Дело № 11а-4457/2022 Судья: Федькаева М.А.
Дело № 2а-3770/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2022 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аганиной Т.А.,
судей Никитиной О.В., Магденко А.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 22 ноября 2021 года по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к ФИО2 о взыскании недоимки по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени,
заслушав доклад судьи Никитиной О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ИФНС России по <адрес> – ФИО7,
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска (далее – ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 392 руб., за 2017 год в размере 841 руб., за 2018 год в размере 925 руб., пени за период с 02 декабря 2017 года по 29 января 2019 года в размере 41,47 руб., за период с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года в размере 14,03 руб., за период с 03 декабря 2019 года по 07 февраля 2020 года в размере 13,02 руб., недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 154 руб., за 2017 год в размере 154 руб., за 2018 год в размере 154 руб., пени за период с 02 декабря 2017 года по 29 ноября 2018 года в размере 13,89 руб., за период с 03 декабря 2019 года по 26 июня 2020 года в размере 6,27 руб.
В обоснование требований административный истец указал, что ФИО2 является собственником недвижимого имущества, земельного участка, своевременно налоги не уплатила. В связи с несвоевременной оплатой налогов начислены пени.
Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 22 ноября 2021 года административные исковые требования налоговой инспекции были удовлетворены в полном объеме, а также в доход местного бюджета с административного ответчика была взыскана государственная пошлина в размере 400 руб..
Не согласившись с постановленным по делу решением, ФИО2 обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что налоговым органом пропущен срок для предъявления иска об уплате налогов до 2019 года включительно. Также считает, что административным истцом пропущен 6-месячный срок для обращения в суд с требованиями о взыскании суммы пени, начисленной по налогам, поскольку данное требование является производным от требования об уплате налогов, срок для предъявления которых истек уже на дату заявления о вынесении судебного приказа. Доказательств уважительности пропуска срока не представлено.
В направленном в адрес суда письменном отзыве ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска ФИО8 в судебном заседании апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав представителя административного истца, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО2 является собственником недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; а также на праве общей совместной собственности с ФИО9 ей принадлежит квартира по адресу: <адрес>.
Налоговой инспекцией адрес ФИО2 направлены:
- налоговое уведомление № от 10 января 2017 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 113 руб., в срок до 15 марта 2017 года (л.д. 7);
- требование № по состоянию на 05 сентября 2017 года об уплате недоимки по уплате налога на имущество физических лиц в размере 113 руб., пени в размере 4,79 руб. со сроком уплаты до 31 октября 2017 года (л.д. 9);
- налоговое уведомление № от 16 июля 2017 года об уплате земельного налога за 2016 год в сумме 154 руб., налога на имущество физических лиц за 2016 год в общем размере 392 руб. в срок до 01 декабря 2017 года (л.д. 12);
- требование № по состоянию на 30 ноября 2018 года об уплате недоимки по уплате земельного налога в размере 154 руб., пени в размере 13,89 руб. со сроком уплаты до 17 января 2019 года (л.д. 14);
- налоговое уведомление № от 14 июля 2018 года об уплате земельного налога за 2017 год в сумме 154 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 год в общем размере 841 руб. в срок до 03 декабря 2018 года (л.д. 21);
- требование № по состоянию на 30 января 2019 года об уплате недоимки по уплате налога на имущество физических лиц в размере 392 руб., пени в размере 41,47 руб. со сроком уплаты до 13 марта 2019 года (л.д. 18);
- требование № по состоянию на 07 февраля 2019 года об уплате недоимки по уплате налога на имущество физических лиц в размере 841 руб., пени в размере 14,03 руб., недоимки по земельному налогу в размере 154 руб., пени в размере 2,57 руб. со сроком уплаты до 02 апреля 2019 года (л.д. 23);
- налоговое уведомление № от 23 августа 2019 года об уплате земельного налога за 2018 год в сумме 154 руб., налога на имущество физических лиц за 2018 год в общем размере 925 руб. в срок до 02 декабря 2019 года (л.д. 26);
- требование № по состоянию на 08 февраля 2020 года об уплате недоимки по уплате налога на имущество физических лиц в размере 925 руб., пени в размере 13,02 руб. со сроком уплаты до 02 апреля 2020 года (л.д. 28);
- требование № по состоянию на 26 июня 2020 года об уплате недоимки по уплате земельного налога в размере 154 руб., пени в размере 6,27 руб. со сроком уплаты до 17 ноября 2020 года (л.д. 31).
Указанные уведомления и требования были направлены в адрес административного ответчика почтовой корреспонденцией, что подтверждается списками заказных писем (л.д. 8,10,13,15,19,22,24,27,29,32).
В связи с тем, что указанные требования исполнены не были, 26 апреля 2021 года налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 74 оборот – 76).
29 апреля 2021 года мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г. Челябинска вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО2 недоимки по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени в общем размере 2709,15 руб. (л.д. 77 оборот – 78).
Определением от 10 июня 2021 года данный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений ФИО2 (л.д. 78 оборот – 79).
Задолженность по налогам за 2016, 2017, 2018 года и пени до настоящего времени не погашена в полном объеме, доказательств обратного со стороны административного ответчика не представлено. В связи с чем, 18 августа 2021 года ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска обратилось в Ленинский районный суд г. Челябинска с административным исковым заявлением к ФИО2
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из наличия в спорные налоговые периоды в собственности административного ответчика недвижимого имущества, неуплаты им налога на имущество, земельного налога, своевременности обращения налоговой инспекции в суд с заявлением о взыскании налоговой задолженности, пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия полагает такие выводы суда первой инстанции соответствующими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся доказательствам и требованиям закона.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В пункте 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пункт 1 ст. 389 НК РФ к объекту налогообложения относит земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Подпунктами 2, 6 п. 1 ст. 401 НК РФ к объектам налогообложения отнесены расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) квартира, комната, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как указывалось, ФИО2 в 2016-2018 годах принадлежали на праве собственности объекты недвижимого имущество, в частности земельный участок и квартиры на праве совместной собственности, следовательно, она в силу упомянутых выше правовых норм является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
Положения статьи 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса РФ в части взыскания обязательных платежей и санкций в рамках налоговых правоотношений.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в постановлениях от 27 апреля 2001 года № 7-П, от 10 апреля 2003 года № 5-П, от 14 июля 2005 года № 9-П, определениях от 21 апреля 2005 года № 191-О, от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, в Налоговом кодекса РФ установлены временные пределы осуществления мер государственного принуждения, связанные с взысканием налога и направленные на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Часть 1 статьи 94 КАС РФ устанавливает, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Таким образом, по смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Пункт 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ устанавливает, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пп. 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса РФ).
В порядке пп. 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
На основании пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
С учетом положений пункта 1 статьи 72, пп. 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Сроки уплаты налога на имущество установлены в пункте 1 статьи 409 Налогового кодекса РФ, согласно которому данный налог подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря (01 октября до начала действия Федерального закона от 23 ноября 2015 года № 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пп. 1, 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются за неуплату сумм налогов в установленный законодательством о налогах и сборах сроки и рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Как следует из материалов дела, налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию сумм соответствующих налогов, однако оплата недоимки по налогу на имущество, по земельному налогу за спорный период административным ответчиком не произведена. Следовательно, на образовавшуюся недоимку по налогу подлежали начислению пени.
Согласно статье 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ, в редакции, действующей на момент направления самого раннего требования № от 05 сентября 2017 года, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 1статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно абз. 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Самое раннее требование, на основании которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пенив общей сумме 2709,15 руб., являлось требование № по состоянию на 05 сентября 2017 года об уплате недоимки по уплате налога на имущество физических лиц в размере 113 руб., пени в размере 4,79 руб. со сроком уплаты до 31 октября 2017 года. Следовательно, срок обращения в суд истекал 30 апреля 2021 года (31 октября 2017 года + 3 года + 6 месяцев).
Учитывая дату обращения налогового органа с заявлением о вынесении в отношении ФИО2 судебного приказа – 29 апреля 2021 года, срок обращения в суд на основании требований, включенных в общую задолженность, налоговым органом не пропущен, в связи с чем вывод суда первой инстанции о соблюдении срока обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, является правильным.
Учитывая, что судебный приказ от 29 апреля 2021 года, был отменен по заявлению должника 10 июня 2021 года, налоговый орган обратился с настоящим административным иском 18 августа 2021 года, шестимесячный срок, установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, также соблюден.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что налоговым органом пропущен срок для предъявления иска об уплате налогов до 2019 года включительно, являются несостоятельными.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, сроки для обращения налогового органа в суд, установленные ст. 48 НК РФ, не нарушены.
Поскольку материалы дела не содержат сведений об уплате административным ответчиком взыскиваемых с него недоимок по налогам, а также задолженности по пеням, расчет суммы которых последним не оспорен, проверен судом первой инстанции и признан верным, решение суда об их взыскании является законным и обоснованным.
Судом первой инстанции постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, полагая, что обжалуемое решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи