмещении в добровольном порядке вреда, причиненного ручью без названия, впадающего в р. Шача, в размере 70 470,85 руб.. Кроме того, постановлением Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям от 02.03.2023 года ответственное за нарушения должностное лицо АО «Водоканал» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. С 12.10.2022 года по настоящее время АО «Водоканал» систематически допускаются превышения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, сбрасываемых с очистных сооружений в ручей без названия, впадающий в р. Шача, на территории с. Толпыгино Приволжского района Ивановской области. Допускаемые ответчиком нарушения создают угрозу причинения вреда водному объекту, а также обитающему в нем биологическому разнообразию. Действиями, а равно бездействием ответчика нарушаются права неопределённого круга лиц - граждан Российской Федерации, населения Ивановской области, проживающего в районе расположения акватории ручья без названия, впадающего в р. Шача, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, поскольку сброс недостаточно очищенных сточных вод ограничивает право граждан на использование водного объекта для личных и бытовых нужд (ст. 8 Водного Кодекса Российской Федерации). 01.03.2023 года прокуратурой по данному факту в адрес АО «Водоканал» внесено представление, которое рассмотрено, но каких-либо действенных мер, направленных на устранение нарушений ответчиком не принято.

На основании протокольного определения суда в качестве соответчика к участию в деле привлечена Администрация Приволжского муниципального района Ивановской области.

В судебном заседании прокурор Неудахин Д.И. поддержал исковые требования, предъявленные к АО «Водоканал» в полном объеме. Из пояснений данных в ранее состоявшихся судебных заседаниях, следует, что в настоящее время АО «Водоканал» осуществляет аренду и эксплуатацию очистных сооружений вблизи с. Толпыгино Приволжского района Ивановской области на основании договора аренды имущества № 131 от 19.03.2021 года, в связи с чем, действующим законодательством и решением на предоставление водных объектов в пользование на организацию возложена обязанность по соблюдению нормативов допустимого воздействия на водные объекты. В настоящее время Администрация Приволжского муниципального района Ивановской области не является водопользователем в акватории ручья без названия, впадающего в р. Шача, в который осуществляется сброс АО «Водоканал» сточных вод, указанных в исковом заявлении, не эксплуатирует данные выпуски и не осуществляет сброс сточных вод в водный объект, в связи с чем у ответчика Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области отсутствует обязанность по обеспечению нормативной очистки сточных вод. Вместе с тем, в силу имеющихся у органа местного самоуправления обязанности по организации водоотведения и соблюдения требований природоохранного законодательства на территории муниципального образования. Не соблюдение АО «Водоканал» обеспечению нормативной очистки сточных вод, вызванной по мнению АО «Водоканал» ненадлежащим состоянием переданных в аренду очистных сооружений, которые по своему техническому состоянию не позволяют осуществить очистку сточных вод до соответствующих параметров, предъявляемых действующим законодательством, не освобождает АО «Водоканал» от установленной законом обязанности соблюдать нормативы качества сточных вод.

В судебном заседании представитель ответчика АО «Водоканал» Камусина Н.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Поддержала доводы письменного отзыва от 11.01.2024 года, от 01.02.2024 года, от 22.04.2024 года на иск. Пояснила, что АО «Водоканал» является пользователем очистных сооружений в с. Толпыгино Приволжского района Ивановской области, право пользования возникло у АО «Водоканал» в силу договора аренды имущества № 131 от 19.03.2021 года, заключенного с МУП «Приволжское теплоэнергетическое предприятие». Дополнительным соглашением № 1/5 от 01.09.2022 года к договору аренды внесены изменения в договор аренды в части арендодателя, которым стала выступать Администрация Приволжского муниципального района Ивановской области, которая является собственником имущества, переданного в аренду. АО «Водоканал» обязано эксплуатировать имущество в целях организации круглосуточного и бесперебойного предоставления услуг по холодному водоснабжению, поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии и проводить его текущий ремонт. Обязанностей ответчика по реконструкции или проведению капитального ремонта Соглашение не содержит. АО «Водоканал» предпринимало меры по недопущению сброса загрязняющих веществ со сточными водами в ручей без названия, с вязи с чем в письменных обращениях к собственнику имущества доводило до его сведения информацию о том, что очистные сооружения, в том числе в с. Толпыгино не обеспечивают надлежащую очистку сточных вод, в результате чего сбрасываемые в водный объект очищенные сточные воды не соответствуют нормативно допустимым. Для решения данного вопроса необходима реконструкция указанных объектов водоотведения либо строительство новых очистных сооружений. Между тем реализация данных мероприятий требует привлечения значительных денежных средств, включение которых в тарифы ресурсосберегающей организации не предусмотрено. Требование прокурора обязать АО «Водоканал» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в ручей без названия, впадающий в р. Шача на территории с. Толпыгино Приволжского района Ивановской области до качества, установленного декларацией АО «Водоканал» о воздействии на окружающую среду и нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект для выпуска № 5 очистных сооружений с. Толпыгино – является неисполнимым для АО «Водоканал» в виду их некорректности. С учетом того, что АО «Водоканал» не допускает нарушения технологических процессов очистки сточных вод полагала, что исковые требования должны быть сформулированы путем возложения обязанности на собственника очистных сооружений провести их реконструкцию или возвести новые сооружения. Также пояснила, что АО «Водоканал» ежегодно вносит плату в соответствующий бюджет за оказание негативного воздействия на окружающую среду от сброса сточных вод.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области Тихомирова С.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, предъявленных к Администрации Приволжского района Ивановской области. Поддержала доводы письменного отзыва от 10.04.2024 года на иск. Пояснила, что АО «Водоканал» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений, обладает статусом водопользователя, в связи с чем несет ответственность за действия, причиняющие вред окружающей среде. Указала, что по условиям договора аренды имущества от 19.03.2021 года № 131 АО «Водоканал» обязан: -использовать переданное в аренду имущество в соответствии с условиями настоящего договора, исключительно в соответствии с целевым назначением указанного имущества и обеспечивать его сохранность (п. 3.3.2 договора);-соблюдать технические, противопожарные, экологические и иные требования, предъявляемые к использованию указанной категории имущества, эксплуатировать имущество в соответствии с установленными нормами эксплуатации (п. 3.3.3 договора аренды): -получить все предусмотренные законодательством Российской Федерации для эксплуатации арендуемого имущества лицензии, разрешения, лимиты, проекты и т.п. (п. 3.3.4. договора аренды). Указанным договором аренды условие о солидарной ответственности не предусмотрена.

Третьи лица – конкурсный управляющий Павлов А.В., действующий в интересах МУП «Приволжское ТЭП», Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям извещенные о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

При таких обстоятельствах суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в пределах исковых требований, в отсутствие третьих лиц, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом,

Выслушав истца – прокурора Неудахина Д.И., представителя ответчика АО «Водоканал» Камусину Н.Г., представителя ответчика Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области Тихомирову С.В., исследовав все представленные в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и из материалов дела следует, что между МУП «Приволжское теплоэнергетическое предприятие» и АО «Водоканал» 19.03.2021 года заключен договор аренды имущества № 131 в отношении 113 объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования – Администрация Приволжского муниципального района Ивановской области согласно приложения № 1 к договору аренды № 131 от 19.03.2021 года (далее – договор аренды).

Арендодатель обязуется предоставить арендатору на срок, установленный настоящим договором аренды, во временное владение и пользование имущество, для осуществления указанной деятельности в соответствии с целевым назначением имущества.

Объектом договора аренды являются объекты централизованного холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования – Приволжский муниципальный район, указанные в Приложении №1 к настоящему договору аренды, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.4 договора аренды.

Арендатор обязан использовать переданное в аренду имущество с соответствии с условиями договора аренды, исключительно в соответствии с целевым назначением имущества и обеспечивать его сохранность. Соблюдать технические, противопожарные, экологические и иные требования, предъявляемые к использованию указанной категории имущества, эксплуатировать имущество в соответствии с установленными нормами эксплуатации. Получать все предусмотренные законодательством Российской Федерации для эксплуатации арендуемого имущества лицензии, разрешения, лимиты, проекты. Поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить текущий ремонт, а также нести расходы по содержанию имущества в размере средств, заложенных в действующий тариф. Кроме того арендатор имеет право с согласия арендодателя производить за счет собственных средств улучшения арендованного имущества. После прекращения настоящего договора арендатор имеет право на возмещение стоимости неотделимых улучшений. Размер арендной платы по настоящему договору определяется в соответствии с Приложением № 3 к договору и является затратами на амортизацию передаваемого в аренду имущества, включая налоги и иные обязательные платежи.

Передаваемое арендатором имущество должно быть в состоянии, соответствующем условиям настоящего договора аренды. Срок аренды по настоящему договору составляет 11 месяцев и устанавливается на период с 01.04.2021 года по 28.02.2022 года, но не ранее даты вступления в силу установленных уполномоченным органом соответствующих цен (тарифов). Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока настоящего договора при отсутствии возражений арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Арендодатель не вправе вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности арендатора.

Стороны обязаны своевременно предоставлять друг другу информацию, необходимую для исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим договором, и незамедлительно уведомлять друг друга о наступлении существенных событий, способных повлиять на надлежащее исполнение указанных обязанностей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно Акту приема-передачи имущества от 01.05.2021 года АО «Водоканал» переданы: имущество, указанное в Приложении № 1 к дополнительному соглашению от 01.05.2021 года, в том числе: здание насосной станции и здание очистных сооружений с. Толпыгино. Претензий у арендатора к арендодателю по передаваемому арендуемому имуществу не имеется.

Дополнительным соглашением № 1/5 от 01.09.2022 года к договору аренды № 131 внесены изменения в договор в части арендодателя, на стороне которого стала выступать администрация Приволжского муниципального района, являющаяся собственником имущества, переданного в аренду.

АО «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в ручей без названия, впадающий в р. Шача, в с. Толпыгино Приволжского района Ивановской области (координаты места водопользования Х 342245.010, Y 230126.988) на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.03.2023 года № 37-08.01.03.004-Р-РСБХ-С-2023-23586/00, выданного Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области и зарегистрированного в государственном водном реестре.

В Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям АО «Водоканал» направлена декларация о воздействии на окружающую среду сроком действия с 19.09.2023 года по 19.09.2030 года с указанием кодов объектов, которые переданы АО «Водоканал», в ходе рассмотрения дела стороны не оспаривали соответствие кодов объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объектам, входящим в предмет исковых требований.

Согласно п. 4.5 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.03.2023 года № 37-08.01.03.004-Р-РСБХ-С-2023-23586/00, вода в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект определяется требованиями к сбрасываемым сточным водам, обеспечивающими достижение нормативного качества воды в водном объекте (п.3 ч.3 ст.22, ч.ч. 1,4,5,6 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации).

В ходе проведения проверки, прокуратурой установлено, что в результате сброса Обществом сточных вод в ручей без названия, впадающий в р. Шача, в с. Толпыгино Приволжского района Ивановской области допущены нарушения законодательства в части превышения нормативов качества сточных вод.

За 1 квартал 2023 года АО «Водоканал» осуществлял сброс сточных вод в акваторию ручья без названия, впадающего в р. Шача с превышением установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект с очистных сооружений по ингредиентам: - БПК полн.- в 2,2 раз; аммоний-ион – в 1,12 раз; нитраты – в 1,18 раз; нитриты – в 7,34 раз; железо- в 1,08 раз; медь – в 2,3 раз.

За 2 квартал 2023 г. по следующим показателям: БПК полн. - в 2,83 раза: сульфаты – в 1,38 раз; Фосфаты (по Р) - в 3,18 раз: аммоний-ион – в 1,09 раз; нитраты - в 1,12 раз; нитриты - в 6,26 раз; АСПАВ - в 3,14 раз: железо- в 1,99 раз; медь – в 2 раза; цинк – в 1,2 раз; марганец - в 1,94 раз; фенол – в 34 раза; фторид – в 7 раз.

Допускаемые АО «Водоканал» превышения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, сбрасываемых организацией с очистных сооружений в ручей без названия, также подтверждаются соответствующими протоколами испытаний: № 3284/22 от 20.10.2022; № 3782/22 от 01.12.2022; № 4028/22 от 21.12.2022; № 110/23 от 18.01.2023; № 417/23 от 16.02.2023; № 822 от 29.03.2023; № 920/23 от 10.04.2023; 1344/23 от 25.05.2023; № 1742/23 от 29.06.2023; № 187/23 от 12.06.2023; № 2244/23 от 18.08.2023; № 2569/23 от 19.09.2023; № 56- 2В от 26.06.2023; № 59-2В от 07.07.2023; № 84-2В от 18.08.2023.

01.03.2023 года прокуратурой в адрес АО «Водоканал» внесено представление. Согласно ответу АО «Водоканал» от 29.03.2023 года на представление, единственным решением рассматриваемого вопроса является реконструкция очистных сооружений канализации с. Толпыгино либо строительство новых очистных сооружений, которое не относится к обязанностям общества по договору аренды. О сложившейся ситуации АО «Водоканал» уведомило Администрацию Приволжского муниципального района Ивановской области, информации о планируемых мероприятиях по устранению недостатков имущества от Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области не поступало.

Таким образом из представленных истцом в суд доказательств следует, что в установленном порядке подтвержден факт нарушения АО «Водоканал» условий договора аренды, а именно не обеспечивает соблюдение экологические требований, предъявляемых к использованию переданного в аренду имущества.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что АО «Водоканал» является водопользователем и плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно Уставу АО «Водоканал» основным видом деятельности Общества является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, строительство водных сооружений и т.д. Основная цель – извлечение прибыли.

Согласно Уставу муниципального образования Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Приволжского муниципального района, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Из положений ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для осуществления жизни на Земле.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Как установлено п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В силу п. 15 ст. 2 указанного закона организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) признается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Обязанность водопользователей не допускать причинение вреда окружающей среде закреплена в п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 4, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельскихпоселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Из анализа представленных документов следует, что фактическое владение, пользование и эксплуатацию инженерных сооружений по очистке сточных вод осуществляет АО «Водоканал».

В соответствии с пп. 2 ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 21 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании соответствующего решения.

Частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу положений п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

Исходя из положений ст.ст. 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также организация в границах округа водоотведения.

Как следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Таким образом, организация водоотведения на территории муниципального образования относится к вопросам местного значения Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области, которая является собственником очистных сооружений с. Толпыгино, как орган местного самоуправления, в рамках предоставленных полномочий, обязана выполнять необходимые мероприятия, направленные на организацию работ по обеспечению водоотведения на подконтрольной ей территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на квалифицированное управление и целевую эксплуатацию имущества с привлечением частных инвестиций в рамках концессионных соглашений.

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что на орган местного самоуправления может быть возложена обязанность организовать работы по обеспечению водоснабжения и водоотведения (что входит в компетенцию в рамках решения вопросов местного значения и направлено на эффективность использования муниципального имущества), а на эксплуатирующую организацию – обеспечить надлежащее водоснабжение и водоотведение.

Исходя из предела заявленных требований прокурора, предъявленных к водопользователю – АО «Водоканал», исходя из того, что прокурором требований об организации водоснабжения и водоотведения заявлено не было, суд приходит к выводу о том, что заявленная в иске обязанность не подлежит возложению на Администрацию Приволжского муниципального района Ивановской области, так как указанная обязанность по обеспечению нормативной очистки сточных вод в силу действующего законодательства, а также условий договора аренды возложена на водопользователя, статусом которого наделено АО «Водоканал».

При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводам о том, что в соответствии с условиями договора аренды АО «Водоканал» приняло на себя обязательства предоставлять услуги по водоснабжению и водоотведению надлежащего качества, на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование приняло на себя обязательство соблюдать нормативы качества воды водных объектов в месте сброса сточных вод, в связи с чем, АО «Водоканал» является надлежащим ответчиком по делу, а исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению к данному ответчику.

Указание на то, что АО «Водоканал» не может обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды при сбросе сточных вод в водные объекты, получив предусмотренное действующим законодательством разрешение, об убыточности деятельности при исполнении решения суда, о ненадлежащем техническом состоянии принятого в аренду имущества подлежит отклонению. АО «Водоканал» при заключении договора аренды приняло объекты в том техническом состоянии, в котором они находились в момент передачи, претензий к собственнику не имело, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела. АО «Водоканал» длительный период не предпринимало каких-либо мер по устранению нарушения природоохранного законодательства.

Доводы АО «Водоканал» о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за несоблюдение нормативной очистки сточных вод, в том числе на основании декларации о плате за негативное воздействие за 2023 год, представленной ответчиком, не могут свидетельствовать об отказе в удовлетворении требований, поскольку внесение указанной платы не ведет к устранению нарушений природоохранного законодательства.

С учетом положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также длительности нарушения прав неопределенного круга лиц, суд полагает заявленный истцом срок исполнения решения суду равный шести месяцам с момента вступления решения в законную силу, разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора к Акционерному обществу «Водоканал», Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области о понуждении совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Обязать Акционерное общество «Водоканал» (ИНН 3702597104) в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в ручей без названия, впадающий в р. Шача, на территории с. Топыгино Приволжского муниципального района Ивановской области, в месте с координатами X 342245.010 Y 230126.988 (Выпуск № 5 очистных сооружений) до качества, установленного действующими декларациями Акционерного общества «Водоканал» о воздействии на окружающую среду и нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект для Выпуска № 5 очистных сооружений западнее с. Толпыгино.

В удовлетворении требований Ивановского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья                                                         Философов Д.С.

Мотивированное решение суда изготовлено «06» мая 2024 года.

2-143/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Приволжского муниципального района Ивановской области
АО "Водоканал"
Другие
Лунев Сергей Александрович
Конкурсный управляющий Павлов Алексей Вячеславович
Тихомирова Светлана Викторовна
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям
Суд
Приволжский районный суд Ивановской области
Судья
Философов Дмитрий Сергеевич
Дело на странице суда
privolzhsky.iwn.sudrf.ru
06.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.03.2024Передача материалов судье
07.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Дело оформлено
25.06.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.06.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.07.2024Судебное заседание
04.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
02.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее