Решение
именем Российской Федерации
г. Тулун 26 декабря 2019 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Гоначевского К.И., при секретаре судебного заседания Васильцовой Н.О.,
с участием истца Индусовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6459/2019 по исковому заявлению Ремарук Славика Дмитриевича, Данилиной Валентины Анатольевны, Данилиной Анны Исаковны, Индусова Степана Михайловича, Индусовой Маргариты Славиковны к Администрации Евдокимовского сельского поселения, Администрации МО «Тулунский район», ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» об установлении факта утраты имущества, признании права на получение материальной помощи,
установил:
Истцы обратились в суд с иском, в обоснование заявленных требований указав, что в результате паводка 28.06.2019 дом, расположенный по адресу: ****, был затоплен на один метр от пола. В настоящее время дом признан непригодным для проживания. Они постоянно проживали в данном доме, имели личные вещи, в доме находилось имущество первой необходимости. Во время обследования на предмет утраты имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 на территории Иркутской области, комиссией не было отражено что было утрачено имущество электропечь, морозильный ларь, стиральная машина, телевизор, шкаф для посуды, стол, стулья, диван, кровати и другие вещи. Данное имущество кроме отопительного котла не было отмечено утраченным по неизвестным причинам, во время обследования члены комиссии в дом не заходили, имущество не осматривали.
Просят суд установить факт утраты электропечи, морозильного ларя, стиральной машины, телевизора, шкафа в прихожей, шкафа для посуды, шкафа для одежды, стола, стульев, дивана, кровати, посуды и постельных принадлежностей; признать за истцами право на получение единовременной материальной помощи за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В судебном заседании истец Индусова М.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что она и остальные истцы имеют регистрацию и постоянно проживают в доме по адресу: ****. В доме на момент начала паводка среди прочего имущества находились морозильный ларь и холодильник, два телевизора, электроплита, обеденный стол и стулья, кровати и диван, шкафы, в том числе для посуды, отопительный котел. Вывезти вещи они не успели. Вода несколько дней стояла в доме на уровне около метра от полов. После ухода воды вся мебель разбухла, а электротехника вышла из строя. Все было погружено на телегу, впоследствии вывезено на свалку. Комиссия в дом не заходила, никто из истцов акт не подписывал.
Истцы Ремарук С.Д., Данилина В.А., Данилина А.И., Индусов С.М. в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. Были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представили в адрес суда письменные заявления о поддержке исковых требований и рассмотрении дела без их участия.
Представители ответчиков ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району», Администрации Евдокимовского сельского поселения, Администрации МО «Тулунский район» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом. Об уважительности причин неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьёй 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 1). Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве (часть 2).
Учитывая требования статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин, в соответствии со статьёй 167 ГПК РФ.
Исследовав и оценив с учётом статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, выслушав истца, свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 72 (часть 1, п. «з») Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Согласно ст. 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п. 1).
29 июня 2019 г. Правительством Российской Федерации было принято распоряжение № 1392-р, которым в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области (далее – паводок), определено осуществить выплаты:
а) единовременного пособия членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате паводка, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи и на погребение семьям граждан, погибших (умерших) в результате паводка, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, установленным законодательством Российской Федерации;
б) единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, из расчета степени тяжести вреда (легкий вред - в размере 200 тыс. рублей на человека, тяжкий вред или вред средней тяжести - в размере 400 тыс. рублей на человека);
в) единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. рублей на человека;
г) финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тыс. рублей на человека).
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. № 519-пп был утверждён Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий.
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что организация оказания помощи осуществляется в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 (далее – Правила), и Порядком подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2019 г. № 155 (далее – Порядок № 155).
Согласно пп. «д» п. 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тыс. рублей на человека).
Под имуществом первой необходимости, в соответствии с п. 1(1) Правил понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи – холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи – стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна – кровать (диван); предметы средств информирования граждан – телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) – насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Частичной утратой имущества первой необходимости признается приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования (пп. «а» п. 2(2) Правил).
Полной утратой имущества первой необходимости является приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (пп. «б» п. 2(2) Правил).
Аналогичные толкования понятий имущества первой необходимости и его утраты даны в Методических рекомендациях по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 3 октября 2014 г. № 2-4-87-24-7.
Согласно штампов в паспортах истцов Ремарука С.Д., Данилиной В.А., Данилиной А.И., Индусова С.М., Индусовой М.С., все они зарегистрированы по месту жительства по адресу: ****
Распоряжением Главы Евдокимовского сельского поселения от 14.08.2019 №72-рг жилое помещение, расположенное по адресу: ****, признано непригодным для проживания.
В Акте комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, по адресу: ****, указано на не утрату какого-либо имущества первой необходимости за исключением отопительного котла. Акт утвержден Главой администрации Евдокимовского сельского поселения ФИО1 05.07.2019, подписан членами комиссии ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5
Суду истцами представлены документы на приобретение стиральной машины, морозильного ларя, электроплиты на имя Данилиной В.А.
Как следует из Акта технического осмотра и диагностики оборудования от 16.07.2019, выполненного ФИО6 (прилагается копия диплома о среднем образовании по специальности «машинист холодильных установок – электромеханик по торговой технике») телевизор Эриссон полностью был в воде, неисправен, электропечь ДеЛюкс не работают переключатели и конфорки, на стенках корпуса следы ржи. Представленное на диагностику оборудование является вышедшим из строя, неремонтопригодным, подлежит списанию и утилизации.
Суду представлены фотоснимки, на которых видны интерьеры дома со следами затопления, отопительный котел, диван, обеденная группа, стулья и иная мебель.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО7, ФИО8, показали, что в ходе паводка в июне 2019 года в доме истцов по адресу: **** несколько дней стояла вода на уровне около метра, эвакуировать мебель и бытовую технику хозяева не успели. Из техники у истцов были холодильники, морозильный ларь, два телевизора, электроплита, котел отопления, столы, стулья, шкафы, кровати, диван. Всё это когда ушла вода стало испорченным, мебель разбухла, техника не работала. Впоследствии было сгружено на конную телегу, вывезено на свалку.
Показания свидетелей суд принимает в качестве допустимых доказательств, поскольку они согласуются с другими материалами дела, пояснениями истца Индусовой М.С., взаимно дополняя их. Доказательств обратного суду представлено не было. Таким образом, суд находит доказанным факт полной утраты имущества первой необходимости – кроватей, дивана, шкафа для посуды, стульев, телевизора, электроплиты, котла отопления, граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, проживавших по адресу: ****.
Требования о признании за истцами права на получение единовременной материальной помощи за полностью утраченное имущество первой необходимости суд находит заявленным преждевременно, поскольку с заявлением о выдаче им данной материальной помощи истцы в компетентные органы не обращались, отказа не получали, в связи с чем полагает необходимым оставить их без рассмотрения.
В силу положений части 1 статьи 212 ГПК РФ, суд по просьбе истца может обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Согласно статье 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
С учётом установленных судом обстоятельств по делу, учитывая введенный режим чрезвычайной ситуации, необходимости своевременного оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, суд считает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для истцов.
В связи с введённым режимом чрезвычайной ситуации, необходимости своевременного оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, суд считает возможным освободить истцов от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Ремарук Славика Дмитриевича, Данилиной Валентины Анатольевны, Данилиной Анны Исаковны, Индусова Степана Михайловича, Индусовой Маргариты Славиковны к Администрации Евдокимовского сельского поселения, Администрации МО «Тулунский район», ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» об установлении факта утраты имущества, признании права на получение материальной помощи – удовлетворить частично.
Установить факт полной утраты имущества первой необходимости граждан, проживавших на момент начала паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в доме по адресу: ****.
Требование о признании за истцами права на получение единовременной материальной помощи за полностью утраченное имущество первой необходимости – оставить без рассмотрения.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.
Судья Гоначевский К.И.