Дело № 12-10/2020
УИД:25MS0074-01-2020-00007-34
Р Е Ш Е Н И Е
с. Лазо Лазовский район Приморский край 05 июня 2020 года
Судья Лазовского районного суда Приморского края Волкова Е.В.,
с участием защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Пономаренко В.Г. - Нехаева М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - главы администрации Преображенского городского поселения Пономаренко Вячеслава Геннадьевича на постановление мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 19 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 19 февраля 2020 года должностное лицо - глава администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района <адрес> Пономаренко В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Пономаренко В.Г. с постановлением мирового судьи не согласился, судебный акт подлежащим отмене. Так, 18 февраля 2020 года им было подано ходатайство об отложении судебного заседания в связи с отъездом его и представителя в служебную командировку с 18.02.2020 по 19.02.2020 включительно в Министерство ЖКХ и Арбитражный суд <адрес>. Вместе с тем, дело об административном правонарушении рассмотрено без его участия и участия его представителя. Полагает, что глава администрации Преображенского городского поселения не может являться субъектом по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку в соответствии со ст. 22 Устава Преображенского городского поселения в полномочия главы администрации Преображенского городского поселения не входит обеспечение безопасности дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также указал, что протокол об административном правонарушении 25 ПК <данные изъяты> по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ основан на вынесенном Предписании № на основании составленного акта выявленных недостатков инспектором ДПС ОВ ДПС ГИБДД МО МВД России «Партизанский». Предписание № поступило в администрацию Преображенского городского поселения согласно электронной почте в 09 час. 24 мин. 12 декабря 2019 года, однако инспектор ДПС ОВ ДПС ГИБДД МО МВД России «Партизанский» составил акт выявленных недостатков в 10 час. 00 мин., ознакомил главу администрации Преображенского городского поселения в 11 час. 00 мин. Таким образом, полагает, что предписание № вынесено раньше, чем был составлен акт о выявленных недостатках на дорожном полотне, чем нарушены требования ст. 26.2 КоАП РФ.
12 декабря 2019 в соответствии с заключенным муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по текущему содержанию и ремонту внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования местного значения сроком по 31.01.2020, на момент выдачи предписания № от 12.12.2019, АО «Примавтодор» выполнял работы по содержанию указанных участков автомобильных дорог, обеспечивал качественное выполнение работ, а также обеспечивал устранение и исправление недостатков. На основании изложенного, просит суд оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении отменить.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Пономаренко В.Г. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Защитник Нехаев М.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, дополнительно указал, что вопросы местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к полномочиям главы Преображенского городского поселения. Также указал, что заблаговременно уведомить мирового судью о невозможности участия в судебном заседании 19 февраля 2020 года не представилось возможным, поскольку о предстоящей командировке стало известно 17 февраля 2020 года.
Представитель ОГИБДД МО МВД России «Партизанский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья считает постановление мирового судьи законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а жалобу Пономаренко В.Г. не обоснованной и не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Выяснению подлежит наличие события и состава административного правонарушения.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность для должностных лиц и для юридических лиц за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объективную сторону административного правонарушения в соответствии с положениями ст. 12.34 КоАП РФ составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Из части 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям регламентированы в ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
Исходя из положений изложенных норм в совокупности, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Исходя из положений ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Из материалов дела следует, что 12 декабря 2019 г. должностным лицом инспектором ДПС ОВ ГИБДД МО МВД России «Партизанский» при осуществлении надзора за дорожным движением, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог и дорожных сооружений выявлены недостатки в ее содержании, а именно: по ул. Центральная, ул. 30 лет Победы, ул. Заводская, ул. 50 лет ВЛКСМ, ул. Путинцева, ул. Морская, ул. Сейнерная, ул. Звегинцева, ул. Ленинская пгт. Преображение Лазовского района на дорожном покрытии проезжей части имеется зимняя скользкость в виде стекловидного льда, гололеда. Данное нарушение не соответствует требованиям п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017. Перечисленные нарушения отражены в Акте № от 12.12.2019 выявленных недостатков в содержании улично-дорожной сети.
В связи с установлением факта несоблюдения лицом, ответственным за состояние дорог, требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Партизанскому и Лазовскому муниципальным районам в целях устранения правонарушения ГОСТ Р 50597-2017 п. 8.1, 12 декабря 2019 года вынесено предписание в адрес должностного лица – главы администрации Преображенского городского поселения Пономаренко В.Г. с указанием сроков контрольной проверки выполнения предписания -13.12.2019 года.
Актом №/к от 13.12.2019 и фототаблицей к нему установлено, что выявленные недостатки в содержании улично - дорожной сети не устранены.
24.12.2019 инспектором ДПС ГИБДД МО МВД России «Партизанский» составлен протокол <данные изъяты> об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы администрации Преображенского городского поселения Пономаренко В.Г. по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, фотоматериалами и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы Пономаренко В.Г. о нарушении сотрудником ОГИБДД МО МВД России «Партизанский» требований ст. 26.2 КоАП РФ судья считает не состоятельными, поскольку из материалов дела следует, что акт № от 12.12.2019 года был составлен в 10 час. 00 мин. и передан главе администрации Преображенского городского поселения 12.12.2019 года в 11 час. 00 мин., предписание также получено 12.12.2019 года. Акт контрольных мероприятий № 223/к составлен уполномоченным лицом 13.12.2019 года в 11 час. 00 мин. и передан в администрацию Преображенского городского поселения 13.12.2019 года в 13 час. 00 мин., при этом, датой и временем совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ согласно протоколу об административном правонарушении является 13 декабря 2019 года в 11 час. 00 мин.
Доводы жалобы Пономаренко В.Г. о том, что он не является субъектом данного административного правонарушения, судья считает не состоятельными, поскольку в соответствии с распоряжением № 6-рл от 24.06.2013 года, Пономаренко В.Г. вступил в должность главы Преображенского городского поселения – главы администрации Преображенского городского поселения.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ).
Анализ полномочий главы администрации Преображенского городского поселения показал, что он обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, а также издает постановления администрации городского поселения по вопросам местного значения Преображенского городского поселения, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации Преображенского городского поселения.
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия должностным лицом всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, а также названных выше Основных положений и Устава городского поселения свидетельствует о том, что глава администрации Преображенского городского поселения, будучи лицом, в обязанности которого входит осуществление контроля за мероприятиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, является субъектом вмененного ему административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Должностным лицом Пономаренко В.Г. и его защитником Нехаевым М.Г. не приведено доводов отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей.
С учетом вышеизложенного, вывод мирового судьи о том, что наличие муниципального контракта с АО «Примавтодор» не освобождало главу администрации Пономаренко В.Г. от исполнения своих обязанностей, связанных с содержанием и осуществлением контроля за содержанием автодорог, является правильным.
Кроме того, судья не усматривает нарушений прав должностного лица Пономаренко В.Г. на защиту при рассмотрении мировым судьей данного административного материала в судебном заседании 19 февраля 2020 года, поскольку из материалов дела следует, что Пономаренко В.Г. был заблаговременно извещен о времени и месте рассмотрения дела, судебные заседания неоднократно откладывались, в том, числе по ходатайству Пономаренко В.Г. Защитник Нехаев М.Г. участвовал в судебном заседании 12 февраля 2020 года и был извещен о дате и времени судебного заседания 19 февраля 2020 года, вместе с тем, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Довод защитника Нехаева М.Г. о том, что о предстоящей командировке стало известно 17 февраля 2020 года, в связи с чем, не имел возможности заблаговременно уведомить о невозможности участия в судебном заседании 19 февраля 2020 года, судья считает не состоятельным, поскольку представленные в обоснование данного довода: распоряжение №-рк от 17 февраля 2020 года и распоряжение о направлении в командировку №-рк от 17 февраля 2020 года имеют явные исправления в части даты их вынесения, при этом, датой ознакомления работника Нехаева М.Г. с распоряжением о командировке, указано 17 января 2020 года.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу должностного лица Пономаренко В.Г., по делу не усматривается, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Несогласие должностного лица Пономаренко В.Г. с оценкой доказательств не свидетельствует о том, что мировым судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Наказание должностному лицу Пономаренко В.Г. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в минимальном размере.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 19 февраля 2020 года, которым должностное лицо - глава администрации Преображенского городского поселения Пономаренко Вячеслав Геннадьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, - оставить без изменения, а жалобу должностного лица - главы администрации Преображенского городского поселения Пономаренко Вячеслава Геннадьевича, - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его провозглашения.
Судья Е.В. Волкова