Решение по делу № 2-829/2019 от 09.01.2019

Дело №2-829/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Смоленск                    19 февраля 2019 года

             Промышленный районный суд г.Смоленска в составе председательствующего судьи Яворской Т.Е, при секретаре Рыженковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесникова Александра Николаевича к военному комиссариату Смоленской области о возобновлении выплаты пенсии, взыскании пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

     Колесников А.Н., уточнив требования, обратился в суд с иском к Военному комиссариату Смоленской области о взыскании задолженности по пенсии, сославшись на то, что в 2017-2018 г.г. проживал по адресу: Смоленская область <адрес> являлся получателем пенсии по линии Министерства обороны в военном комиссариате Смоленской области. В связи с необходимостью получения лечения 11 сентября 2017 г. получил вид на жительство в Республике Беларусь. 16 октября 2018 разрешение на постоянное проживание аннулировано, вид на жительство сдан. Выплата пенсии ему была приостановлена с 1 декабря 2017. В ноябре 2018 г. он выбыл на постоянное место жительство в г.Санкт-Петербург, где и проживает по настоящее время. Просит суд обязать военный комиссариат выплатить ему задолженность по пенсии за период приостановления с 1 декабря 2017 года по 31 октября 2018.

    В судебном заседании представитель истца Колесникова А.Н. – Ефимович А.В., поддержал уточненные исковые требования в полном объеме. Дополнительно указал, что истец вправе свободно передвигаться по территории РФ, а также выезжать за пределы РФ. Данные обстоятельства не являются основаниями для приостановления выплаты пенсии. Подав заявление на выплату пенсии, истец указал место своего пребывания, где пенсия ему и выплачивалась. Сведений о другом постоянном месте жительства истца, ему как представителю, не известно. Законом не предусмотрена обязанность пенсионера подтверждать свое фактическое место жительство для получения пенсии. Истец является гражданином РФ, пенсия ему была назначена и выплачивалась на территории РФ, сведений о получении им пенсии в другом государстве, не имеется.

    Представитель ответчика военного комиссариата Смоленской области – Городничев Ю.М., в судебном заседании требования иска не признал, поддержал письменные возражения, указав, что в результате неоднократно проведенных проверок, фактическое место жительство истца в период с декабря 2017 по октябрь 2018 не установлено, в связи с чем, выплата пенсии Колесникову А.Н. была приостановлена. Кроме того была представлена информация о том, что в спорный период истец имел вид на жительство в Республике Беларусь. С 1 ноября 2018 Колесников А.Н. получает пенсию в военном комиссариате г.Санкт-Петербург, в связи с изменением своего места жительства и аннулированием вида на жительство. Считает, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется, просит в иске отказать.

    Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

            Судом установлено, что с октября 2015 г. Колесников А.Н. является пенсионером по линии Министерства Обороны, получателем пенсии за выслугу лет, которую по 30.06.2016 получал в военном комиссариате Мурманской области, а с 01.07.2016 в военном комиссариате Смоленской области.

            С 01.12.2017 выплата пенсии Колесникову А.Н. военкоматом Смоленской области приостановлена, и не выплачивалась по 31 октября 2018, в связи с не проживанием по месту регистрации, и наличием в указанный период вида на жительство в Республике Беларусь.

         Статьей 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4408-1).

        В статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4408-1 указаны категории лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, в их число включены лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Согласно пункту "а" части 1 ст. 11 названного Закона, пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

     Частью 1 ст. 56 Закона РФ от 12.02.1993 N 4408-1 установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

        Согласно части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действующей до 18 июня 2013 г.) при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

     Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ в статью 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I были внесены изменения. Часть 7 данной статьи была дополнена словами", а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания".

      Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным выше законом, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

      Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 17.12.2014 N 1386 "О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации" установлено, что лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, выплата пенсий, назначенных в соответствии с федеральными законами, в том числе, "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", осуществляется в порядке, установленном Положением, утвержденным настоящим постановлением.

       Согласно пункту 1 Положения, утвержденного названным Постановлением Правительства РФ, настоящее Положение устанавливает порядок выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, которым указанная пенсия и фиксированная выплата к ней установлены в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

        Пунктом 2 Положения установлено, что в случае если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Положении, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.

        13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией, Республикой Беларусь, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в статье 2 которого закреплено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением.

      Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992г. (далее - Соглашение от 15 мая 1992г.).

       Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

       Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 г., при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

       В силу приведенных Соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.

      Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных Соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

      Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении настоящего спора, касающегося назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.

        При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П и от 2 июня 2011 г. N 11-П; определения от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 4 марта 2004 г. N 146-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О, от 27 мая 2010 г. N 741-О-О, от 17 ноября 2011 г. N 1597-О-О, от 5 июня 2012 г. N 1059-О, от 17 июня 2013 г. N 996-О).

       Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Колесников А.Н. является гражданином Российской Федерации, 26.09.2015 уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, 27.09.2015 у него возникло право на пенсию, которую до 30.06.2016 он получал на территории РФ в военном комиссариате Мурманской области. В связи с переездом на постоянное место жительство в Смоленскую область, выплата пенсии ему продлена с 01.07.2016 военным комиссариатом Смоленской области.

      Как было установлено в судебном заседании, следует из материалов дела Колесников А.Н. был зарегистрирован по месту жительства с 11.09.2017 в Республике Беларусь, <адрес> получил разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (вид на жительство) (л.д. 92). Как следует из искового заявления и пояснений представителя в судебном заседании, Колесников А.Н. данные обстоятельства подтвердил.

      Вид на жительство в Республике Беларусь Колесникову А.Н. был аннулирован 16.10.2018, и он был снят с регистрационного учета по месту жительства в Республике Беларусь (л.д. 109).

       При таких обстоятельствах, сама по себе регистрация по месту пребывания на территории Российской Федерации по адресу: Смоленская область, <адрес> в период с 11.09.2017 по 16.10.2018, подтверждением факта постоянного проживания не является, право на пенсию не дает.

        Пенсия того же вида предусмотрена законодательством Республики Беларусь, что представители сторон в судебном заседании не оспаривали.

        Доводы истца о том, что он является гражданином Российской Федерации, получение им пенсии по линии Министерства обороны обусловлено предшествующей военной службой в Вооруженных Силах Российской Федерации и проживание за пределами Российской Федерации не лишает его права на ее дальнейшее получение, основаны на неверном толковании приведенных норм права.

          Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н и подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.

         Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

         Из содержания пунктов 73 - 83 названных Правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.

        Таким образом, суд приходит к выводу, что приостановление на территории Российской Федерации выплаты пенсии Колесникову в связи с постоянным проживанием в Республике Беларусь, необходимостью установления его места жительства не означает лишение его права на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления, либо получение того же вида пенсии по постоянному месту жительства.

        Принимая во внимание, что истец в спорный период постоянно проживал на территории другого государства, решение о приостановлении ему выплаты пенсии принято правомерно.

       Ссылки истца на положения ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 г., в соответствии с которыми, по мнению истца, ему должна была быть сохранена пенсия, в том числе, и при постоянном проживании в Республике Беларусь, являются ошибочными. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в данном законе, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.

          Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту (статья 39, часть 1), которое включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

         Учитывая вышеизложенное, суд считает, что истец не представил суду достаточных и бесспорных доказательств в обоснование заявленных требований, а поэтому в удовлетворении его требований надлежит отказать в полном объеме.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     В удовлетворении иска Колесникова Александра Николаевича к военному комиссариату Смоленской области о взыскании задолженности по выплате пенсии отказать.

               Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

                 Председательствующий судья                Т.Е. Яворская

2-829/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
КОЛЕСНИКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
Ответчики
военный комиссариат Смоленской области
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Дело на странице суда
prom.sml.sudrf.ru
09.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.01.2019Передача материалов судье
09.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2019Судебное заседание
30.01.2019Судебное заседание
19.02.2019Судебное заседание
24.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2020Дело оформлено
08.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее