Дело № 2-835/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
21 июня 2018 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Геновой О.В.,
при секретаре Федорове М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство представителя ответчика ЗАО «Стройинвестпроект» о прекращении производства по гражданскому делу № 2-835/2018 по иску прокурора Елецкого района в интересах Российской Федерации в лице Управления Россельхознадзора по Липецкой области, муниципального образования Елецкого муниципального района Липецкой области в лице администрации Елецкого муниципального района Липецкой области, муниципального образования сельского поселения Архангельского сельсовета Елецкого муниципального района в лице администрации сельского поселения Архангельского сельсовета, неопределенного круга лиц к ЗАО «Стройинвестпроект» о прекращении деятельности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Елецкого района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Управления Россельхознадзора по Липецкой области, муниципального образования Елецкого муниципального района Липецкой области в лице администрации Елецкого муниципального района Липецкой области, муниципального образования сельского поселения Архангельского сельсовета Елецкого муниципального района в лице администрации сельского поселения Архангельского сельсовета, неопределенного круга лиц к ЗАО «Стройинвестпроект» о прекращении деятельности. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ответчик в ходе своей деятельности по добыче песка в нарушение условий лицензии, незаконно размещает на участке №***, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, вскрышные породы, что приводит к уничтожению плодородного слоя почвы и нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения. В нарушение условий лицензии общество производит добычные работы за пределами горного отвода на данном участке. Производя на данном участке вскрышные работы, выемку грунта, в том числе плодородного слоя почвы под въездную траншею в карьер и ее обустройство не в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, планом и схемой развития горных работ, общество допускает нарушение существенных условий лицензии Условий пользования недрами. Просит прекратить деятельность ЗАО «Стройинвестпроект» по производству добычных работ, производству вскрышных работ, транспортировки и размещению вскрышных пород, производству иных работ, связанных с пользованием недрами Южной залежи Екатериновского месторождения (блок С1-5) строительных песков, на земельном участке с кадастровым № №***, за пределами границ, определенных горноотводным актом от 31.03.2017. к лицензии на пользование недрами серия ЛПЦ № №*** вид ТЭ от 28 мая 2010 г.
Представитель истца муниципального образования Елецкого муниципального района Липецкой области в лице администрации Елецкого муниципального района Липецкой области, представитель истца муниципального образования сельского поселения Архангельского сельсовета Елецкого муниципального района в лице администрации сельского поселения Архангельского сельсовета в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика Казьмин С.Г. в судебном заседании заявил ходатайство о прекращении производства по делу, полагая, что возникший спор подведомственен арбитражному суду, так как требование истца о прекращении деятельности ЗАО «Стройинвестпроект» по производству добычных работ, вскрышных работ, транспортировки и размещению вскрышных пород, производству иных работ, связанных с пользованием недрами Южной залежи Екатериновского месторождения (блок С1-5) строительных песков, на земельном участке с кадастровым № №***, за пределами границ, предельных горноотводным актом от 31.03.2017 и лицензии на пользование недрами серия ЛПЦ № №*** вид ТЭ от 28 мая 2010 г., осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, вытекает из экономических отношений данного субъекта. Поскольку требование по настоящему делу заявлено к юридическому лицу в связи с допущенными нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, в связи с осуществлением производственной деятельности хозяйствующего субъекта и вытекает из экономических отношений данного субъекта, указанное требование подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Представитель ответчика ЗАО «Стройинвестпроект» Комаров Л.С. поддержал заявленное ходатайство.
Прокурор Елецкого района Липецкой области Пиляев С.Н. просил в удовлетворении заявленного ходатайства отказать, поскольку позиция представителя ответчика противоречит действующему законодательству.
Представитель истца Россельхознадзора по Липецкой области Обойчук О.В. возражала против удовлетворения заявленного ходатайства.
Заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о неподведомственности настоящего дела Елецкому городскому суду Липецкой области.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Части 1, 2 статья 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривают, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Из пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Пункт 1 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки зафиксирован факт, что при осуществлении добычи песка на территории Архангельского сельсовета Елецкого района ЗАО «Стройинвестпроект» на основании лицензии серия ЛПЦ № №***, нарушается действующее законодательство.
Согласно данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, одним из видов деятельности ЗАО «Стройинвестпроект» является добыча камня, песка и глины.
Общество имеет свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выданное инспекцией ФНС по г. Ельцу Липецкой области серия №*** от 03.09.2008 основной государственный регистрационный номер №*** и свидетельство серия №*** от 03.09.2008 «О постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ». Обществу присвоен ИНН №***. Обществу выдана лицензия на пользование недрами ЛПЦ №*** ТЭ для разведки и добычи строительных песков.
Требования истца основаны на положениях Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О недрах" и Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Виды хозяйственной деятельности, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и складывающиеся в процессе её осуществления экономические отношения должны включать в себя, в том числе и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (пункт 1 статьи 78 ФЗ "Об охране окружающей среды").
Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (статья 80 ФЗ "Об охране окружающей среды").
По настоящему делу требование истца о прекращении деятельности ЗАО «Стройинвестпроект» по производству добычных работ, производству вскрышных работ, транспортировки и размещению вскрышных пород, производству иных работ, связанных с пользованием недрами Южной залежи Екатериновского месторождения (блок С1-5) строительных песков, на земельном участке с кадастровым № №***, за пределами границ, определенных горноотводным актом от 31.03.2017г. к лицензии на пользование недрами серия ЛПЦ № №*** от 28 мая 2010 г., осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, вытекает из экономических отношений данного субъекта.
Согласно абзацу 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Поскольку спор связан с осуществлением экономической деятельности ответчика, а потому исходя из субъектного состава лиц, участвующих в деле, возникшего между юридическими лицами спора по вопросу нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в связи с осуществлением производственной деятельности хозяйствующего субъекта, то рассмотрение заявленных требований подведомственно арбитражному суду.
Исходя из приведённых правовых норм и изложенных обстоятельств, настоящее дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, а должно рассматриваться и разрешаться в ином судебном порядке, а производство по делу следует прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 134, 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-835/2018 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░