Судья Тимонцев В.И.
Дело № 2-327/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-8775/2021
20 июля 2021 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шалиевой И.П.,
судей Онориной Н.Е., Бас И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Медведевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 07 апреля 2021 года по делу по исковому заявлению Чебаркульского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. по обстоятельствам дела и доводам апелляционных жалоб, объяснения представителя ответчика администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области по доверенности ФИО6, поддержавшего доводы апелляционных жалоб, прокурора ФИО8., возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чебаркульский городской прокурор в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – подземного сооружения для накопления сточных вод, расположенного в <адрес> земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с приложением необходимых документов.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки обращения гражданина установлено, что отведение сточных вод из помещений многоквартирного дома <адрес> осуществляется посредствам трубопровода (сооружение, канализационная сеть, кадастровый номер объекта недвижимости 74:23:0203003:104), технологически соединенного с локальной канализацией в виде подземного сооружения для приема сточных вод. Удаление сточных вод осуществляется при последующей их откачке и вывозе из указанного подземного сооружения для приема сточных вод. Собственник данного сооружения не установлен, объект на учете в качестве бесхозяйного не поставлен. Сооружение находится за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, и в соответствии с критериями, установленными ст.209 ГК РФ, ст.36 ЖК РФ, п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, не является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Бездействие администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, выражающееся в непринятии мер по постановке на учет указанного объекта коммунальной инфраструктуры в качестве бесхозяйного имущества, в регистрации права муниципальной собственности на него, передаче эксплуатирующей организации в соответствии с требованиями законодательства влечет нарушение прав собственников помещений в многоквартирном доме на получение коммунальных услуг надлежащего качества, а также создает угрозу загрязнения компонентов окружающей среды сточными водами, санитарно-эпидемиологическому благополучию территории сельского поселения (л.д.2-5).
Прокурор ФИО4 в суде первой инстанции заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям, суду пояснил, что подземное сооружение для накопления сточных вод не является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, поскольку находится за границами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Сточные воды из многоквартирного дома по сетям канализации, являющимся собственностью администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, поступают в подземное сооружение для накопления сточных вод, которое никем не обслуживается. Бездействие со стороны администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области по не постановке на учет указанного сооружения в качестве бесхозяйного нарушает права неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области – ФИО5 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) в суде первой инстанции против удовлетворения иска возражал, суду пояснил, что подземное сооружение для накопления сточных вод не является бесхозным, поскольку относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома <адрес>. Указанное сооружение было построено одновременного с многоквартирным домом и предназначено для его обслуживания. На территории <адрес> отсутствует централизованная система водоотведения. Не оспаривал, что указанное подземное сооружение для накопления сточных вод находится за границами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Также пояснил, что полномочия по организации в границах Непряхинского сельского поселения водоотведения на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ переданы администрацией Чебаркульского муниципального района Челябинской области ответчику. В случае удовлетворения иска просил установить срок для исполнения решения суда 4 месяца, мотивировав это необходимостью сбора документов для постановки объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного.
Представитель третьего лица администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области – ФИО6 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в суде первой инстанции полагал исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что подземное сооружение для накопления сточных вод относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома <адрес>.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области в суд не явился. Третье лицо извещено о месте и времени судебного заседания, в ранее направленном в суд мнении на исковое заявление просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.№, №).
Решением Чебаркульского городского суда Челябинской области от 07 апреля 2021 года на администрацию Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области возложена обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – подземного сооружения для накопления сточных вод, расположенного в <адрес> земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с приложением необходимых документов.
В апелляционной жалобе администрация Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области просит отменить решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 07 апреля 2021 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что поскольку <адрес> централизованной системой водоотведения не располагает, поэтому нормы закона, регулирующие правоотношения, связанные с использованием централизованных систем водоотведения, а также соглашение органов местного самоуправления не состоятельны. Считает, что суд, принимая решение, неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил закон, не подлежащий применению.
Полагает, что накопление сточных вод посредством спорного сооружения не относится ни к одной из коммунальных услуг, виды которых установлены исчерпывающим перечнем услуг в ст. 154 Жилищного кодекса РФ.
Также указывает, что администрация вопреки выводам суда не реализует в населенном пункте полномочий по водоотведению. Полагает, что решение не содержит мотивов, по которым суд пришел к выводу о том, что уклонение администрации препятствует проведению профилактических ремонтных работ, устранению аварий и не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Полагает, что судом необоснованно отклонен довод администрации о том, что спорное сооружение является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Считает, что единственным возможным целевым назначением спорного подземного сооружения для накопления сточных вод многоквартирного дома может быть исключительно его использование для обеспечения нужд собственников помещений в этом доме. Считает, что Методическими рекомендациями по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которые в том числе согласовываются с позицией Конституционного суда РФ об отсутствии у общего имущества многоквартирного дома признака обязательности его нахождения в пределах земельного участка, на котором этот многоквартирный дома расположен, подтверждается обоснованность доводов администрации.
Указывает, что если муниципальное образование станет собственником спорного объекта, то на него будет возложена обязанность обеспечивать проведение работ по регулярному сбору жидких бытовых отходов ставших результатом жизнедеятельности собственников помещений в многоквартирном доме, их откачке и вывозу. Считает, что собственники жилых помещений обязаны самостоятельно решать вопросы по проведению указанных работ.
Полагает, что судом не дана оценка последствиям принятого им решения. Считает, что удовлетворение судом искового заявления влечет в конечном итоге признание за муниципалитетом права собственности на спорный объект. Считает, что, приняв оспариваемое решение, суд не только освободил собственников помещений многоквартирного дома от обязанности содержать спорный объект, но и фактически лишил их единственного на данный момент способа накопления сточных вод многоквартирного дома, который при ином исходе гражданского дела мог и дальше продолжать реализовываться.
Также полагает, что факт отнесения спорного объекта к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме был полностью доказан, а спорное имущество не является бесхозяйным.
В апелляционной жалобе администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области просит отменить решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 07 апреля 2021 года.
Указывает, что поскольку отведение сточных вод из помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> осуществляется посредством трубопровода, технологически соединенного с локальной канализацией в виде подземного сооружения для приема сточных вод, и указанная система не имеет общих точек соединения с центральной, и является сооружением, обеспечивающим технологические функции жилого дома, не может рассматриваться как отдельное инженерное сооружение без непосредственной взаимосвязи с жилым домом и является локальным инженерным сооружением. Полагает, что спорное сооружение является общим имуществом собственников многоквартирного дома. Считает, что в данном случае не является решающим обстоятельством расположение спорного имущества.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам жалоб.
Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 215 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п.3 ст.255 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу п.5 и п.6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Чебаркульского муниципального района Челябинской области и администрацией Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области заключено соглашение №, в соответствии с которым администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области передала, а администрация Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области приняла и обязалась осуществлять полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д.№).
На территории Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области расположен многоквартирный дом <адрес>, отведение сточных вод из которого осуществляется посредством линейного сооружения – канализации протяженностью № м., являющейся собственностью МО «Непряхинское сельское поселение» Чебаркульского муниципального района Челябинской области, технологически присоединенного к подземному сооружению для накопления сточных вод, расположенного в 50 м. севернее земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, находящегося за границами земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом.
В настоящее время собственник указанного подземного сооружения для накопления сточных вод не установлен. Объект на учет в качестве бесхозяйного не поставлен. По информации Управления Росреестра по <адрес> сведений о зарегистрированных правах и сделках на вышеназванного подземного сооружения для накопления сточных вод, а также о владельцах указанного недвижимого имущества не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением главы Чебаркульского района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№); актом выбора земельного участка под строительство объектов отведения сточных вод (канализационный коллектор, выгреб, очистные сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№-№); разрешением на ввод объекта в эксплуатацию №№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№-№); техническим паспортом на многоквартирный дом (л.д.№-№); распоряжением начальника Управления государственного строительного надзора №р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№); заключением о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№-№); схемами расположения многоквартирного дома, сети водоотведения, подземного сооружения для накопления сточных вод (л.д.№, № выписками из ЕГРН (л.д.№, №-№); объяснениями прокурора ФИО4, представителя ответчика администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области – ФИО5, представителя третьего лица администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области – ФИО6, данными в судебном заседании.
Установив, что спорное подземное сооружение для накопления сточных вод не принадлежит на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, Администрацией Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, которой переданы полномочия по организации в границах сельского поселения водоотведения населения, соответствующих мер по включению подземного сооружения для накопления сточных вод в состав муниципальной собственности не приняты, что влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права жителей <адрес> на получение коммунальных услуг надлежащего качества, не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Чебаркульского горпрокурора и о возложении на администрацию Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области обязанности в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - подземного сооружения для накопления сточных вод, расположенного в <адрес> земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с приложением необходимых документов.
Поскольку выводы суда первой инстанции основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения, с ними соглашается суд апелляционной инстанции, не усматривая предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Ссылки в жалобе на то, что поскольку <адрес> централизованной системой водоотведения не располагает, поэтому нормы закона, регулирующие правоотношения, связанные с использованием централизованных систем водоотведения, а также соглашение органов местного самоуправления несостоятельны, не влекут отмену решения суда
Поскольку право собственности на вещь, не имеющую собственника, может быть заявлено органом местного самоуправления, на территории которого она находится как на бесхозяйную (пункт 3 статьи 225 ГК РФ), надлежащим ответчиком по данному делу является орган местного самоуправления Непряхинское сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, на территории которого находится спорное сооружение.
Таким образом, орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, требования о возложении на администрацию Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябиснкой области обязанности по совершению действия по подаче такого заявления в силу полномочий, возложенных на нее законом, подлежат удовлетворению.
Поскольку спорное подземное сооружение для накопления сточных вод расположено в административных границах Непряхинского сельского поселения, суд первой инстанции правильно удовлетворил требования прокурора о возложения обязанности на администрацию Непряхинского сельского поселения обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества спорного подземного сооружения, исходя из того, что необращение администрации в уполномоченный орган с заявлением о принятии такого сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ.
Доводы жалобы о том, что накопление сточных вод посредством спорного сооружения не относится ни к одной из коммунальных услуг, виды которых установлены исчерпывающим перечнем услуг в ст. 154 Жилищного кодекса РФ, не влекут отмену решения суда, поскольку правового значения для разрешения заявленных требований не имеет.
Ссылки в жалобе о том, что администрация Непряхинского сельского поселения не реализует в населенном пункте полномочий по водоотведению, несостоятельны, опровергаются материалами дела.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2013 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно части 1.1 статьи 6 Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч.4 ст.15 указанного Закона).
Передача органами местного самоуправления района части своих полномочий сельским поселениям является одним из способов их реализации в рамках публично-правового обязательства, по которому муниципальный район передает исполнение своих полномочий (не сами полномочия, а только их исполнение) и соответствующее финансирование сельским поселениям, а последние реализуют такие полномочия в соответствии с заключенным соглашением.
При этом названное двустороннее соглашение не освобождает администрацию Чебаркульского муниципального района от ответственности за неосуществление предусмотренных законом полномочий в сфере организации водоотведения, отнесенных частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных районов, а также от исполнения своих обязательств в соответствии с заключенными соглашениями по предоставлению соответствующего финансирования, осуществлению надлежащего контроля за исполнением таких полномочий.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Чебаркульского муниципального района Челябинской области и администрацией Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области заключено соглашение №, в соответствии с которым администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области передала, а администрация Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области приняла и обязалась осуществлять полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д.№-№).
При этом п. 2.2.1. вышеуказанного Соглашения предусмотрена передача в бюджет муниципального образования Непряхинского сельского поселения межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.
Об исполнении данного соглашения сторонами подтверждается заявками Администрации Непряхинского сельского поселения о представлении финансовых средств по данному соглашению, в том числе по ремонту водопроводов и канализаций, техническому обслуживанию водопроводов и скважин; решением собрания депутатов Чебаркульского муниципального района шестого созыва от 30.12.2020 «О районном бюджете Чебаркульского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», которым утверждены межбюджетные трансферты.
При таком положении несостоятельны доводы заявителя жалобы об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения в границах сельского поселения.
Ссылки в апелляционных жалобах о том, что спорное сооружение является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, указанная система не имеет общих точек соединения с центральной, и является сооружением, обеспечивающим технологические функции жилого дома, не может рассматриваться как отдельное инженерное сооружение без непосредственной взаимосвязи с жилым домом и является локальным инженерным сооружением, несостоятельны и материалами дела не подтверждаются.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании пункта 5 Правил N 491 в состав общего имущества также включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного в этих сетях.
В силу пункта 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
В то же время законодательство не исключает возможности нахождения в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации данного дома и находящихся за внешней границей его стен.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, что данное подземное сооружение является инженерным сооружением МКД, и используется только собственниками помещений многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, отведение сточных вод многоквартирного дом <адрес> осуществляется посредством линейного сооружения – канализации протяженностью № м. с КН № являющейся собственностью МО «Непряхинское сельское поселение» Чебаркульского муниципального района Челябинской области, технологически присоединенного к подземному сооружению для накопления сточных вод (л.д.№ – выписка из ЕГРН, л.д.№ – схема).
Из акта выбора земельного участка под строительство объектов отведения сточных вод (канализационный коллектор, выгреб, очистные сооружения), утвержденного Постановлением главы Чебаркульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.№-№) следует, что отведения сточных вод осуществляется от проектируемого жилого комплекса ФИО9 в <адрес>, а не для спорного многоквартирного дома.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию №№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№-№) спорный многоквартирный дом введен в эксплуатацию, разрешение выдано ФИО10
Вместе с тем, ответчиком и третьим лицом не представлены проект на подключение МКД к инженерным сетям в соответствии с техническими условиями, ссылаясь на отсутствие таких документов.
Техническим паспортом на многоквартирный дом не предусмотрено, что данное сооружение вошло в состав МКД (л.д.№-№);
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что подземное сооружение для накопления сточных вод не является внутридомовой инженерной системой водоотведения, технологически присоединено к линейному сооружению – канализации протяженностью 316 м., являющейся собственностью МО «Непряхинское сельское поселение» Чебаркульского муниципального района Челябинской области, в связи с чем не может быть отнесено к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, являются правильными.
В целом, доводы, указанные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к несогласию апеллянта с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда и являться основанием к отмене судебного решения, жалоба не содержит.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам, постановил решение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 07 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.07.2021.