Решение по делу № 33-470/2024 от 30.01.2024

УИД 89RS0004-01-2023-003373-71

Гражданское дело № 2-2956/2023

Судья Ломов С.А.

Апелляционное дело № 33-470/2024

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 апреля 2024 года                                                              город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Савельевой Е.Н.,

судей коллегии Кайгородовой И.В., Курманова Э.Р.,

при секретаре судебного заседания Меняйло С.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овчинниковой Елены Геннадьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении периодов работы в общий страховой стаж.

по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2023 года, которым постановлено:

исковые требования Овчинниковой Елены Геннадьевны удовлетворить.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ЯНАО включить в подсчет общего страхового стажа Овчинниковой Елены Геннадьевны период учебы в Чимкентском педагогическом институте культуры им. Аль Фараби с 01.09.1983 г. по 01.07.1987 г., обязать включить в подсчет общего страхового стажа периоды работы с 06.09.1988 г. по 26.08.1994 г. в детском саду Аллые паруса в должности <данные изъяты>, г. Тараз (ранее г. Джамбул), Южный Казахстан.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Савельевой Е.Н., пояснения представителей ответчика Подгорной Я.Я., Тесленок Н.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

установила:

Овчинникова Е.Г. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Отделение СФР по ЯНАО) о включении периодов работы в общий страховой стаж.

В обоснование иска указала, что 24 января 2023 года обратилась с заявлением об установлении страховой пенсии по старости (по выслуге лет как педагогу), полагая, что выработала необходимый страховой стаж педагогической деятельности в размере 25 лет. Однако в ходе оценки пенсионных прав истца было установлено, что со стороны ответчика в специальный стаж включено только 9 лет 2 месяца 23 дня. Уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просила обязать ответчика включить в общий страховой стаж: период учебы в Чикменстком педагогическом институте культуры им. Аль Фараби с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года согласно диплому серии ; период работы с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в детском саду Алые Паруса в должности <данные изъяты> г. Тараз (ранее г. Джамбул), южный Казахстан.

Истец Овчинникова Е.Г. в суд не явилась, извещена о дате и времени судебного заседания, доверила представлять свои интересы представителю в порядке ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца Овчинниковой Е.Г. - Смирнова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы и уточненные требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика Дженетова А.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что период учебы не включён в страховой стаж, так как Овчинникова Е.Г. по состоянию на 31 декабря 2001 года не проживала на территории Российской Федерации. Для включения указанного стажа необходимо соблюдение условия в силу Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо проживание, либо осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Спорный период работы с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в детском саду Алые Паруса в должности <данные изъяты> г. Тараз (ранее г. Джамбул), южный Казахстан, частично включен истцу в страховой стаж, а именно, с 6 сентября 1988 года по 12 марта 1992 года. В связи с чем, двойного включения данного периода (в досудебном и судебном порядке) не допускается.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. С данным решением не согласен представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на его незаконность, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права. Просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов указывает, что период учебы с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года в подсчет стажа не включен, так как действовавший на 31 декабря 2001 года Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал постоянное проживание граждан на территории Российской Федерации в целях реализации его норм. Иначе говоря, для включения периода обучения в подсчет стажа должен выполняться следующий юридический факт - это проживание либо осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года. Так как Овчинникова Е.Г. не проживала по состоянию на 31 декабря 2001 года и не работала на территории Российской Федерации, период учебы не может быть учтен в подсчет стажа. Период работы на территории Республики Казахстан с 6 сентября 1988 года по 26 апреля 1994 года учтен пенсионным органом в подсчете страхового стажа частично, а именно: с 6 сентября 1988 года по 12 марта 1992 года. Период работы после 12 марта 1992 года не учтен Овчинниковой Е.Г. в подсчете страхового стажа, поскольку из компетентного органа в Республике Казахстан, которым является АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан, а также Комитет труда и социальной защиты, не поступил формуляр на запрос Отделения СФР по ЯНАО по периодам работы с 1985 года по 2013 год. Заявитель полагает, что периоды работы на территории Республики Казахстан после 13 марта 1992 года не подлежат включению в подсчет страхового стажа. Ссылается также, что со дня вступления в силу (30 июня 2022 года) Федерального закона от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» Российская Сторона продолжит руководствоваться порядком подтверждения стажа работы на территориях государств - членов ЕАЭС и заработка за периоды до 1 января 2021 года, утвержденным Порядком взаимодействия, но будет учитывать данные периоды при условии надлежащего их подтверждения компетентными органами государств- членов ЕАЭС. Поскольку на дату обращения Овчинниковой Е.Г. право выхода на пенсию отсутствовало, исходя из того, что истец не выработала требуемую продолжительность педагогического стажа не менее 25 лет, ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости.

Из возражений представителя истца Овчинниковой Е.Г. - Смирновой А.В. на апелляционную жалобу следует, что она просит оставить решение суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.

В суде апелляционной инстанции представители ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу Подгорная Я.Я., Тесленко Л.Ю., действующие на основании доверенностей, диплома о высшем юридическом образовании, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, на ее удовлетворении настаивали.

Истец Овчинникова Е.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщила, об отложении разбирательства дела не просила.

В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения представителей ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, 24 января 2023 года Овчинникова Е.Г., 1 января 1966 года рождения, обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктов 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Для назначения страховой пенсии по указанному основанию Овчинниковой Е.Г. требовалось достижение возраста 50 лет 6 месяцев, а также наличие необходимого страхового стажа не менее 20 лет, работы в районах в районе Крайнего Севера - не менее 15 лет.

По представленным документам в Отделение СФР по ЯНАО и сведениям персонифицированного учета стаж Овчинниковой Е.Г. на дату ее обращения составил: страховой - 16 лет 10 месяцев 13 дней, в том числе работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 9 лет 2 месяца 28 дней (стаж в районе Крайнего Севера - 6 лет 11 месяцев 6 дней).

В отсутствие требуемого стажа работы, 19 мая 2023 года Овчинниковой Е.Г. отказано в установлении страховой пенсии по старости.

Разрешая спор, руководствуясь вышеизложенными нормами материального права, установив, что спорными являются два периода: с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года - период обучения в Чимкентском педагогическом институте культуры им. Аль Фараби, с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года - работа в детском саду Алые Паруса в должности <данные изъяты> г. Тараз (ранее г. Джамбул), южный Казахстан, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования о включении данных периодов работы в страховой стаж.

При этом судом первой инстанции было учтено, что в период начала прохождения Овчинниковой Е.Г. обучения в Чимкентском педагогическом институте культуры им. Аль Фараби с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года (выдан диплом серии ) до 1 января 1992 года действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, где в соответствии с пунктом «з» пункта 109 указанного Положения указано, что кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывался, в том числе, период обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах и школах.

Кроме того, судом первой инстанции было учтено, что период работы Овчинниковой Е.Г. с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в детском саду Алые Паруса в должности <данные изъяты> г. Тараз (ранее г. Джамбул), южный Казахстан, частично включен в подсчет общего страхового стажа до 12 февраля 1992 года - даты начала действия Соглашения о гарантиях прав граждан - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. В тоже время, установив, что истцом представлена справка о работе и заработной плате, выданная работодателем за весь испрашиваемый период работы, то есть с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года, включил указанный период работа в полном объеме в страховой стаж истца с учётом уже включённого пенсионным органом периода в досудебном порядке.

Судебная коллегия частично не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 года.

В силу статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Таким образом, Соглашение от 13 марта 1992 года предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии, в том числе досрочной, с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.

Аналогичный порядок закреплен в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР", согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (ратифицировано Российской Федерацией 9 ноября 2020 года Федеральным законом № 354-ФЗ) (далее - Соглашение ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.

Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).

В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2 статьи 7).

Статья 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 года.

Соответственно при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В данном случае истец, обратившись в суд с иском, просила обязать пенсионный орган включить в ее стаж период учебы с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года в Чимкентском педагогическом институте культуры им Аль Фараби (Республика Казахстан), и период работы с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в должности <данные изъяты> в детском саду Алые Паруса (Республика Казахстан), т.е. до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, предусматривающего особый порядок подтверждения стажа и определения права на пенсию.

В этой связи с учетом переходных положений, закрепленных в статье 12 Соглашения ЕАЭС, судом первой инстанции правильно определено, что применению в данном случае подлежат положения Закона Российской Федерации от 30 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Действующим в период с 1 января 1992 года по 31 декабря 2001 года Законом Российской Федерации от 30 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось включение в страховой стаж периодов обучения в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (статья 91).

Подпунктом "и" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, действовавшим в спорный период, предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

Этим же пунктом названного Положения предусматривалось, что при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".

Как следует из трудовой книжки серии ЕТ-I № 2470917, Овчинникова Е.Г. приступила к работе (первое место работы) <данные изъяты> в детском саду «Золушка» с 2 декабря 1985 года, то есть данная работа не предшествовала периоду обучения истца в Чимкентском педагогическом институте культуры им. Аль Фараби, где она приступила к учебе с 1 сентября 1983 года.

При этом период работы Овчинниковой Е.Г. <данные изъяты> в детском саду «Золушка» с 2 декабря 1985 года по 25 июня 1987 года включен истцу в страховой стаж, что следует из расчета ее стажа работы.

Следовательно, данный период работы (02.12.1985 - 25.06.1987) частично накладывается на период обучения Овчинниковой Е.Г. в Чимкентском педагогическом институте культуры им. Аль Фараби (01.09.1983 - 01.07.1987).

Таким образом, при включении спорного периода обучения Овчинниковой Е.Г. в страховой стаж, получиться двойное исчисление страхового стажа за один и тот же период, что Правилами № 1015 не допускается.

При таком положении, у суда первой инстанции оснований для включения периода обучения с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года в Чимкентском педагогическом институте культуры им. Аль Фараби (Республика Казахстан), не имелось.

В данной части решение суда подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении требования.

В тоже время, вопреки доводам апелляционной жалобы, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.

Таким образом, право Овчинниковой Е.Г. на включение в страховой стаж периода работы с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в должности <данные изъяты> в детском саду Алые Паруса (Республика Казахстан) не зависит от факта уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствующие органы на территории Республики Казахстан.

Как следует из той же трудовой книжки, Овчинникова Е.Г. действительно работала с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в детском саду «Алые Паруса».

Подтвержден данный факт также архивной справкой от 2 августа 2015 года № 121, выданной за подписью генерального директора ТОО «ТоразКожОбувь». При этом в указанный период истцу начислялась и выплачивалась заработная плата, что подтверждено справкой работодателя от 2 августа 2015 № 122.

Иных сведений со стороны ответчика в рамках межведомственного взаимодействия по Соглашению ЕАЭС не получено, что не может умалять пенсионных прав заявителя.

Учитывая, что период работы с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в детском саду «Алые Паруса» частично учтен пенсионным органом при подсчете страхового стажа, а именно, с 6 сентября 1988 года по 12 марта 1992 года, то оснований для повторного включения в страховой стаж данного периода у суда первой интонации не имелось.

В этой связи период с 6 сентября 1988 года по 12 марта 1992 года подлежит исключению из резолютивной части решения суда.

Фактически судом первой инстанции обоснованно был включён только период работы Овчинниковой Е.Г. с 13 марта 1992 года по 26 августа 1994 года, в данной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм международного права, в связи с чем, подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2023 года отменить в части включения периода обучения с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года и периода работы с 6 сентября 1988 года по 12 марта 1992 года, принять в данной части новое решение об отказе в иске, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкого автономного округа включить в страховой стаж Овчинниковой Елены Геннадьевны период работы с 13 марта 1992 года по 26 августа 1994 года в детском саду «Алые Паруса» в должности <данные изъяты>, г. Тараз (ранее г. Джамбул), Южный Казахстан.

Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 апреля 2024 года.

Председательствующий

Судьи

УИД 89RS0004-01-2023-003373-71

Гражданское дело № 2-2956/2023

Судья Ломов С.А.

Апелляционное дело № 33-470/2024

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 апреля 2024 года                                                              город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Савельевой Е.Н.,

судей коллегии Кайгородовой И.В., Курманова Э.Р.,

при секретаре судебного заседания Меняйло С.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овчинниковой Елены Геннадьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении периодов работы в общий страховой стаж.

по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2023 года, которым постановлено:

исковые требования Овчинниковой Елены Геннадьевны удовлетворить.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ЯНАО включить в подсчет общего страхового стажа Овчинниковой Елены Геннадьевны период учебы в Чимкентском педагогическом институте культуры им. Аль Фараби с 01.09.1983 г. по 01.07.1987 г., обязать включить в подсчет общего страхового стажа периоды работы с 06.09.1988 г. по 26.08.1994 г. в детском саду Аллые паруса в должности <данные изъяты>, г. Тараз (ранее г. Джамбул), Южный Казахстан.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Савельевой Е.Н., пояснения представителей ответчика Подгорной Я.Я., Тесленок Н.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

установила:

Овчинникова Е.Г. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Отделение СФР по ЯНАО) о включении периодов работы в общий страховой стаж.

В обоснование иска указала, что 24 января 2023 года обратилась с заявлением об установлении страховой пенсии по старости (по выслуге лет как педагогу), полагая, что выработала необходимый страховой стаж педагогической деятельности в размере 25 лет. Однако в ходе оценки пенсионных прав истца было установлено, что со стороны ответчика в специальный стаж включено только 9 лет 2 месяца 23 дня. Уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просила обязать ответчика включить в общий страховой стаж: период учебы в Чикменстком педагогическом институте культуры им. Аль Фараби с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года согласно диплому серии ; период работы с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в детском саду Алые Паруса в должности <данные изъяты> г. Тараз (ранее г. Джамбул), южный Казахстан.

Истец Овчинникова Е.Г. в суд не явилась, извещена о дате и времени судебного заседания, доверила представлять свои интересы представителю в порядке ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца Овчинниковой Е.Г. - Смирнова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы и уточненные требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика Дженетова А.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что период учебы не включён в страховой стаж, так как Овчинникова Е.Г. по состоянию на 31 декабря 2001 года не проживала на территории Российской Федерации. Для включения указанного стажа необходимо соблюдение условия в силу Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо проживание, либо осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Спорный период работы с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в детском саду Алые Паруса в должности <данные изъяты> г. Тараз (ранее г. Джамбул), южный Казахстан, частично включен истцу в страховой стаж, а именно, с 6 сентября 1988 года по 12 марта 1992 года. В связи с чем, двойного включения данного периода (в досудебном и судебном порядке) не допускается.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. С данным решением не согласен представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на его незаконность, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права. Просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов указывает, что период учебы с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года в подсчет стажа не включен, так как действовавший на 31 декабря 2001 года Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал постоянное проживание граждан на территории Российской Федерации в целях реализации его норм. Иначе говоря, для включения периода обучения в подсчет стажа должен выполняться следующий юридический факт - это проживание либо осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года. Так как Овчинникова Е.Г. не проживала по состоянию на 31 декабря 2001 года и не работала на территории Российской Федерации, период учебы не может быть учтен в подсчет стажа. Период работы на территории Республики Казахстан с 6 сентября 1988 года по 26 апреля 1994 года учтен пенсионным органом в подсчете страхового стажа частично, а именно: с 6 сентября 1988 года по 12 марта 1992 года. Период работы после 12 марта 1992 года не учтен Овчинниковой Е.Г. в подсчете страхового стажа, поскольку из компетентного органа в Республике Казахстан, которым является АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан, а также Комитет труда и социальной защиты, не поступил формуляр на запрос Отделения СФР по ЯНАО по периодам работы с 1985 года по 2013 год. Заявитель полагает, что периоды работы на территории Республики Казахстан после 13 марта 1992 года не подлежат включению в подсчет страхового стажа. Ссылается также, что со дня вступления в силу (30 июня 2022 года) Федерального закона от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» Российская Сторона продолжит руководствоваться порядком подтверждения стажа работы на территориях государств - членов ЕАЭС и заработка за периоды до 1 января 2021 года, утвержденным Порядком взаимодействия, но будет учитывать данные периоды при условии надлежащего их подтверждения компетентными органами государств- членов ЕАЭС. Поскольку на дату обращения Овчинниковой Е.Г. право выхода на пенсию отсутствовало, исходя из того, что истец не выработала требуемую продолжительность педагогического стажа не менее 25 лет, ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости.

Из возражений представителя истца Овчинниковой Е.Г. - Смирновой А.В. на апелляционную жалобу следует, что она просит оставить решение суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.

В суде апелляционной инстанции представители ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу Подгорная Я.Я., Тесленко Л.Ю., действующие на основании доверенностей, диплома о высшем юридическом образовании, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, на ее удовлетворении настаивали.

Истец Овчинникова Е.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщила, об отложении разбирательства дела не просила.

В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения представителей ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, 24 января 2023 года Овчинникова Е.Г., 1 января 1966 года рождения, обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктов 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Для назначения страховой пенсии по указанному основанию Овчинниковой Е.Г. требовалось достижение возраста 50 лет 6 месяцев, а также наличие необходимого страхового стажа не менее 20 лет, работы в районах в районе Крайнего Севера - не менее 15 лет.

По представленным документам в Отделение СФР по ЯНАО и сведениям персонифицированного учета стаж Овчинниковой Е.Г. на дату ее обращения составил: страховой - 16 лет 10 месяцев 13 дней, в том числе работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 9 лет 2 месяца 28 дней (стаж в районе Крайнего Севера - 6 лет 11 месяцев 6 дней).

В отсутствие требуемого стажа работы, 19 мая 2023 года Овчинниковой Е.Г. отказано в установлении страховой пенсии по старости.

Разрешая спор, руководствуясь вышеизложенными нормами материального права, установив, что спорными являются два периода: с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года - период обучения в Чимкентском педагогическом институте культуры им. Аль Фараби, с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года - работа в детском саду Алые Паруса в должности <данные изъяты> г. Тараз (ранее г. Джамбул), южный Казахстан, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования о включении данных периодов работы в страховой стаж.

При этом судом первой инстанции было учтено, что в период начала прохождения Овчинниковой Е.Г. обучения в Чимкентском педагогическом институте культуры им. Аль Фараби с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года (выдан диплом серии ) до 1 января 1992 года действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, где в соответствии с пунктом «з» пункта 109 указанного Положения указано, что кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывался, в том числе, период обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах и школах.

Кроме того, судом первой инстанции было учтено, что период работы Овчинниковой Е.Г. с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в детском саду Алые Паруса в должности <данные изъяты> г. Тараз (ранее г. Джамбул), южный Казахстан, частично включен в подсчет общего страхового стажа до 12 февраля 1992 года - даты начала действия Соглашения о гарантиях прав граждан - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. В тоже время, установив, что истцом представлена справка о работе и заработной плате, выданная работодателем за весь испрашиваемый период работы, то есть с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года, включил указанный период работа в полном объеме в страховой стаж истца с учётом уже включённого пенсионным органом периода в досудебном порядке.

Судебная коллегия частично не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 года.

В силу статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Таким образом, Соглашение от 13 марта 1992 года предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии, в том числе досрочной, с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.

Аналогичный порядок закреплен в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР", согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (ратифицировано Российской Федерацией 9 ноября 2020 года Федеральным законом № 354-ФЗ) (далее - Соглашение ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.

Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).

В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2 статьи 7).

Статья 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 года.

Соответственно при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В данном случае истец, обратившись в суд с иском, просила обязать пенсионный орган включить в ее стаж период учебы с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года в Чимкентском педагогическом институте культуры им Аль Фараби (Республика Казахстан), и период работы с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в должности <данные изъяты> в детском саду Алые Паруса (Республика Казахстан), т.е. до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, предусматривающего особый порядок подтверждения стажа и определения права на пенсию.

В этой связи с учетом переходных положений, закрепленных в статье 12 Соглашения ЕАЭС, судом первой инстанции правильно определено, что применению в данном случае подлежат положения Закона Российской Федерации от 30 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Действующим в период с 1 января 1992 года по 31 декабря 2001 года Законом Российской Федерации от 30 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось включение в страховой стаж периодов обучения в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (статья 91).

Подпунктом "и" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, действовавшим в спорный период, предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

Этим же пунктом названного Положения предусматривалось, что при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".

Как следует из трудовой книжки серии ЕТ-I № 2470917, Овчинникова Е.Г. приступила к работе (первое место работы) <данные изъяты> в детском саду «Золушка» с 2 декабря 1985 года, то есть данная работа не предшествовала периоду обучения истца в Чимкентском педагогическом институте культуры им. Аль Фараби, где она приступила к учебе с 1 сентября 1983 года.

При этом период работы Овчинниковой Е.Г. <данные изъяты> в детском саду «Золушка» с 2 декабря 1985 года по 25 июня 1987 года включен истцу в страховой стаж, что следует из расчета ее стажа работы.

Следовательно, данный период работы (02.12.1985 - 25.06.1987) частично накладывается на период обучения Овчинниковой Е.Г. в Чимкентском педагогическом институте культуры им. Аль Фараби (01.09.1983 - 01.07.1987).

Таким образом, при включении спорного периода обучения Овчинниковой Е.Г. в страховой стаж, получиться двойное исчисление страхового стажа за один и тот же период, что Правилами № 1015 не допускается.

При таком положении, у суда первой инстанции оснований для включения периода обучения с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года в Чимкентском педагогическом институте культуры им. Аль Фараби (Республика Казахстан), не имелось.

В данной части решение суда подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении требования.

В тоже время, вопреки доводам апелляционной жалобы, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.

Таким образом, право Овчинниковой Е.Г. на включение в страховой стаж периода работы с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в должности <данные изъяты> в детском саду Алые Паруса (Республика Казахстан) не зависит от факта уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствующие органы на территории Республики Казахстан.

Как следует из той же трудовой книжки, Овчинникова Е.Г. действительно работала с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в детском саду «Алые Паруса».

Подтвержден данный факт также архивной справкой от 2 августа 2015 года № 121, выданной за подписью генерального директора ТОО «ТоразКожОбувь». При этом в указанный период истцу начислялась и выплачивалась заработная плата, что подтверждено справкой работодателя от 2 августа 2015 № 122.

Иных сведений со стороны ответчика в рамках межведомственного взаимодействия по Соглашению ЕАЭС не получено, что не может умалять пенсионных прав заявителя.

Учитывая, что период работы с 6 сентября 1988 года по 26 августа 1994 года в детском саду «Алые Паруса» частично учтен пенсионным органом при подсчете страхового стажа, а именно, с 6 сентября 1988 года по 12 марта 1992 года, то оснований для повторного включения в страховой стаж данного периода у суда первой интонации не имелось.

В этой связи период с 6 сентября 1988 года по 12 марта 1992 года подлежит исключению из резолютивной части решения суда.

Фактически судом первой инстанции обоснованно был включён только период работы Овчинниковой Е.Г. с 13 марта 1992 года по 26 августа 1994 года, в данной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм международного права, в связи с чем, подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2023 года отменить в части включения периода обучения с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года и периода работы с 6 сентября 1988 года по 12 марта 1992 года, принять в данной части новое решение об отказе в иске, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкого автономного округа включить в страховой стаж Овчинниковой Елены Геннадьевны период работы с 13 марта 1992 года по 26 августа 1994 года в детском саду «Алые Паруса» в должности <данные изъяты>, г. Тараз (ранее г. Джамбул), Южный Казахстан.

Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 апреля 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-470/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Овчинникова Елена Геннадьевна
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ в ЯНАО
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на странице суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
31.01.2024Передача дела судье
20.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
12.03.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2024Передано в экспедицию
16.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее