<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2022 года село Большая Глушица
Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тарабариной О. В.,
при секретаре Морозовой М. Ю.,
с участием прокурора Сорокина А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-403/2022 по административному иску прокурора Большеглушицкого района Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области о признании незаконным бездействия по оборудованию специальной площадки для установки контейнера для сбора твердых коммунальных отходов и возложении обязанности устранить нарушение,
установил:
Прокурор Большеглушицкого района Самарской области обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором просит суд: признать бездействие Администрации сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области, выразившееся в длительном непринятии мер по оборудованию специальной площадки для установки контейнера для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных в <адрес> и <адрес> оборудовать специальные площадки для установки контейнера для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных в <адрес> и <адрес>, путем установления бетонного основания и ограждения.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований федерального законодательства были выявлены нарушения действующего законодательства об отходах производства и потребления в деятельности административного ответчика, которым не приняты меры к оборудованию специальной площадки для установки контейнера для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных в <адрес> и <адрес>. Вследствие чего нарушаются права и законные интересы РФ и неопределенного круга лиц, в том числе, граждан, проживающих на соответствующей территории.
В судебном заседании прокурор Сорокин А. А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, поддерживая доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве исковые требования признал.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, т. к. суд не признал его явку обязательной.
Суд, заслушав пояснения прокурора Сорокина А. А., исследовав материалы дела, считает, что административные исковые требования прокурора Большеглушицкого района Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области о признании незаконным бездействия по оборудованию специальной площадки для установки контейнера для сбора твердых коммунальных отходов и возложении обязанности устранить нарушение подлежат удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Большеглушицкого района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности при обращении с отходами в деятельного административного ответчика, в ходе которой были выявлены нарушения.
Административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства об отходах и о результатах рассмотрения представления и принятых мерах предложено сообщить в прокуратуру в месячный срок со дня его получения в письменной форме.
Однако выявленные прокуратурой нарушения не были устранены. Согласно ответа главы сельского поселения факты, указанные в представлении, признаны обоснованными, с целью устранения выявленных нарушений приняты меры: направлены заявки в Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области на согласование мест размещения площадок для сбора ТКО, в 2022 г. запланировано строительство данных специальных площадок.
В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ представитель административного ответчика указал на то, что признает административные исковые требования в полном объеме, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Доказательств устранения указанных нарушений ответчиком на момент рассмотрения дела не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статья 51 вышеуказанного Федерального закона гласит, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Уставом сельского поселения на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039.
На основании п. 3, 16, 17 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Аналогичные нормы содержатся в Порядке накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 №471.
Согласно раздела 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...»), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Вместе с тем, на территории данного сельского поселения в <адрес> и в <адрес> отсутствуют контейнеры для сбора ТКО.
Бездействие административного ответчика в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что является недопустимым.
Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Защита интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований или просто неопределенного круга лиц, выражается прежде всего в осуществлении прокурором надзора за соблюдением законов на территории Российской Федерации.
Данное право и одновременно обязанность прокурора вытекает из положений Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в силу которого прокурор обязан отреагировать в рамках отведенных полномочий на факты нарушения закона.
В силу положений ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, в том числе и об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что в <адрес> и в <адрес> необходимо оборудовать специальные площадки для установки контейнера для сбора твердых коммунальных отходов, а административный ответчик добровольно не исполняет данную обязанность, возложенную на него законом.
Признание административным ответчиком административных исковых требований не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем принимается судом.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора удовлетворить.
Признать бездействие Администрации сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области, выразившееся в длительном непринятии мер по оборудованию специальной площадки для установки контейнера для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных в <адрес> и в <адрес> незаконными.
Обязать Администрацию сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области оборудовать специальные площадки для установки контейнера для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных в <адрес> и в <адрес>, путем установления бетонного основания и ограждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>