Производство №2-515/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Нижний Ломов 19 декабря 2023 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Богдановой О.А.,
с участием истца Кострова Н.О.,
представителя ответчика Власовой С.В., представившей доверенности от 13 декабря 2023 года,
при секретаре судебного заседания Нашивочниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кострова Н. О. к ООО «Вектор», ООО «Экопром» о признании договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами незаключенным и применении последствий по незаключенному договору, взыскании компенсации морального вреда,
Установил:
Костров Н.О. обратился в суд с иском к ООО «Вектор», ООО «Экопром» о признании договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами незаключенным и применении последствий по незаключенному договору, указав, что он является собственником жилого дома, расположенного по <адрес>. Вместе с истцом проживает его мать ФИО1 01 ноября 2017 года ФИО1 с целью оказания услуг семье истца по обращению твёрдых коммунальных отходов (далее ТКО) заключила договор с ООО «Чистый город». В соответствии с условиями указанного договора исполнитель в лице ООО «Чистый город» обязался оказывать заказчику ФИО1 услуги по сбору и транспортировке ТКО по <адрес>. С этой целью около домовладения была оборудована площадка по приёму ТКО в мусорный контейнер исполнителя. Заказчик в соответствии с условиями договора обязался своевременно оплачивать данные услуги. 01 декабря 2018 года к указанному договору сторонами было заключено дополнительное соглашение, по которому предмет договора не изменён, а лишь уточнён, а также изменена цена услуг, предоставляемых исполнителем. 01 августа 2023 года указанный выше договор на оказание услуг был расторгнут по соглашению сторон. Таким образом, истец и его семья в период с 01 ноября 2017 года по 01 августа 2023 года использовали услуги по обращению с ТКО, предоставляемые ООО «Чистый город». В указанный период времени истец и члены его семьи каких-либо действий по заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с другими исполнителями не совершали. Услугами других исполнителей по обращению с ТКО не пользовались. Однако в адрес истца, начиная с сентября 2021 года стали поступать квитанции от ООО «Вектор» на оплату услуг якобы оказанных семье истца ООО «Экопром». По состоянию на 01 июля 2023 года у истца за не оказанные услуги по обращению с ТКО перед ООО «Вектор» образовалась задолженность в размере 19551 рубля 78 копеек. При этом размер задолженности рассчитан исходя из недостоверных данных о проживании по адресу 9 человек, тогда как по указанному адресу зарегистрировано 7 человек. Считает, что фактом возникновения задолженности за не оказанные услуги нарушаются его материальные права. Просит признать договор на оказание услуг по обращению с ТКО между Костровым Н.О. и региональным оператором ООО «Экопром» и с ООО «Вектор» в период с 01 ноября 2017 года по 01 августа 2023 года незаключенным и применить последствия по незаключенному договору.
Определением судьи Нижнеломовского районного суда от 28 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО «Чистый город», администрация Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области.
Определением Нижнеломовского районного суда от 31 октября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «МУП ЖКХ».
В последующем истец Костров Н.О. заявленные требования уточнил в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать договор на оказание услуг по обращению с ТКО между Костровым Н.О. и региональным оператором ООО «Экопром» и с ООО «Вектор» в период с сентября 2021 года по 31 июля 2023 года незаключенным и применить последствия по незаключенному договору в виде списания долга за период с сентября 2021 года по 31 июля 2023 года в размере 17443 рублей 97 копеек.
Также истец Костров Н.О. подал заявление об увеличении размера исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором на основании ст. 15 Закона РФ №2300-1 от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» просил взыскать с ООО «Экопром» и с ООО «Вектор» компенсацию морального вреда в размере 18600 рублей.
Определением Нижнеломовского районного суда от 15 ноября 2023 года заявление Кострова Н.О. к ООО «Экопром», ООО «Вектор» о взыскании компенсации морального вреда принято в порядке ст. 39 ГПК РФ.
Истец Костров Н.О. в судебном заседании заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, заявлении об увеличении размера исковых требований. Дополнительно пояснил, что в связи с образовавшейся задолженностью перед ООО «Экопром», на имя его матери стали приходить письма о погашении задолженности, тогда как сама задолженность начислялась на его имя. Также по факту погашения задолженности звонили его матери. От этого у матери ухудшилось состояния здоровья. У него также из-за этого ухудшилось состояние здоровья, моральное состояние. Полагал, что его требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Представитель ответчика ООО «Экопром» - Власова С.В., действующая по доверенности от 13 декабря 2023 года, в судебном заседании заявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что истцом не указана конкретная статья Закона «О защите прав потребителей», которая нарушена, по мнению истца, ответчиком и не указано, что именно нарушило ООО «Экопром» для того, чтобы возлагать на Общество ответственность в виде выплаты компенсации морального вреда истцу. Также полагала, что суд не может признать не заключенным договор с ООО «Вектор», так как данное лицо не является региональным оператором и не осуществляет деятельность по вывозу твёрдых коммунальных отходов, а является организацией, которая по договору подряда выполняет обязанности по работе с потребителями услуг от имени ООО «Экопром». Договор оказания услуг по обращению с ТКО между истцом и ООО «Вектор» не мог быть заключен в силу действующего законодательства. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.
Представитель ответчика ООО «Вектор», представители третьих лиц ООО «Чистый город», администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, ООО «МУП ЖКХ» в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ранее представляли заявления о рассмотрении дела в своё отсутствие и письменные отзывы по заявленным требованиям, в которых просили отказать в удовлетворении заявленных требований Кострова Н.О.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ответчика ООО «Вектор», третьих лиц ООО «Чистый город», администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, ООО «МУП ЖКХ».
Выслушав объяснения истца Кострова Н.О., представителя ответчика Власовой С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под твёрдыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Под региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственником твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Как следует из части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Под обращением с твёрдыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ч. 1).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами) (ч. 2).
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4).
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьёй (ч. 7).
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (ч. 8).
Статьёй 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4).
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицами такой услуги, как сбор и вывоз твёрдых бытовых (коммунальных) отходов и мусора применимы правила ст. 426 ГК РФ о публичном договоре.
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее Правила №1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил №1156 обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (4) Правил №1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Из содержания пункта 8.17 вышеуказанных Правил следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путём размещения соответствующей информации на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156, договор с региональным оператором о вывозе ТКО считается заключенным с определённого законом срока независимо от волеизъявления потребителя.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Из материалов дела усматривается, что истец Костров Н. О. является собственником жилого дома, расположенного по <адрес> (выписка из ЕГРН №КУВИ-001/2023-256537963 от 13 ноября 2023 года).
Судом установлено, что на территории с. Овчарное Нижнеломовского района Пензенской области, в том числе и на <адрес>, установлены контейнерные площадки (реестры контейнерных площадок на 2022-2023 годы Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области).
23 июля 2018 года между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, именуемое в дальнейшем Уполномоченный орган, и Обществом с ограниченной ответственностью «Экопром», именуемое в дальнейшем Региональный оператор, заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пензенской области (Западная зона), по условиям которого по результатам конкурсного отбора об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами Региональный оператор в течение срока действия настоящего Соглашения обязуется осуществлять деятельность в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Пензенской области (зона деятельности «Западная зона») в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Пензенской области, утверждённой постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2016 года №630 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пензенской области» (с последующими изменениями) (далее - Схема обращения с отходами), с требованиями Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с последующими изменениями), Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Пензенской области, обязательными для исполнения (п. 1.1).
В силу п. 1.2 указанного Соглашения Региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с ТКО по регулируемым тарифам в области обращения с ТКО, устанавливаемым Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (л.д. 57-60, 82-96 т. №2).
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО присваивается Региональному оператору с момента вступления в силу настоящего Соглашения сроком на 10 лет.
Региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утверждённого (принятого) Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области тарифа на услуги Регионального оператора, но не позднее, чем с 01 января 2019 года. Деятельность по обращению с ТКО осуществляется Региональным оператором до окончания срока действия настоящего Соглашения, а также в случае лишения статуса Регионального оператора - до дня, определённого соглашением, с новым Региональным оператором по результатам конкурсного отбора (п. 1.3).
Зоной деятельности Регионального оператора является зона деятельности Регионального оператора «Западная зона», установленная Схемой обращения с отходами (п. 1.4).
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО с использованием объектов, предусмотренных Схемой обращения с отходами (п. 2.1.1).
В случае, если Региональный оператор в зоне своей деятельности обеспечивает обработку, и (или) обезвреживание, и (или) захоронение ТКО с привлечением операторов по обращению с ТКО, Региональный оператор обязан заключить договоры на услуги по обработке, и (или) обезвреживанию, и (или) захоронению ТКО с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработке, и (или) обезвреживанию, и (или) захоронению ТКО, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами, по ценам (тарифам), установленным таким операторам Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области. Объект размещения отходов должен быть включен в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 2.1.2).
В случае, если Региональный оператор в зоне своей деятельности обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, он обязан заключать договоры с операторами по обращению с ТКО в течение срока действия Соглашения в отношении новых объектов по обработке, и (или) обезвреживанию, и (или) захоронению ТКО, если их использование будет предусмотрено схемой обращения с отходами (п. 2.1.3).
Региональный оператор обязан заключать с потребителями, в случае их обращения с соответствующим предложением, договоры на оказание услуг по утилизации ТКО, при наличии у Регионального оператора лицензии по утилизации отходов I - IV классов опасности (п. 2.1.4).
В Приложении №1 к соглашению об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пензенской области (западная зона) от 23 июля 2018 года описаны границы зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Пензенской области – западная зона, в которую входит Нижнеломовский район.
Информация о том, что ООО «Экопром» был присвоен статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории, в том числе и западной зоны (Земетчинский, Нижнеломовский, Пачелмский, Наровчатский, Башмаковский, Спасский и Вадинский районы) Пензенской области была опубликована в газете «Пензенские губернские ведомости №28 от 03 апреля 2019 года (л.д. 97-98 т. №2).
Численность населения Нижнеломовского муниципального района – 38532 человек (приложение №1 к Соглашению от 23 июля 2018 года).
10 января 2019 года на официальном сайте https://ro-penza.ru/ (mehuborka.ru) были размещены информация о региональном операторе ООО «Экопром», Типовой договор для потребителей в Западной зоне (включая Нижнеломовский район).
03 апреля 2019 года общедоступным способом путём опубликования в газете «Пензенские губернские ведомости» №28 до сведения потребителей была доведена информация о том, что по результатам конкурсного отбора, проводившегося Правительством Пензенской области, ООО «Экопром» присвоен статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Восточной и Западной (в том числе Нижнеломовский район) зон Пензенской области с указанием официального сайта регионального оператора при одновременном размещении в данном номере типовой формы договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Региональный оператор приступил к оказанию услуг с 01 января 2019 года. Потребителям было предложено заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами по форме, утверждённой постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 года №641», и приведён текст указанного договора.
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления на территории Пензенской области постановлением Правительства Пензенской области от 10 апреля 2020 года №226-пП утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Пензенской области (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Установленная территориальной схемой обращения с отходами система накопления ТКО на территории Пензенской области предусматривает не только контейнерный способ сбора ТКО, но и их складирование в пакеты (мешки) или другие ёмкости (бестарным способом).
В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами установлен бестарный способ накопления и сбора ТКО на территории Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области (путём пакетирования) (приложение 7.2 к постановлению Правительства Пензенской области от 10 апреля 2020 года №226-пП).
Таким образом, коммунальная услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется региональным оператором ООО «Экопром» с 01 января 2019 года. При этом, ответчик ООО «Экопром» производит начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственникам жилых домов в с. Овчарное Нижнеломовского района Пензенской области (западная зона деятельности регионального оператора) с сентября 2021 года (справка о начислениях на 14 ноября 2023 года за период с сентября 2019 года по октябрь 2023 года по <адрес>).
Пунктом 23 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641», предусмотрено, что в целях обеспечения транспортирования твёрдых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов по цене, определённой сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
В соответствии с данными положениями 28 декабря 2018 года ответчик ООО «Экопром» заключило с ООО «МУП ЖКХ», как оператором по обращению с ТКО, имеющим соответствующую лицензию, договор на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Пензенской области в пределах Западной зоны деятельности регионального оператора ООО «Экопром», в территорию которой, как указывалось выше, входит с. Овчарное Нижнеломовского района Пензенской области (л.д. 161-168 т. №1).
01 января 2021 года между ООО «МУП ЖКХ» (оператор) и ООО «Чистый город» (субподрядчик) заключен договор субподряда №7 на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Пензенской области, в том числе и в с. Овчарное Нижнеломовского района Пензенской области (л.д. 169-176 т. №1).
01 декабря 2021 года между ООО «Экопром» (заказчик) и ООО «МУП ЖКХ» (исполнитель) заключен договор №8879-2/2021 на оказание услуг по погрузке (сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов (далее ТКО), относящихся к IV-V классу опасности, с территорий в Нижнеломовском и Пачелмском муниципальных районах Пензенской области, в том числе и в <адрес> (сведения о местах накопления ТКО контейнерных площадок Нижнеломовского рай она) (л.д. 177-195 т. №1).
Также 01 декабря 2021 года между ООО «МУП ЖКХ» (оператор) и ООО «Чистый город» (субподрядчик) заключен договор субподряда №4 по погрузке (сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов (далее ТКО), с территории населённых пунктов, расположенных в Нижнеломовском муниципальном районе Пензенской области (л.д. 196-201 т. №1).
01 декабря 2022 года между ООО «Экопром» (заказчик) и ООО «МУП ЖКХ» (исполнитель) заключен договор №1705/2022 по погрузке (сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов (далее ТКО), относящихся к IV-V классу опасности, с территории населённых пунктов, расположенных в Нижнеломовском и Пачелмском муниципальных районах Пензенской области (л.д. 202-209 т. №1).
Также 01 декабря 2022 года между ООО «МУП ЖКХ» (оператор) и ООО «Чистый город» (субподрядчик) заключен договор субподряда №4 по погрузке (сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов (далее ТКО), с территории населённых пунктов, расположенных в Нижнеломовском районе Пензенской области (л.д. 210-215 т. №1).
15 декабря 2022 года между ООО «Экопром» (принципал) и ООО «Вектор» (агент) заключен агентский договор №1/2023 на оказание услуг по расчёту платы и приёму платежей за коммунальную услугу, по условиям которого принципал поручает, а агент обязуется совершить от имени и в интересах и за счёт принципала следующие юридические и фактические действий: начисление потребителям, проживающим на территории Башмаковского. Вадинского, Земтчинского, Наровчатского, Нижнеломовского, Пачелмского и Спасского районов Пензенской области (Западная зона) плату за услуги по обращению с ТКО; размещение в платёжном документе информации о начислении за услугу по обращению с ТКО и другое. Указанный договор действует с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года (л.д. 146-148 т. №1).
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признаётся договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 1 статьи 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании пункта 1 статьи 433 ГК РФ договор признаётся заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно пункту 1 статьи 435 ГК РФ офертой признаётся адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признаётся офертой (публичная оферта).
В статье 438 ГК РФ установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В силу статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. По договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твёрдые коммунальные отходы в объёме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твёрдых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06 мая 2011 года №354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил.
Так, в п. 148(1) определено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», по смыслу пункта 3 статьи 438 ГК РФ для целей квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно того, что лицо, которому была направлена оферта, приступило к исполнению предложенного договора на условиях, указанных в оферте, и в установленный для её акцепта срок. При этом не требуется выполнения всех условий оферты в полном объеме.
Под конклюдентными действиями понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями потребителей, применительно к договорам оказания услуг по обращению с ТКО могут быть: фактическое пользование услугой (помещение отходов в контейнеры для накопления отходов, оплата услуг регионального оператора по выставляемому счету и т.д.).
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора. Подобный подход, закреплённый законодательно, является обязательным как для потребителя, так и для регионального оператора.
Следовательно, законодательство исходит из презумпции образования ТКО в процессе жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должна осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из вышеприведённых положений законодательства, деятельность по вывозу мусора является специализированной.
При этом не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.
Следовательно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возникает у потребителей в силу положений действующего законодательства, а действующим законодательством не установлено императивное требование о необходимости заключения договора исключительно в письменной форме.
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства РФ №1156 от 12 ноября 2016 года, договор с региональным оператором о вывозе ТКО считается заключенным с определённого законом срока независимо от волеизъявления потребителя.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Костров Н.О. указывает, что ответчики ООО «Экопром» и ООО «Вектор» услуги по вывозу твёрдых коммунальных отходов не оказывали, поскольку данные услуги оказывались ему и его семье на основании заключенного между его матерью ФИО1 и ООО «Чистый город» договора.
В материалах дела имеется договор об оказании услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, заключенный 01 ноября 2017 года между ООО «Чистый город» (исполнитель) и ФИО1 (заказчик), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказывать услуги по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов IV-V класса опасности (далее ТКО) по адресу заказчика: <адрес>, по мере накопления ТКО (л.д. 14-15, 84-85).
01 декабря 2018 года между ООО «Чистый город» (исполнитель) и ФИО1 (заказчик) заключено дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов от 01 ноября 2017 года, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказывать услуги по сбору и транспортированию твёрдых отходов V (пятого) класса опасности (далее отходы) по адресу заказчика: <адрес>, по мере накопления отходов. Сбор отходов производится в специализированный контейнер (л.д. 15 оборотная сторона, 86-87).
01 августа 2023 года указанный выше договор об оказании услуг по сбору и транспортированию твёрдых отходов (твёрдых отходов V (пятого) класса опасности, за исключением твёрдых коммунальных отходов) был расторгнут между сторонами (л.д. 17,88).
Между тем, указанные договоры и дополнительное соглашение свидетельствуют лишь о заключении между ООО «Чистый город» и ФИО1, а не истцом, договора на оказание ООО «Чистый город» услуг по сбору и транспортированию твёрдых отходов V (пятого) класса опасности по <адрес>, а не твёрдых коммунальных отходов.
Указанные обстоятельства также подтверждаются письменным отзывом ООО «Чистый город» (л.д. 57-58 т. №1), дополнением к отзыву ООО «Чистый город» (л.д. 151-152 т. №1), справкой об оказанных услугах по договору от 01 ноября 2017 года по состоянию на 01 августа 2023 года, выданной 26 октября 2023 года ООО «Чистый город» (л.д. 153 т. №1), актом сверки взаимных расчётов по состоянию на 01 августа 2023 года между ООО «Чистый город» и ФИО1 (л.д. 16 т. №1, актом сверки взаимных расчётов по состоянию на 31 июля 2023 года между ООО «Чистый город» и ФИО1 (л.д. 227 т. №1).
Сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности, как указывалось выше, на территории с. Овчарное Нижнеломовского района с сентября 2021 года осуществляет ООО «Экопром» на основании лицензии №052-307 от 25 августа 2016 года, у ООО «Чистый город» права на осуществление такого вида деятельности не имеется в силу действующего законодательства.
Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твёрдых коммунальных отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно статье 3.1.1 Правил, сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов производства и потребления (далее по тексту - отходы) осуществляется за счёт собственных денежных средств юридическими и физическими лицами, в том числе и собственниками (владельцами) частных домовладений, индивидуальными предпринимателями и иными хозяйствующими субъектами на основании заключенных договоров со специализированными хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на данные виды деятельности и документ об установлении или образовании отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом Костровым Н.О. в рамках данного дела не доказано, что в спорный период он осуществлял самостоятельный вывоз и утилизацию твёрдых коммунальных (бытовых) отходов, не нарушая требования санитарно-эпидемиологического законодательства и Закона «Об охране окружающей среды». Договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что истец не пользуется услугой по вывозу твёрдых коммунальных отходов, предоставляемой ответчиком ООО «Экопром», представлено не было. Истец проживает в жилом помещении, расположенном на земельном участке, в процессе его жизнедеятельности образуются твёрдые бытовые отходы, которые Костров Н.О. в силу действующего законодательства не вправе утилизировать самостоятельно.
Отсутствие надлежащей организации мест вывоза твёрдых коммунальных отходов в с. Овчарное Нижнеломовского района до 2022 года, на что указал истец Костров Н.О., находящейся в ведении органа местного самоуправления согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны ответчика. Более того, как указывалось выше, приложением 7.2 к постановлению Правительства Пензенской области от 10 апреля 2020 года №226-пП предусмотрен бестарный способ накопления и сбора ТКО (путём пакетирования), что также не исключало возможность его применения истцом Костровым Н.О. в спорный период времени.
В материалы дела не представлено относимых и допустимых доказательств того, что Костров Н.О. в спорный период времени не пользовался контейнерной площадкой либо путём пакетирования или осуществлял самостоятельный вывоз ТКО способами, не нарушающими санитарного законодательства.
Какие-либо доказательства неоказания ООО «Экопром» истцу Кострову Н.О. в заявленный период услуги по обращению с ТКО либо предоставления услуги ненадлежащего качества ответчиком не представлены, как не представлены и доказательства того, что он не имел необходимости в оказании ему услуги по обращению с ТКО, либо эта услуга оказывалась ему иным оператором.
Таким образом, из содержания указанных выше положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт не заключения истцом и ответчиком ООО «Экопром» письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные.
Наличие договорных отношений предполагается в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил №354. При этом отсутствие письменного договора не освобождает от обязанности произвести оплату за фактически оказанные услуги.
В свою очередь ответственность за не заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с даты начала оказания услуг региональным оператором возложена на потребителя.
Из материалов дела усматривается, что в адрес истца с сентября 2021 года до настоящего времени выставляются счета – квитанции на оплату услуги по обращению с ТКО, однако, оплату по ним истец не производил. Данный факт был подтверждён Костровым Н.О. в судебных заседаниях.
Учитывая вышеизложенное, а также исходя из анализа вышеприведённых положений действующего законодательства, между истцом Костровым Н.О. и ответчиком ООО «Экопром» сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми Костров Н.О. обязан надлежащим образом исполнять обязанность по оплате услуги регионального оператора, то есть между Костровым Н.О. и ООО «Экопром», имеющего статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Нижнеломовского района Пензенской области (западная зона), в порядке предусмотренном Правилами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156, заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, согласно которому ответчик обязан транспортировать, утилизировать, обезвреживать и осуществить захоронение твёрдых коммунальных отходов, а потребитель обязан оплатить данный вид коммунальной услуги по действующим тарифам и нормативам потребления.
Само по себе отсутствие отдельно заключенного договора с истцом на оказание услуг по вывозу ТКО, не свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений, поскольку действия регионального оператора основаны на публичности в отношении всех физических лиц на территории Нижнеломовского района Пензенской области и фактическом предоставлении услуг.
Следовательно, между Костровым Н.О. и ООО «Экопром» отношения признаются договорными в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ, а потому оснований для удовлетворения требований Кострова Н.О. о признании договора на оказание услуг по обращению с ТКО между Костровым Н.О. и ООО «Экопром» в период с сентября 2021 года до 31 июля 2023 года незаключенным и применении последствий по незаключенному договору в виде списания долга за период с сентября 2021 года по 31 июля 2023 года в размере 17443 рублей 97 копеек не имеется.
Не подлежат удовлетворению требования Кострова Н.О. и в части признания незаключенным договора на оказание услуг по обращению с ТКО между Костровым Н.О. и ООО «Вектор»» в период с сентября 2021 года до 31 июля 2023 года и применении последствий по незаключенному договору в виде списания долга за период с сентября 2021 года по 31 июля 2023 года в размере 17443 рублей 97 копеек, поскольку такой договор между указанными лицами не заключался, ООО «Вектор» не является региональным оператором на территории Пензенской области, указанное лицо осуществляло обязанности по выставлению квитанций за оказанные услуги ООО «Экопром» от имени указанной организации на основании заключенного 15 декабря 2022 года между ООО «Экопром» и ООО «Вектор» агентского договора №1/2023 на оказание услуг по расчёту платы и приёму платежей за коммунальную услугу.
Требования Кострова Н.О. о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в силу ст. 15 Закона от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины, также не подлежат удовлетворению, поскольку судом не установлена вина ответчиков (и в чём именно она выразилась) в причинении вреда (и какого) истцу. Кроме того, указанные требования являются производными от основных требований, в удовлетворении которых истцу отказано.
При таких обстоятельствах, заявленные Костровым Н.О. исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
исковые требования Кострова Н. О. к ООО «Вектор», ООО «Экопром» о признании договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами незаключенным и применении последствий по незаключенному договору, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Богданова
Решение в окончательной форме принято 26 декабря 2023 года.
Судья О.А. Богданова