Дело № ххха-734/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 9 июня 2020 года
Сафоновский районный суд <адрес>
В составе:
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
с участием прокурора : Никоновой А.В.,
при помощнике судьи : Новичковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № ххх» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Рочвака А. А.ича,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № ххх» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> (далее ФКУ ИК-1 УФСИН России по <адрес>) обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что дд.мм.гггг из мест лишения свободы освобождается Рочвак А.А., дд.мм.гггг года рождения, отбывающий наказание за совершение преступлений средней тяжести и тяжкого. При этом, за время отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны, постановлением начальника учреждения от дд.мм.гггг был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Вследствие этого, просит установить в отношении Рочвака А.А. административный надзор, определив ему административные ограничения: в виде запрета менять место жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, являться на регистрацию 1 раз в месяц; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 6 часов утра следующего дня, кроме случаев, связанных с работой; запрета выезда за пределы муниципального образования, выбранного местом жительства или пребывания без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного.
Представитель административного истца – ФКУ ИК-1 УФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Рочвак А.А. о времени и месте рассмотрения дела об установлении над ним административного надзора извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с заявленными требованиями не согласен.
В силу ст. 272 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Прокурор полагал возможным заявление ФКУ ИК-1 УФСИН по <адрес> удовлетворить частично, установив в отношении Рочвака А.А. административный надзор на срок 8 лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими ограничениями: в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 6 часов утра следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой; запрещение выезда за пределы <адрес> без разрешения органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
Выслушав заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
В силу ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее также - Федеральный закон N 64-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Основания и условия для установления административного надзора определены в частях 1 и 3 статьи 3 названного Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 этого же Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 вышеуказанного Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
В пункте 32 этого же Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 разъяснено, что осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона об административном надзоре).
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
В судебном заседании установлено, что Рочвак А.А. отбывал наказание по приговору Рославльского городского суда <адрес> от дд.мм.гггг по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ (3 преступления), с применением ч. 6.1 ст. 88 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, в соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от дд.мм.гггг, в соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения не отбытого наказания по приговору Рославльского городского суда <адрес> от дд.мм.гггг, с изменениями, внесенными апелляционным определением Смоленского областного суда от дд.мм.гггг, в виде 3 лет 6 месяцам лишения свободы, без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Освобожден по отбытию наказания дд.мм.гггг.
Решением Сафоновского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг в отношении Рочвака А.А. установлен административный надзор сроком на 1 год с административными ограничениями. дд.мм.гггг Рочвак А.А. был поставлен на учет в МО МВД России «Рославльский» и в отношении него заведено дело административного надзора. Срок административного надзора не продлевался. дд.мм.гггг административный надзор приостановлен в связи с заключением поднадзорного лица под стражу.
В период нахождения под административным надзором Рочвак А.А. совершил преступление, предусмотренное п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, за что осужден Рославльским городским судом <адрес> дд.мм.гггг, с учетом статьи 73 УК РФ, к 2 годам лишения свободы, условно, с испытательным сроком 2 года.
Кроме того, в период нахождения под административным надзором, а также в период его условного осуждения, Рочвак А.А. совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30 - п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, за что осужден Рославльским городским судом <адрес> дд.мм.гггг, с изменениями, внесенными апелляционным определением Смоленского областного суда от дд.мм.гггг, в соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ, на основании ст. 70 УК РФ, к 2 годам 2 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В этой связи, установленный в отношении него административный надзор прекращен (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона об административном надзоре).
Административный ответчик отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по <адрес>, подлежит освобождению по отбытию срока наказания дд.мм.гггг. При этом, согласно представленным материалам характеризуется отрицательно, поощрений не имеет, неоднократно (15 раз) привлекался к дисциплинарным взысканиям, постановлением начальника исправительного учреждения от дд.мм.гггг признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, состоит на двух профилактических учетах.
Данные обстоятельства подтверждается копиями приговоров, апелляционного определения, копией решения, характеристикой, справкой о поощрениях и взысканиях, а также иными материалами дела.
Таким образом, учитывая, что Рочвак А.А. относится к категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, имеющих неснятую и непогашенную судимость за совершение, в том числе, тяжкого преступления, в период нахождения под административным надзором, за которое осужден к лишению свободы, и в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд, исходя из положений вышеназванных правовых норм и их разъяснений, приходит к выводу о том, что в отношении Рочвака А.А. имеются основания для установления административного надзора с установлением необходимых ограничений.
Определяя срок административного надзора, суд исходит из того обстоятельства, что Рочвак А.А., судим по приговору от дд.мм.гггг за совершение тяжких преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, судимость в установленном законом порядке не снята и не погашена (п. «в» ст. 95 УК РФ), осужден и отбывает наказание, в том числе, за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 - п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, относящееся в соответствии со статьей 15 УК РФ к категории тяжких, судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания (пункт «г» части 3 статьи 86 УК РФ).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в отношении Рочвака А.А. в силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ подлежит установлению административный надзор на срок 8 лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 64-ФЗ).
Суд, устанавливая Рочваку А.А. административный надзор, учитывает, что при добросовестном соблюдении поднадзорным лицом административных ограничений, выполнении обязанностей, предусмотренных Федеральным законом, и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения, административный надзор может быть досрочно прекращен судом. Кроме того, с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (ч. 2 ст. 9, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ).
Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).
При этом, выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. (абзац 4 пункта 22).
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, определен статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ и является исчерпывающим.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 4 вышеназванного Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
При этом, суд, устанавливая административные ограничения, учитывает, что формулировки административных ограничений должны быть конкретными, четко определенными.
Абзацем 10 пункта 22 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 разъяснено, что в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Из приговора Рославльского городского суда <адрес> от дд.мм.гггг следует, что Рочвак А.А. на момент привлечения его к уголовной ответственности зарегистрирован по адресу: <адрес>, фактически проживал по адресу: <адрес>.
Каких-либо сведений о том, что Рочвак А.А. после отбытия наказания намерен убыть по иному, отличному от регистрации и проживания адресу, суду не представлено.
Следовательно, административное ограничение в виде запрета выезда подлежит установлению с определением территории, пределы которой в период установления административного надзора поднадзорному лицу запрещается покидать, территории <адрес>.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, учитывая характеризующие данные личности Рочвака А.А., в целях предупреждения совершения им новых преступлений и правонарушений, суд устанавливает в отношении Рочвака А.А. административные ограничения в виде: обязательной явки один раз в месяц (5 числа) в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 6 часов утра следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой; запрещения выезда за пределы <адрес> без разрешения органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
С требованиями административного истца в части установления в отношении осужденного ограничений в виде не посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и не участия в указанных мероприятиях, суд не может согласиться.
Принимая во внимание, что к массовым мероприятиям относятся, в том числе, спортивные, культурные мероприятия, суд считает, что административный истец не представил доказательств того, каким образом данный вид административного ограничения может способствовать воспитательному воздействию на поднадзорное лицо, предупреждению совершения им преступлений и правонарушений.
В связи с чем, заявленные требования в этой части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, ч. 3 ст. 273, ч. 5 ст. 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░.░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░.░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ 8 (░░░░░░) ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
1) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ (5 ░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
2) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ 22 ░░░░░ ░░ 6 ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░;
3) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░