Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2021 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего Клиновой Е.А., при помощнике судьи Даниленко Е.Г., с участием представителя истца АО «Байкалэнерго» Филипповой Н.И., действующей на основании доверенности № 87 от 09.01.2021, представителя ответчика Парского П.В. - Сучковой С.В., действующей на основании ордера №022 от 20.07.2021, рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1305/2021 по иску акционерного общества «Байкалэнерго» к Парскову Петру Викторовичу о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований АО «Байкалэнерго» указало, что Парсков П.В. является бытовым потребителем тепловой энергии по договору энергоснабжения с энергоснабжающей организацией АО «Байкалэнерго». Согласно соглашению о порядке пользования квартирой, Парсков П.В. обязан оплачивать коммунальные и иные платежи по адресу: <адрес>, <адрес>. Абонент имеет задолженность по оплате за потребленную тепловую энергию за период с 01.08.2019 по 31.12.2020 в размере 52028,13 руб.
На основании изложенного истец АО «Байкалэнерго» просил взыскать с Парского П.В. задолженность по оплате за потребленную тепловую энергию в размере 52028,13 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1760,84 руб.
В судебном заседании представитель истца АО «Байкалэнерго» Филиппова Н.И. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ответчик постоянно уклоняется от оплаты за потребленную тепловую энергию, задолженность с ответчика взыскивается в судебном заседании и ответчик в каждом судебном заседании поясняет, что не платит он за тепловую энергию в связи с тем, что не пользуется услугами из-за отсутствия радиаторов в квартире. Судами всегда принимались решения об удовлетворении требований АО Байкалэнерго в отношении задолженностей Парскова П.В., решения суда вступали в законную силу, но Парсков П.В. продолжает все по одним и тем же причинам не оплачивать данную коммунальную услугу.
Ответчик Парсков П.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, причины неявки суду не известны, явка ответчика не признана судом обязательной, уважительных причин неявки не представил. В связи с чем, суд рассматривает дело в отсутствии ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Сучкова С.В. исковые требования не признала, поскольку радиаторы отопления в квартире демонтированы еще в 1997 году, в связи с чем, ответчик не потребляет тепловую энергию, предоставляемую истцом. С того момента как истец обслуживает дом в котором проживает ответчик, ответчик никогда не пользовался услугами истца, договор с истцом не заключал. Представитель ответчика не отрицала, что в квартире имеются стояки, в управляющую компанию для установления отводов не обращались, через орган местного самоуправления не решался вопрос законности отсутствия радиаторов в квартире ответчика.
Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
09.10.2020 между АО «Байкалэнерго»,именуемое «Принципал» и ООО «Иркутскэнергосбыт», именуемое «Агент», заключен агентский договор, по условиям которого ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» является агентом и обязуется от имени и за счет Принципала совершать юридические и фактические действия, направленные на обеспечение реализации тепловой энергии потребителям Принципала, в том числе осуществлять деятельность по приему от плательщиков денежных средств. В соответствии с условиями договора агент от имени принципала АО «Байкалэнерго»по истечению расчетного периода выставляет гражданам счета для оплаты.
13.12.2013 между администрацией Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» и ЗАО «Байкалэнерго»(ныне АО «Байкалэнерго») заключено концессионное соглашение №, предметом которого является передача администрацией и принятие ЗАО «Байкалэнерго»в безвозмездное пользование имущества коммунального назначения в соответствии с перечнем к соглашению, содержащим сведения о техническом состоянии передаваемого в безвозмездное пользование муниципального имущества, которое является неотъемлемой частью настоящего соглашения. Срок действия соглашения 25 лет с момента подписания соглашения
Пунктом 1.1 указанного соглашения установлено, что имущество передается ЗАО «Байкалэнерго»для осуществления деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии с использованием объектов соглашения.
ЗАО «Байкалэнерго»обеспечивает граждан тепловой энергией на основании публичного договора энергоснабжения. Энергоснабжение многоквартирных домов осуществляется посредством инженерных сетей, куда входит система отопления.
Решением единственного акционера ЗАО «Байкалэнерго»- ПАО «Иркутскэнерго» от 22.09.2016 в соответствии с решением Правления ПАО «Иркутскэнерго» (протокол №1026 от 22.09.2016) утвержден Устав Акционерного общества«Байкалэнерго». Основными видами деятельности общества являютсяв том числе производство, передача и распределение пары и горячей воды; кондиционирования воздуха; обеспечение работоспособности тепловых сетей; передача тепловой энергии котельными.
Устав Общества приведен в соответствие с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе российской организации по месту нахождения, Уставом.
Таким образом, судом установлено, что АО «Байкалэнерго»осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии, то есть предоставляет коммунальные услуги по теплоснабжению.
Согласно соглашению о порядке пользования квартирой от 01.06.2016, Парсков П.В. проживает в <адрес>, <адрес>, <адрес>, РФ. Представитель ответчика не оспаривала, что по состоянию на 01.08.2019 по 31.12.2020 Парсков П.В. проживал в квартире. Собственник жилого помещения Герасимова В.Д. предоставила квартиру в пользование Парскову П.В. Как следует из п.1 соглашения о порядке пользования квартирой от 01.06.2016 владелец Парсков П.В. обязан оплачивать коммунальные и иные платежи, связанные с использованием квартиры.
Ресурсоснабжающая организация в силу п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №) является лицом, обязанным предоставлять соответствующие коммунальные услуги бытовым потребителям.
Согласно определению мирового судьи судебного участка № 87 по г. Тайшету и Тайшетскому району от 03.03.2021 мировым судьей выносился судебный приказ №2-279/2021 от 20.02.2021 о взыскании с Парскова П.В. задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию за период с 01.08.2019 по 31.12.2020, всего в сумме 52028,13 руб., расходов по уплате государственной пошлины всего в сумме 808,42 руб. Судебный приказ отменен по заявлению ответчика определением от 03.03.2021.
Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласност. 10Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящимКодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 7 ст. 31 ЖК РФ гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу положенийст. 155ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ч.1, 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласност. 540ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотреннымстатьей 546 настоящего Кодекса. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
В силуст. 544ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии (ст. 546ГК РФ).
Согласно ч.2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п.п. «е» п.4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 № 354 (далее Правила) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной впункте 15приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно п.2 Правил «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
"внутриквартирное оборудование" - находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Таким образом, из содержания п.2 Правил следует, что радиаторы отопления, а также санитарно-техническое оборудование при помощи которых осуществляется потребление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, относятся к внутриквартирному оборудованию.
Пунктом 21 Правил установлено, что договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Исходя из положенийПравилпредоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" потребитель обязан, в том числе информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений; своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
В случае не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 64 Правил).
Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, но действовало до 06.05.2011, при этом, судом установлено, что ни Парсков П.В., ни собственник жилого помещения не информировали об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты, не сообщали, что коммунальная услуга по тепловой энергии не предоставляется или предоставляется ненадлежащего качества.
Судом установлено, что <адрес> <адрес> <адрес>, в котором расположена <адрес>, является многоквартирным, дом оборудован централизованной системой отопления.
Из представленного истцом суду расчета следует, что у абонента имеется задолженность за коммунальные услуги (ГВС, Отопление) за период с 01 августа 2019 года по 31 декабря 2020 года в размере 52028,13 руб.
Представленный истцом расчет судом проверен, является правильным, ответчиком контррасчет не представлен.
В судебном заседании стороны указали на отсутствие приборов отопления в <адрес> <адрес> <адрес>.
При этом представитель ответчика не отрицала, что отопительные приборы отсутствуют, стояки отопления проходят транзитом, не имея отводов для установки радиаторов отопления, система отопления в доме является центральной.
Возражений относительно предоставления услуг по горячему водоснабжению, общедомовым нуждам, теплоснабжению ответчиком и его представителем не приведено, доказательств не оказания вышеперечисленных коммунальных услуг суду не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.25переустройствожилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в техническийпаспортжилого помещения.
В силу ч.1,2 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, предоставляет, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Аналогично указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.10.2014 № 22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах», из содержания которого следует, что для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр. Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается органом, осуществляющим согласование, на основании документов, определенныхЖКРФ. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома.
Согласно письму Минстроя России от 07.09.2016 N 29077-АТ/04 «О переходе на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирных домах» Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Это объясняется тем, что при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания.
Согласно подпункту "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в Правила N 354), потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В свою очередь, отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), требующим внесение изменений в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
Поскольку система центрального отопления дома, исходя из вышеуказанных норм, относится к общему имуществу, то реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединения к имуществу одного из собственников возможны только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством. По мнению Минстроя России, отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение возможен только для многоквартирного дома в целом и в этом случае соответствующее решение должны принять собственники помещений, разработать проект реконструкции внутренних инженерных систем, согласовать его с соответствующими службами, внести изменения в техническую (проектную) документацию на многоквартирный дом.
При нарушении указанных норм потребитель будет вынужден оплачивать как коммунальный ресурс, потребленный для самостоятельного индивидуального производства тепловой энергии, так и услугу теплоснабжения.
На основании изложенного предложение по внесению изменений в Правила N 354 поддержано быть не может.
Согласно п.1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускается.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (п.1.3.1). До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации, выполнить проектную документацию, согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, т.к. затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.
Подпунктом «в» п. 35 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Так, в силупункта 6Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя из положенийст. ст. 25,26,29,30,31,36,40,153-155,157ЖК РФ,ст. 209ГК РФ, отключение жилого помещения в многоквартирном доме от центральной системы отопления предусматривает изменение общедомовой системы отопления, поскольку трубопроводы, проходящие по квартире ответной стороны, являются общим имуществом собственников многоквартирного дома. Следовательно, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
Учитывая вышеизложенное, для отказа от получения услуги центрального отопления собственнику жилого помещения необходимо соблюсти, установленный законом порядок.
Между тем, судом установлено, что согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> <адрес> <адрес> на проведение переустройства собственником получено не было, попыток узаконить переустройство собственник не предпринимал. Сведений о том, что демонтаж приборов отопления произведен с соблюдением требований законодательства не имеется. Вопреки требованиямст. ст. 56,60ГПК РФ ответчиком доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено.
Федеральнымзакономот ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности(пп. 21 п. 2 ст. 2).
Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Согласнопункту 15 статьи 14Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
По смыслу приведенных выше правовых норм переустройство жилого помещения, предполагающее отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должно соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, быть выполнено по проекту, согласованному с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Ответчиком и его представителем не представлено доказательств тому, что общая схема теплоснабжения в доме позволяет устанавливать и использовать иные источники тепловой энергии, что отключение квартиры от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме не приведет к нарушению эксплуатации общих инженерных сетей многоквартирного дома, нарушению работоспособности системы централизованного теплоснабжения, не повлечет нарушение теплового баланса дома, а изменение схемы инженерного оборудования не приведет к нарушению законных прав и интересов других жильцов дома.
Ответчиком не предоставлено суду разрешение об отключении от центральной системы отопления, не подтвержден факт получения разрешения на переоборудование жилого помещения, не представлены доказательства фактического отключения квартиры от системы централизованного отопления в установленным законодательством порядке.
Таким образом, поддержание помещения в надлежащем состоянии, учитывая, что жилое помещение подключено к системе центрального отопления, является обязанностью его собственника.
Переоборудование жилого помещения путем отключения отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника от обязанности по оплате теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Согласно п.6, 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Бремя расходов по содержанию общего имущества дома, несут собственники соответствующих многоквартирных домов.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таком положении, учитывая, что, обозначенные представителем ответчика Сучковой С.В., замечания и претензии по качеству отопления, которые являются претензиями к внутридомовому имуществу, внутридомовым инженерным системам отопления, обслуживание и содержание которых возложено на собственников многоквартирного жилого дома или привлеченную по их инициативе организацию, а также учитывая, что на отключение радиаторов системы отопления в многоквартирном доме у собственника квартиры отсутствует разрешение компетентного органа, доказательств оказания потребителю некачественной услуги по отоплению, не оказания услуги по водоснабжению, вопреки требованиямст. ст. 56,60ГПК РФ не представлены, принимая во внимание, что право одностороннего расторжения гражданином договора путем отключения от системы центрального отопления в своей квартире нормами действующего жилищного и гражданского законодательства не предусмотрено, следовательно, отсутствуют основания считать не возникшими либо прекращенными правоотношения между поставщиком и потребителем коммунальных услуг по отоплению, отсутствуют основания для освобождения ответчика от обязанности по оплате за указанную коммунальную услугу.
Само по себе отсутствие в помещении приборов отопления не является основанием для освобождения от обязанности по оплате за указанную коммунальную услугу, поскольку при наличии общедомового трубопровода отопления, не исключается потребление ответчиком тепловой энергии путем естественной теплоотдачи от трубопровода, расположенного, в том числе, в подвальном помещении, от стен, потолка подвального помещения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Следует отметить, что в многоквартирном доме осуществляется отопление мест общего пользования, относящихся к общему имуществу собственников помещений дома.
Согласно п.42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется поформулам 2и2(1)приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Также суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что в рассматриваемый период теплоснабжение квартиры в предъявленном к оплате объеме не осуществлялось ввиду отключения квартиры от системы центрального отопления и отсутствия отопительных приборов системы центрального отопления. Соответственно договор энергоснабжения с собственникомквартиры,Парсковым П.В. незаключался и не мог быть заключен в отсутствии энергопринимающих устройств в квартире, потребителем тепловой энергии собственники Парсков П.В. не являлись, никаких конклюдентных действий, которые показывали бы своим поведением желание вступить в определенные правоотношения с АО «Байкалэнерго»ни собственник квартиры Герасимова В.Д., ни ее владелец согласносоглашению Парсков П.В.не совершали.
В соответствии сч. 3 ст. 30ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силуч. 2 ст. 154ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие договора энергоснабжения является необоснованной в связи со следующим.
Статья 539ГК РФ, регулирующая правоотношения сторон по договору энергоснабжения, не устанавливает, что такой договор подлежит заключению в письменной форме.
Пункт 1 ст. 540ГК РФ (заключение и продление договора энергоснабжения), предусматривает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса.
В соответствии сч. 1 ст. 26ЖК РФ переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Стороной ответчика не представлено суду объективных доказательств того, что переустройство жилого помещения произведено в установленном порядке и собственник жилого помещения поддерживает его в надлежащем состоянии, в результате которого с момента приобретения квартиры отсутствует центральное отопление.
Судом установлено, что демонтаж приборов отопления произведен в 1997 году, так пояснила представитель ответчика, дотого как Парсков П.В. стал владельцем квартиры, атакже до приобретения квартиры Герасимовой В.Д. в собственность 24.06.2016, к установке приборов отопления их не понуждали, никаких уведомлений и писем на этот счет не получали.
Стояки в <адрес>, <адрес> проходят через квартиру транзитом, не имея отводов для установки радиаторов отопления.
В судебном заседании представитель ответчика Сучкова С.В. пояснила, что ни собственник квартиры Герасимова В.Д., нивладелец Парсков П.В. не обращалисьв управляющую компанию по вопросу устройства отводов от стояков отопления для подключения к ним радиаторов отопления, поскольку они в этом не нуждаются. Никаких конклюдентных действия из которых можно сделать вывод о желании заключить договор с АО «Байкалэнерго»ни собственник, ни владелец квартиры не совершали.
Таким образом, отказ от услуг отопления произведен путем отключения своей квартиры в многоквартирном доме от существующей системы теплоснабжения, без получения соответствующих разрешений, то есть с нарушением установленной законом процедуры такого отказа, поэтому оснований для освобождения от оплаты данного вида услуг не имеется.
Кроме того, демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия не потреблялась ответчиком в течение всего периода образования задолженности, поскольку энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом.
Многоквартирный <адрес>, в котором расположена <адрес>, подключен к сетям централизованного отопления и оборудован соответствующими внутридомовыми инженерными системами.
Квартира <адрес> установленном законом порядке не отключалась от указанных централизованных и внутридомовых инженерных систем.
Судом установлено, что АО «Байкалэнерго»свои обязательства по доставлению коммунальных услуг надлежащего качества до границы раздела исполнило в полном объеме. Доказательств иного ответчиком и его представителем не представлено.
Кроме того, в силу п. 15 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В Определении от 25.01.2012 № 199-О-О Конституционный Суд РФ указал, что указанная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
В связи с чем, довод о том, что в рассматриваемый период теплоснабжение квартиры в предъявленном к оплате объеме не осуществлялось ввиду отключения квартиры от системы центрального отопления и отсутствия отопительных приборов системы центрального отопления, а также возможности подключения их к системе, на отсутствие заключенного договора по теплоснабжению, суд находит несостоятельным.
В судебном заседании установлено, что АО «Байкалэнерго»осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии потребителям на законных основаниях, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан Л. и Т.", при разрешении вопроса о внесении платы за фактически не используемую для обогрева жилого помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, юридически значимыми являются такие обстоятельства как соблюдение установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент проведения такого рода работ, переход на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и обеспечение в данном помещении отвечающего нормативным требованиям температурного режима.
Переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
В силу изложенного, переустройство жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения органов местного самоуправления не порождает правовые последствия в виде освобождения нанимателя, а также собственника квартиры, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуги по обеспечению теплоснабжением.
Возможность использования жилого помещения лицом, не являющимся собственником жилого помещения, предусмотрена в том числеч. 7 ст. 31Жилищного кодекса РФ, согласно которой это лицо имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями соглашения с собственником данного помещения.
Согласночасти 2 статьи 30Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством и Жилищнымкодексом Российской Федерации.
Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения (пункт 7 статьи 31Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги лиц, не относящихся к членам семьи собственника определяется условиями заключенного с собственником соглашения.
В судебном заседании представитель ответчика не отрицала, что соглашение действует с 01.06.2016 по настоящее время, на основании условий которого именно ответчик обязан оплачивать коммунальные услуги в полном объеме.
Оценив доказательства в их совокупности, наличиезадолженности у Парскова П.В.по оплате коммунальных услуг за потребленную тепловую энергию, ГВС за период с 01.08.2019 по 31.12.2020 в сумме 52028,13 руб. и отсутствие оснований для освобождения ответчика от оплаты данных коммунальных услуг, суд находит исковые требования АО «Байкалэнерго»подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с п. 13 ч.1 ст. 333.20 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.
Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в сумме 880,42 руб., что подтверждается платежным поручением № 3975 от 20.05.2021. Кроме того, истец просил суд произвести зачет государственной пошлины, уплаченной им по отмененному судебному приказу № 2-279/2021 в сумме 880,42 руб.
Суд считает возможным взыскать с Парскова П.В. расходы, понесенные истцом по уплате государственной пошлины при подаче настоящего искового заявления, а также произвести зачет государственной пошлины, уплаченной истцом по отмененному судебному приказу № 2-279/2021 в сумме 880,42 руб., всего взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1760,84 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.08.2019 ░░ 31.12.2020 ░ ░░░░░░░ 52028,13 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1760,84 ░░░., ░░░░░ ░░░░░░░░ 53788,97 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░