№2-3272/2020
УИД 76RS0014-01-2020-003044-29
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2020 года
Кировский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района города Ярославля в интересах Котовой Анастасии Владимировны к ООО «Харсов Рус» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Кировского района города Ярославля в интересах Котовой А.В. обратился в суд с указанным иском, в котором просит (с учетом уточненного иска) взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в сумме 113 970 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. Требования мотивирует тем, что в период времени с 1 мая 2019 года по 11 августа 2020 года Котова А.В. работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, заработная плата составляла <данные изъяты> рублей в месяц. Ответчик ненадлежащим образом выплачивал заработную плату в период с 1 апреля 2020 года по 11 августа 2020 года, нарушил права и законные интересы истца как работника.
В судебном заседании прокурор Кваша Н.Е., истец Котова А.В. доводы и требования уточненного искового заявления поддержали.
Представитель ответчика Зайцев И.В. (по ордеру) в судебном заседании по заявленным требованиям возражал. Расчет стороны истца не оспаривал.
Свидетель ФИО1 пояснил суду, что работал в <данные изъяты> с 2018 года. Имел конфликт, связанный с невыплатой ответчиком заработной платы. Котова А.В. устроилась в <данные изъяты> в 2018 году или 2019 году. Точно не помнит. Котова А.В.исполняла обязанности <данные изъяты>: <данные изъяты> Она постоянно находилась в офисе в рабочее время. По трудовым договорам рабочее время с <данные изъяты>, фактически рабочее время с <данные изъяты>. Пятидневная рабочая неделя. Котова А.В. работала в обычном режиме. Созванивались, в офисе проводились планерки. В частности, были планерки 18 и 24 июня 2020 года. С апреля по август сотрудники были переведены на дистанционную работу, но Котова А.В. все это время работала в офисе. В организации есть корпоративный «Телеграм»-чат, через него руководители обо всем оповещали работников. У <данные изъяты> есть задолженность по выплате заработной платы перед всеми сотрудниками за период с апреля по август. Корму-то, возможно, зарплату перестали выплачивать еще раньше. У Котовой А.В. зарплата была примерно <данные изъяты> рублей в месяц. Точно сказать не смог. Последний раз заработная плата была выплачена в начале апреля за март. Директор на каждой планерке обещал, что погасит задолженность. Многих заставили написать заявление об уходе в неоплачиваемый отпуск на май и июнь. Распорядительные документы, связанные с этим, приказы о предоставлении отпуска не выдавались.
Свидетель ФИО2 пояснил, что знаком с Котовой А.В., она вместе с ним работала в <данные изъяты> С <данные изъяты> есть конфликт, связанный с невыплатой заработной платы. Котова А.В. исполняла обязанности <данные изъяты> и выполняла его поручения. Работала с документами, с клиентами, встревала их в офисе, вела переговоры с некоторыми контрагентами <данные изъяты> В период пандемии Котова А.В. офис не покидала, на дистанционную работу не переходила по его просьбе, так как работа организации не прекращалась. Он работал в <данные изъяты> с августа 2017 года по 21 августа 2020 года. Официально уволился по собственному желанию, поскольку начал понимать, что работать в <данные изъяты> больше не сможет. Официально был принят на работу в эту организацию в ноябре 2019 года, но фактически гораздо раньше. Заработная плата ему и другим сотрудникам была последний раз выплачена за март 2020 года. С апреля по август 2020 года заработная плата не выплачивалась. Какая у Котовой А.В. была заработная плата, не знает. С апреля 2020 года фактически исполнял <данные изъяты> в части взаимодействия с сотрудниками. Были периоды, когда директора организации вообще не было на месте. Некоторым сотрудникам в период с апреля по август были какие-то небольшие выплаты. Выплачивалось ли что-то Котовой А.В. не помнит. Эта информация должна быть у бухгалтера, ФИО3 Директор ООО «Харсов Рус» говорил работникам, что деньги у организации есть, просто существуют некоторые трудности с их выводом, и задолженность будет погашена. В период с апреля по август и он, и Котова А.В. практически каждый день находились в офисе. Иногда он давал Котовой А.В. возможность поработать из дома, в качестве выходного. Работы хватало, организация не прекращала работу. Нужно было отсканировать весь наш архив для перевода его в электронную форму. Этим занималась Котова А.В. Кроме того, возникали трудности с некоторыми контрагентами ООО «Харсов Рус»: охранной фирмой, теми, кто оказывал нам коммунальные услуги и так далее. Работой с ними и вообще <данные изъяты> занималась Котова А.В. С мая к нам в офис снова стали приходить клиенты, Котова А.В. с ними работала. Порой возникали какие-то внеплановые задачи, она ему помогала с их решением. Был корпоративный чат в «Телеграм», там обсуждались общие рабочие вопросы. Задания Котовой А.В. давал, в основном, свидетель в устной форме. Не помнит, с кем у ООО «Харсов Рус» был заключен договор на охрану офиса, но под охрану офис сдавался через мобильное приложение. По распечаткам, представленным стороной истца, пояснил, что это скриншоты из мобильного приложения, с помощью которого офис сдавался под охрану. В период с апреля по август Котова А.В. в отпуск не уходила. У нее он должен был быть по графику, но свидетель попросил её поработать.
Свидетель ФИО4 пояснил, суду, что знаком с Котовой А.В., оба раньше работали в <данные изъяты> Работал в <данные изъяты> с весны 2018 года, точнее не помнит, по август 2020 года. Сначала у него была должность <данные изъяты>, потом <данные изъяты>, а потом стал <данные изъяты>. В период карантина находился на работе практически ежедневно. Рабочий день был с десяти утра до семи вечера, но он часто задерживался, работал сверхурочно. Котова А.В. в это время тоже работала, <данные изъяты>, её дополнительно нагружал заместитель директора, ФИО2 Работала Котова А.В. в обычном режиме, не дистанционно, вплоть до увольнения в августе 2020 года. Не может точно сказать, был ли у Котовой А.В. в период с апреля по август 2020 года отпуск, но ее он видел в офисе ООО «Харсов Рус» почти каждый день. Размер её заработной платы не знает. Что касается задолженности по выплате заработной платы, то у ООО «Харсов Рус» она есть перед всеми работниками с апреля 2020 года. У ООО «Харсов Рус» есть договор с охранным предприятием на охрану офиса. Под охрану офисные помещения сдаются с помощью мобильного приложения. В этом приложении указывается, кто ставил под охрану помещения и снимал их с охраны. С этим приложением он знаком. По распечаткам, представленным стороной истца, пояснил, что это скриншоты из мобильного приложения для помещения офиса под охрану. Отдельно сдавались под охрану помещения первого и второго этажа, было два отдельных пароля.
Выслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы настоящего дела, суд считает, требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.
Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Судом установлено, что Котова А.В. являлась работником ООО «Харсов Рус» с 1 мая 2019 года по 11 августа 2020 года, истец уволена по собственному желанию. Занимала должность <данные изъяты>. Изложенное следует из трудовой книжки, трудового договора от 1 мая 2019 года, Приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником от 11 августа 2020 года.
Обращаясь с указанным прокурор, истец ссылается на задолженность ответчика по выплате заработной плате за апрель – <данные изъяты> рублей, за май - <данные изъяты> рублей, за июнь – <данные изъяты> рублей, за июль – <данные изъяты> рублей, за август – <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании стороной ответчика каких-либо доказательств выплаты истцу заработной платы за период апрель-август 2020 года не представлено. Наличие задолженности по заработной плате за апрель, июль, август стороной ответчика не оспаривалось.
При этом согласно справке 2НДФЛ за 2020 года, сведениями из ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации в ярославской области сумма доход истца за апрель <данные изъяты> рубля, за июль <данные изъяты>, за август <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки (<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек), всего <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек (за вычетом НДФЛ 13% сумма составит <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки). В дело также представлена справка от 4 сентября 2020 года о наличии задолженности по заработной плате за апрель, июль, август 2020 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Таким образом, заработная плата Котовой А.В. в период времени с марта 2020 года по август 2020 года (за вычетом НДФЛ 13%) составляла <данные изъяты> рублей.
У суда отсутствуют основания полагать, что в мае и июне 2020 года Котова А.В. находилась в отпуске, не работала, учитывая показания свидетелей и представленные материалы дела скриншоты из корпоративного чата в мессенджере «Телеграм» и из мобильного приложения для помещения офиса под охрану. Каких-либо доказательств предоставления Котовой А.В. отпуска без сохранения заработной платы с соблюдением предусмотренных законом условий о наличии уважительных причин, соглашения между работником и работодателем ответчик не представил.
В силу ст.128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
В судебном заседании было установлено, что в связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране работники ООО «Харсов Рус» с 2 апреля 2020 года были переведены на работу в дистанционном режиме.
В рабочем чате мессенджера Телеграм руководителем ООО «Харсов Рус» было размещено распоряжение от 11 июня 2020 года о необходимости всем сотрудникам написать заявление на отпуск без сохранения заработной платы на период с 1 мая 2020 года по 30 июня 2020 года в целях уменьшения налоговой нагрузки и различных административных рисков.
Приказ о предоставлении отпуска итстцу не издавался, тогда как Котовой А.В. в период мая, июня 2020 года трудовые обязанности выполнялись на своем рабочем месте, что также было подтверждено показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО4 Доказательств выполнения Котовой А.В. в мае, июне 2020 года работы на безвозмездной основе ответчиком не представлено.
В целом материалы дела не содержат достаточных доказательств того, что Котова А.В. в какой-либо период времени с апреля по августа 2020 года не исполняла свои трудовые обязанности в ООО «Харсов Рус».
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает, что в пользу истца с ответчика подлежит взысканию невыплаченная заработная плата в заявленной сумме.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя, подлежит возмещению. Принимая во внимание требования разумности и справедливости, объем нарушенных прав работника, суд считает, что компенсация морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть определена суммой 2000 рублей.
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета г.Ярославля подлежит взысканию государственная пошлина 3 779 рублей 40 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ООО «Харсов Рус» в пользу Котовой Анастасии Владимировны заработную плату <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей, в остальной части требований – отказать.
Взыскать с ООО «Харсов Рус» в доход бюджета г.Ярославля государственную пошлину 3 779 рублей 40 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья В.В. Воробьева