Докладчик Орлова И.Н. Дело № 33а-4484/2020
Судья Тимофеева М.В. УИД 21 RS0023-01-2020-005036-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2020 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Орловой И.Н., Ленковского С.В., при секретаре судебного заседания Филатовой Т.К, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» об установлении административного надзора в отношении Магомедова Магомеда Магомедовича, поступившее по апелляционной жалобе Магомедова М.М. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» (далее - ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, учреждение) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора на срок 8 лет в отношении осужденного Магомедова М.М., освобождаемого из мест лишения свободы, и установлении в отношении него административных ограничений в виде: обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 6 часов; запрета выезда за пределы территории, на которой зарегистрирован или проживает Магомедов М.М.; запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и иных мероприятий и участие в данных мероприятиях.
Заявление мотивировано тем, что Магомедов М.М. осужден 20 ноября 2015 года Буйнакским городским судом Республики Дагестан по ч... Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году лишения свободы без штрафа, ... Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году лишения свободы со штрафом в размере 10 000 рублей, ... Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 годам лишения свободы с ограничением свободы на срок 1 год. На основании ч. 3ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложений назначенных наказаний окончательно определена мера уголовного наказания в виде лишения свободы сроком на 5 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с ограничением свободы на срок 1 год, со штрафом в размере 10 000 рублей. Постановлением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 июня 2018 года данный приговор приведен в соответствие с ФЗ от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ. Смягчено наказание по ... Уголовного кодекса Российской Федерации до 11 месяцев лишения свободы. На основании ч. 2 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений назначена мера уголовного наказания в виде лишения свободы сроком на 5 лет 5 месяцев с ограничением свободы на 1 год со штрафом 10 000 руб. Постановлением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 21 сентября 2018 года в срок отбывания наказания зачтен срок задержания и последующего содержания под стражей с 25 июля 2015 года по 20 ноября 2015 года (129 дней) включительно из расчета один день содержания под стражей за полтора дня лишения свободы в ИК общего режима, с учетом ч. 3.3 ст.72 Уголовного кодекса Российской Федерации. В ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии Магомедов М.М. отбывает наказание с 13 апреля 2016 года. Содержится в отряде ... За время отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны, допустил 121 нарушение установленного порядка отбывания наказания, за которые было наложено 121 взыскание. Взыскания не сняты и не погашены. 2 июня 2016 года Магомедов М.М. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Поощрений не имеет. По характеру ... Дружеские отношения поддерживает с осужденными, характеризующимися отрицательно. Мероприятия воспитательного характера посещает только под строгим контролем. Из индивидуально-профилактических бесед правильные выводы не делает. С 20 апреля 2016 года состоит на профилактическом учете по группе ... С 14 января 2019 года – по группе ... Вину в совершенном преступлении не признал, не раскаялся.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии Кантейкин Е.И. административный иск поддержал.
Магомедов М.М., участвовавший в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, против удовлетворения требований учреждения не возражал.
Прокурор Иванов О.П. административный иск полагал подлежащим удовлетворению.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 августа 2020 года в отношении Магомедова М.М., ... установлен административный надзор на срок 8 лет, исчисляемого со дня постановки его на учет в органах внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, но не более срока, установленного для погашения судимости, и в отношении Магомедова М.М. установлены административные ограничения в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов следующих суток, кроме выхода на работу в ночное время; запрета на выезд за пределы территории муниципального образования ...; запрета на посещение мест проведения массовых мероприятия и участие в данных мероприятиях.
Не согласившись с данным решением, Магомедов М.М. подал апелляционную жалобу, в которой просит исключить установленное ему ограничение в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального образования <данные изъяты>.
В суде апелляционной инстанции Магомедов М.М., участвовавший путем использования системы видеоконференц-связи доводы апелляционной жалобы поддержал, прокурор Колчин А.Г. полагал апелляционную жалобу необоснованной.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – далее ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч.1 ст. 231, ч.1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В соответствии с п.1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Из дела следует и судом установлено, что Магомедов М.М, являясь совершеннолетним лицом, отбывает наказание, назначенное ему по приговору Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 20 ноября 2015 года (с учетом постановления Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 июня 2018 года) за совершение преступлений, в том числе, тяжкого, предусмотренного ... Уголовного кодекса Российской Федерации.
По месту отбывания наказания Магомедов М.М. характеризуется отрицательно, находясь в местах лишения свободы, допустил 121 нарушение установленного порядка отбывания наказания, которые не сняты и не погашены.
Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике от 2 июня 2016 года Магомедов М.М. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Разрешая заявленные требования и устанавливая в отношении Магомедова М.М. административный надзор на срок 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, оснований для снижения которого судебная коллегия не усматривает, районный суд руководствовался вышеизложенными нормами права и обоснованно исходил из того, что в период отбывания наказания он был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Далее, приняв во внимание имеющиеся в деле характеризующие сведения о личности Магомедова М.М., его поведение в период отбывания наказания, обстоятельства совершенного им преступления, исходя из целей и задач административного надзора, районный суд счел необходимым установить в отношении Магомедова М.М. административные ограничения в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов следующих суток, кроме выхода на работу в ночное время; запрета на выезд за пределы территории муниципального образования ...; запрета на посещение мест проведения массовых мероприятия и участие в данных мероприятиях.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в силу требований п. 1 ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является обязательным.
Согласно содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснениям, выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.
В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11, п. 2 ч. 1 ст.12ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям. При этом суд вправе назначить иные административные ограничения для достижения целей административного надзора, например, запретить выезд за установленные судом пределы территории.
В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Установленные судом в отношении Магомедова М.М. административные ограничения требованиям закона не противоречат, соответствуют данным о его личности, не являются чрезмерными, соответствуют тяжести и обстоятельствам совершенного им преступления, и в полной мере отвечают целям административного надзора.
Относимых и допустимых доказательств факта трудоустройства после отбытия наказания за пределами территории муниципального образования ... в обоснование доводов апелляционной жалобы Магомедовым М.М. не представлено.
В этой связи оснований для исключения установленного судом ограничения в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального образования ..., о чем Магомедовым М.М. со ссылкой на отсутствие в данном муниципальном образовании работы, отвечающей его требованиям о достойном заработке, и нахождении на его иждивении супруги и ... несовершеннолетних детей, ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Доказательств тому, что установленные ограничения не будут соответствовать целям административного надзора, который устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), не имеется.
Тем более, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений. При необходимости решения вопросов трудоустройства, в том числе за пределами места жительства, пребывания или фактического нахождения, поднадзорное лицо вправе обратиться в орган внутренних дел, который в предусмотренных п. 6 ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» случаях дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные п.п. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами.
Также ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предоставляет возможность досрочного прекращения административного надзора судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания (ч. 2 ст. 9).
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда, поскольку из мотивировочной части решения следует, что устанавливая период, с которого подлежит исчислению срок административного надзора в отношении поднадзорного лица, суд руководствовался положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и пришел к выводу о том, что срок административного надзора подлежит исчислению за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, но, что в свою очередь не было отражено в резолютивной части решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Магомедова М.М. – без удовлетворения.
Уточнить абзац 2 резолютивной части названного решения в части порядка исчисления срока административного надзора, и после слов «на срок 8 (восемь) лет» дополнить словами «за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Судьи: И.Н. Орлова
С.В. Ленковский