Дело №2а-360/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сретенск 13 июля 2018 г.
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Коробенковой О.В.,
при секретаре Красовской С.В.,
с участием административного истца – помощника прокурора Кожевниковой Е.О., административных ответчиков судебных приставов-исполнителей Бубнова А.Л., Алехина А.А., представителя Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Сараева Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Сретенского района Забайкальского края к Сретенскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных производств в отношении должников - юридических лиц, розыску должников, их имущества и розыску детей УФССП России по Забайкальскому краю, судебным приставам-исполнителям Горшуновой ФИО16, Калининой ФИО17, Бубнову ФИО18, Алехину ФИО19 об оспаривании бездействия службы судебных приставов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сретенского района Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором указал, что прокуратурой Сретенского района в рамках надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере проведена проверка в Управлении федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю – в Сретенском районном отделе судебных приставов, а именно проверка полноты мер, принимаемых судебными приставами-исполнителями при исполнении решения Сретенского районного суда от 10.10.2017 года, которым иск прокурора Сретенского района удовлетворен, на административного ответчика ООО «Забайкальский тепловик» возложена обязанность создать нормативный запас твердого топлива в размере не менее 7-суточного расхода и не снижать его до окончания отопительного сезона 2017-2018 гг. в соответствии с Распоряжением Правительства Забайкальского края от 22.08.2017 г. № 375-р.
Проверкой установлено, что какие-либо действия, направленные на реальное исполнение исполнительного документа, судебным приставом исполнителем не совершены, работа по исполнительному производству надлежащим образом не велась.
На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю по исполнительному производству № 13185/17/75060-ИП от 12.10.2017г., выразившееся в непринятии должных, своевременных и эффективных мер по исполнению решения Сретенского районного суда от 10.10.2017 г. об обязании ООО «Забайкальский тепловик» создать нормативный запас твердого топлива в размере не менее 7-суточного расхода и не снижать его до окончания отопительного сезона 2017-2018 гг.
Обязать Сретенский районный отдел судебных приставов УФССП по Забайкальскому краю совершить исполнительские действия, направленные на исполнение решения Сретенского районного суда от 10.10.2017 г. об обязании ООО «Забайкальский тепловик» создать нормативный запас твердого топлива в размере не менее 7-суточного расхода и не снижать его до окончания отопительного сезона 2017-2018 гг.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве административных ответчиков к участию в деле привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению исполнительных производств в отношении должников - юридических лиц, розыску должников, их имущества и розыску детей УФССП России по Забайкальскому краю, судебные приставы-исполнители: Горшунова Е.Г., Калинина Е.Н., Бубнов А.Л., Алехин А.А.
На основании определения суда от 13 июля 2018 г. производство по делу в части требований о возложении на Сретенский районный отдел судебных приставов УФССП по Забайкальскому краю обязанности совершить исполнительские действия, направленные на исполнение решения Сретенского районного суда от 10.10.2017 г. прекращено, в связи с отказом прокурора от заявленных требований.
Административный истец – помощник прокурора Кожевникова Е.О. в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что со стороны судебных приставов-исполнителей в ходе исполнительного производства осуществлялся недостаточный контроль исполнения решения суда. Исполнительное производство было возбуждено 12 октября 2017 г., а постановление о возбуждении производства было вручено должнику только спустя месяц, при этом каких-либо объективных причин несвоевременного направления и вручения постановления материалы производства не содержат. Меры для более быстрого извещения должника не принимались. Учитывая, что решением суда на ответчика была возложена обязанность по созданию и поддержанию запаса твердого топлива в размере не менее 7-суточного расхода на протяжении всего отопительного сезона, судебный пристав-исполнитель должен был регулярно осуществлять контроль исполнения решения суда должником. Вместе с тем, проверка осуществлялась в единичных случаях. В ноябре 2017 г. наличие запаса топлива не проверялось, в декабре 2017 г. запас топлива проверялся один раз, в январе 2018 г. также один раз. Согласно данным оперативных сводок за декабрь-январь запас топлива на котельной ООО «Забайкальский тепловик» регулярно был ниже установленной нормы. Несмотря на это должник к административной ответственности за неисполнение решения суда не был привлечен. Таким образом, бездействие судебных приставов –исполнителей на момент проверки прокурора 26.02.2018 г. имело место.
В судебном заседании представитель Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Сараев Я.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что до 29 декабря 2017 г. исполнительное производство вела старший судебный пристав ФИО20 после её увольнения до 26 января 2018 г. Сретенский РОСП фактически остался без сотрудников, так как судебный пристав Бубнов А.Л. был на больничном, а судебный пристав Калинина Е.Н. в отпуске. 22 января 2018 г. в отдел был переведен Алехин А.А., приступивший к своим обязанностям 26 января 2018 г. В таких условиях осуществлять контроль за исполнением решения суда было невозможно. Кроме того, полагал, что судебными приставами - исполнителями были приняты все меры к исполнению требований исполнительного документа.
Судебные приставы-исполнители Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Алехин А.А., Бубнов А.Л. заявленные требования не признали по изложенным в отзыве основаниям.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИПРДИР УФССП России по Забайкальскому краю Горшунова Е.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в представленном отзыве, подробно мотивируя свою позицию, выражает несогласие с заявленными требованиями, полагает их необоснованными, поскольку судебными приставами-исполнителями был предпринят весь комплекс исполнительных действий, направленных на исполнение решения суда. Кроме того, указывает, что отсутствие реального исполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для признания бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя, так как ответственность судебного пристава-исполнителя ограничивается надлежащей организацией принудительного исполнения и не подразумевает обязанности достижения положительного результата.
Представители Управления УФССП России по Забайкальскому краю, МОСП по ИПРДИР УФССП России по Забайкальскому краю, судебный пристав-исполнитель Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ООО «Забайкальский тепловик» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.
В силу ст.4 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий.
Пунктом 17 ст. 30 ФЗ-229 предусмотрено, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно п.6 ст. 33 ФЗ-229 при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя. Поручение направляется в соответствующее подразделение судебных приставов в письменной форме с одновременным (по возможности) направлением посредством сети "Интернет" не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления. На время исполнения поручения исполнительное производство может быть приостановлено, за исключением случаев, если для исполнения поручения необходимо применение мер принудительного исполнения.
При поступлении соответствующего поручения оно должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов, если самим поручением не предусмотрен иной срок его исполнения (п.3 ст. 36 ФЗ-229).
На основании п. 1 ст. 105 ФЗ-229 в случаях неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (п.2).
В соответствии с ч.1 ст. 64 ФЗ-229, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; взыскивать исполнительский сбор; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В силу ч.1 ст. 36 ФЗ-229 содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных ч.ч.2-6 ст.36 ФЗ-229.
Как следует из материалов дела, решением Сретенского районного суда от 10.10.2017 г. признано незаконным бездействие ООО «Забайкальский тепловик», выразившееся в неисполнении обязанности по созданию нормативного запаса топлива для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. На ответчика возложена обязанность по созданию нормативного запаса твердого топлива в размере не менее 7-суточного расхода и не снижению его до окончания отопительного сезона 2017-2018 годов. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Из представленного исполнительного производства следует, что 12.10.2017 г. начальником отдела Сретенского РОСП ФИО21. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
26.10.2017 г. судебным приставом вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю МОСП по ИПРДИР вручить руководителю должника постановление о возбуждении исполнительного производства, отобрать объяснение по факту неисполнения требований исполнительного документа.
Из объяснений судебного пристава-исполнителя Горшуновой Е.Г., данных в отзыве, следует, что вышеуказанное поручение было направлено в адрес МОСП по ИПРДИР почтовым отправлением.
13.11.2017 г. руководителю организации должника вручено постановление о возбуждении исполнительного производства, отобраны объяснения.
Таким образом, несмотря на предусмотренную законом обязанность о направлении постановления о возбуждении исполнительного производства должнику не позднее следующего дня после возбуждения производства, судебным приставом-исполнителем ФИО5 ФИО22 постановление в установленный срок направлено не было. Каких-либо объективных причин, препятствовавших этому, материалы производства не содержат. В результате несвоевременных действий судебного пристава-исполнителя, постановление было получено должником спустя месяц после возбуждения производства, в то время как факт неисполнения решения суда был установлен приставом еще 25.10.2017 г., когда начальник подразделения организации должника в своих объяснениях судебному приставу пояснил, что запас топлива на котельной не соответствует установленной решением суда норме.
Кроме того, из материалов исполнительного производства следует, что на протяжении октября и ноября 2017 г. запас твердого топлива по месту нахождения котельной судебным приставом-исполнителем не проверялся. Сведения о запасе топлива устанавливались со слов начальника подразделения, проверка товарно-транспортных накладных не осуществлялась.
В ходе судебного разбирательства представитель Сретенского РОСП УФССП России Сараев Я.В., судебные приставы-исполнители Бубнов А.А., Алехин А.А. также пояснили, что проверка запаса топлива на месте по товарно-транспортным накладным не осуществлялась.
06 декабря 2017 г., установив, что решение суда не исполнено, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора с установлением должнику нового срока для исполнения требований – до 20 декабря 2017 г.
Вместе с тем, указанное постановление было вручено должнику только 25 декабря 2017 г.
В своих объяснениях от 25 декабря 2017 г. директор предприятия ФИО12 пояснил, что требования исполнительного документа исполнены в полном объёме путем создания достаточного запаса угля. К объяснениям приложен договор об оказании транспортно-экспедиционных услуг от 19.09.2017 г., поручение экспедитору, дополнительное соглашение к договору, прейскурант цен на работы услуги, соглашение об организации расчетов, договор поставки угля железнодорожным транспортом от 18.09.2017 г., товарно-транспортные накладные за октябрь 2017 г.
В то же время, из представленных административным истцом оперативных сводок за декабрь-январь 2018 г. следует, что запас топлива на котельной ООО «Забайкальский тепловик» регулярно был ниже, установленной решением суда, нормы: 04.11.2017 г. – на 5 суток, 10.11.17 г. – на 3 суток, 14.11.2017 г. – на 1 сутки, 08.12.2017 г. – на 1 сутки, 12.12.2017 г. – на 1 сутки, 16.12.2017 г. – на 2 суток, 01.01.2018 г. – на 3,5 суток, 13.01.2018 г. - на 5 суток, 18.01.2018 г. – на 2 суток, 09.02.2018 г. – на 3 суток, 20.02.2018 г. – на 6 суток, 24.02.2018 г. - на 3 суток, 26.02.2018 – на 3 суток и т.д. (л.д. ).
Из материалов исполнительного производства усматривается, что в период с 07 декабря 2017 г. по 26 января 2018 г. судебным приставом-исполнителем запасы топлива на котельной не проверялись, в феврале 2018 г. запасы топлива были проверены один раз (л.д. ).
Таким образом, установив должнику срок для исполнения требований исполнительного документа до 20 декабря 2017 г., судебный пристав-исполнитель должен был проверить, исполняется ли решение суда в установленный срок, при необходимости разрешить вопрос о продлении срока. В случае неисполнения должником требований без уважительных причин, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении и устанавливает новый срок для исполнения (п. 2 ст. 105 ФЗ-229).
Вышеуказанные требования законодательства об исполнительном производстве судебным приставом не выполнены, постановление о назначении нового срока исполнения было вынесено только 28 февраля 2018 г., после проведенной прокурором проверки. Несмотря на систематическое неисполнение должником требований исполнительного документа своевременных мер по привлечению должника к административной ответственности судебным приставом не принято.
Обстоятельства, связанные с организацией работы Сретенского РОСП, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, не могут рассматриваться как основания оправдывающие бездействие судебного пристава по исполнительному производству.
Согласно п. 1 ст. 34.1 ФЗ-229 в случае сложности или большого объема исполнительного производства в целях более оперативного и правильного исполнения содержащихся в нем требований главный судебный пристав субъекта Российской Федерации или старший судебный пристав может поручить совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения по такому исполнительному производству нескольким судебным приставам-исполнителям – группе принудительного исполнения.
Судебные приставы-исполнители, входящие в состав группы принудительного исполнения, обязаны сообщать руководителю группы принудительного исполнения обо всех совершенных ими исполнительных действиях и принятых ими мерах принудительного исполнения не позднее дня, следующего за днем совершения указанных действий или применения указанных мер (п.8 )
Руководитель группы принудительного исполнения вправе самостоятельно совершать исполнительные действия и (или) применять меры принудительного исполнения, а также давать судебным приставам-исполнителям, входящим в состав группы принудительного исполнения, поручения о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения, которые являются обязательными для этих судебных приставов-исполнителей (п. 9).
31 января 2018 г. руководителем УФССП России по Забайкальскому краю при МОСП ИПИРДИР была создана группа принудительного исполнения в целях своевременного исполнения требований исполнительного документа в отношении ООО «Забайкальский тепловик».
Из исследованных судом материалов, направленных в адрес суда МОСП ИПИРДИР УФССП России по Забайкальскому краю, материалов исполнительного производства Сретенского РОСП следует, что каких-либо исполнительных действий в период с 31 января 2018 г. по 27 февраля 2018 г. судебными приставами-исполнителями не проводилось.
Проверка запасов топлива на котельной ООО «Забайкальский тепловик» 27 февраля 2018 г. была проведена судебным приставом-исполнителем по поручению прокурора Сретенского района Забайкальского края, что не оспаривалось ответчиками в судебном заседании.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения настоящего дела объективно установлена незаконность бездействий должностных лиц Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, МОСП ИПИРДИР УФССП России по Забайкальскому краю по исполнительному производству в отношении ООО «Забайкальский тепловик» с момента возбуждения исполнительного производства до проведения прокурором проверки полноты мер, принимаемых судебными приставами, по исполнению решения Сретенского районного суда от 10.10.2017 г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 227, 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ :
Административное исковое заявление прокурора Сретенского района Забайкальского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей Сретенского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю, Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных производств в отношении должников - юридических лиц, розыску должников, их имущества и розыску детей УФССП России по Забайкальскому краю по исполнительному производству №-ИП от 12.10.2017 г., выразившееся в непринятии должных, своевременных и эффективных мер в период с 12.10.2017 г. по 26.02.2018 г. по исполнению решения Сретенского районного суда от 10.10.2017 г. об обязании ООО «Забайкальский тепловик» создать нормативный запас твердого топлива в размере не менее 7-суточного расхода и не снижать его до окончания отопительного сезона 2017-2018 гг.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края.
Судья: Коробенкова О.В.