№ 12-16/2022 |
|
РЕШЕНИЕ |
|
17 января 2022 года |
город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации городского округа «Город Архангельск» Климовой Н.А. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ильиной Г.Б. о назначении административного наказания от 30.09.2021 по делу об административном правонарушении № 490/21/29022-АП,
установил:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ильиной Г.Б. о назначении административного наказания от 30.09.2021 по делу об административном правонарушении № 490/21/29022-АП (по исполнительному производству № 20880/18/29022-ИП) администрация ГО «Город Архангельск» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник администрации городского округа «Город Архангельск» Климова Н.А. подала жалобу о его отмене.
Защитник Кузнецова Г.А. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, указав, что местной администрацией предпринимались все возможные меры по исполнению решений судов о предоставлении жилья сиротам, но из областного бюджета выделяется недостаточно денежных средств. С учетом объема выделенных ресурсов в 2020 и 2021 году осуществлялось исполнение решений судов о предоставлении жилья сиротам, вступивших в законную силу не позднее 2017 года. При этом в 2021 году из более 600 объявленных аукционов (с учетом повторных) на приобретение жилых помещений состоялись только около 30.
Выслушав защитника, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 14 февраля 2018 года по делу № 2-1658/2018, вступившим в законную силу 20.03.2018, на Администрацию МО «Город Архангельск» возложена обязанность предоставить ЧДК по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска, за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, в вину местной администрации вменяется неисполнение указанного решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок до 05 октября 2020 года (после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора).
Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996
№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, для исполнения указанного решения суда 02.04.2018 возбуждено исполнительное производство № 20880/18/29022-ИП, однако исполнительный документ до настоящего времени не исполнен. 07.05.2018 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение решения суда.
Судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование от 09.06.2020 об исполнении решения суда с установлением нового срока исполнения требований исполнительного документа до 05.10.2020. Требование получено местной администрацией 10.06.2020, что подтверждается отметкой о получении.
Как следует из материалов дела и жалобы, до настоящего времени решение суда о предоставлении жилого помещения ЧДК не исполнено.
Поэтому деяние местной администрации правильно квалифицировано должностным лицом по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Сделанные в обжалуемом постановлении выводы подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Довод подателя жалобы об отсутствии вины в совершённом правонарушении отклоняется судьёй по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исполнительное производство в указанный период не было приостановлено или прекращено. Также отсутствуют сведения о предоставлении в указанный период рассрочки или отсрочки исполнения решения суда.
В случае, если должник полагал, что имелись основания для изменения способа или порядка исполнения решения суда либо предоставления отсрочки вследствие недостаточности денежных средств, то должник вправе был обратиться в суд в установленном порядке.
Вопреки доводам жалобы о том, что местная администрация приняла все зависящие от нее меры по исполнению решения суда, сведения о таких мерах в рассматриваемый период с июня по октябрь 2020 года отсутствуют.
Российская Федерация – социальное государство, в котором, согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется. В соответствии с практикой Европейского Суда по правам человека, необоснованно длительная задержка исполнения вступившего в силу решения может рассматриваться как нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом отсутствие денежных средств и иных ресурсов не может являться оправданием неисполнения судебного решения.
Согласно решению суда, неисполнение которого стало основанием для привлечения к ответственности, жилье должно быть предоставлено за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Наделение органов местного самоуправления данными государственными полномочиями Архангельской области предусмотрено главой VII закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (далее – областной закон № 84-5-ОЗ).
Статьей 46 областного закона № 84-5-ОЗ предусмотрено, что в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований приобретают жилые помещения в том числе путем заключения договора купли-продажи жилых помещений на первичном или вторичном рынке жилья, заключения договора участия в долевом строительстве, организации строительства жилых домов.
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
С учетом этого в статье 2 областного закона № 84-5-ОЗ также предусмотрено, что одним из принципов наделения государственными полномочиями является принцип материально-финансовой обеспеченности передаваемых полномочий.
Частью 5 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ также предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Однако использование данных собственных ресурсов является правом, и, следовательно, их неиспользование в рассматриваемом случае само по себе не вменяется в вину.
Кроме того, частью 3 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.Однако указанные нормы права о финансовой обеспеченности передаваемых полномочий не свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае не имеется состава правонарушения.
Из материалов дела следует, что субвенции на выполнение указанных полномочий выделялись из бюджета Архангельской области (и федерального бюджета) в размере, который недостаточен для исполнения всех решений судов о предоставлении жилых помещений данной категории граждан, а также для предоставления жилья тем сиротам, в отношении которых решения судов не выносились. Но данное обстоятельство не освобождает должника (местную администрацию) от обязанности по принятию мер по исполнению конкретного решения суда.
Из материалов дела следует, что, хотя и в недостаточном размере для единовременного исполнения всех решений суда, но финансирование в форме субвенций было выделено, что позволяло исполнять полномочия в определенной части. И при этом именно местная администрация определяла, каким образом осуществлять данные полномочия и кому предоставлять жилые помещения, а также предпринимать ли какие-либо меры по исполнению решения суда в установленный срок или бездействовать.
В частности, как следует из материалов дела и пояснений защитника, в установленный судебным приставом-исполнителем срок в соответствии с требованиями бюджетного законодательства не направлялось обращение местной администрации о необходимости выделения дополнительных средств или иных ресурсов для исполнения решения суда в отношении ЧДК
В частности, согласно пункту 13 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 года № 1-пп (далее – Порядок), при необходимости изменения объема субвенций, выделенных местным бюджетам на текущий финансовый год, органы местного самоуправления не позднее 15 июля текущего финансового года обращаются в министерство с предложением о выделении дополнительных бюджетных ассигнований (при этом предоставляются документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований) либо об уменьшении объема субвенции.
Согласно пунктам 2 – 4 Порядка, финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений производится за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий год. Министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до министерства образования Архангельской области предельные объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана областного бюджета. Субвенции предоставляются министерством местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели министерству.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемый период местная администрация не обращалась в уполномоченные органы исполнительной власти Архангельской области с мотивированным предложением о дополнительном финансировании исполнения конкретного решения суда.
По этой причине также отсутствуют основания и для освобождения от ответственности и прекращения производства по делу на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, согласно которой должно быть установлено, что соответствующим должностным лицом местного самоуправления вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования не выделялись.
Тот факт, что органам государственной власти Архангельской области было известно или должно было быть известно о недостаточном финансировании полномочий, а также то, что ежемесячно в адрес министерства образования Архангельской области направляются отчеты о расходовании средств субвенции и сведений о лицах, в отношении которых вынесены судебные решения о предоставлении жилого помещения, не свидетельствует о соблюдении порядка истребования дополнительного финансирования, поскольку направляемая информация не содержит мотивированных предложений, документов и расчетов, обосновывающих размер дополнительных бюджетных ассигнований, в том числе в отношении конкретного взыскателя в рамках исполнительного производства.
Довод о том, что местная администрация не имела права предоставить жилое помещение по указанному решению суда, поскольку была бы нарушена очередность, также отклоняется судом.
Законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений данной категории граждан в порядке очередности, о чем неоднократно указывал и Верховный Суд Российской Федерации (в том числе в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2020 года № 16-КГ20-25-К4). В случае наличия сомнений в данной части, руководствуясь положениями законодательства об исполнительном производстве и гражданского процессуального законодательства, должник вправе был обратиться в суд за разъяснениями неясностей или определением порядка исполнения.
В случае, если местная администрация полагает, что субвенция выделяется в заведомо недостаточном размере, что не позволяет исполнять полномочия надлежащим образом, то вправе была выделить собственные ресурсы или оспаривать соответствующие решения, действия (бездействие) органов государственной власти Архангельской области и положения областного законодательства о размере субвенций, инициируя в том числе решение вопроса о прекращении осуществления государственных полномочий в соответствии со статьей 10 областного закона № 84-5-ОЗ. Однако сведения о таких действиях со стороны местной администрации также отсутствуют.
Ежемесячное направление в министерство образования Архангельской области общих сведений (списков) об исполнении полномочий по предоставлению жилых помещений; совершение действий по обеспечению жильем иных взыскателей, в том числе путем неоднократного проведения аукционов по покупке квартир, а также общая переписка с министерством образования Архангельской области и иными государственными органами Архангельской области по поводу исполнения указанных полномочий не свидетельствует о принятии мер по исполнению конкретного решения суда в отношении ЧДК
Ссылка на то, что постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», в рамках которой запроектировано 30 квартир для детей-сирот, также не дает оснований для освобождения от ответственности. Программа была принята в 2019 году и в ней отсутствует упоминание об исполнении рассматриваемого решения суда или иных аналогичных решений суда. Также отсутствуют сведения о том, что в рамках данной программы осуществлялись какие-либо мероприятия в отношении ЧДК в рассматриваемый период, установленный судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, доказательства того, что в рассматриваемый период с июня по октябрь 2020 года местной администрацией как юридическим лицом и органом местного самоуправления были предприняты какие-либо зависящие от нее меры для исполнения требований указанного исполнительного документа, в материалах дела отсутствуют.
При указанных обстоятельствах оценка правомерности или неправомерности действий (бездействия) органов власти и должностных лиц Архангельской области не может быть предметом рассмотрения по настоящему делу.
Следовательно, с учетом статьи 2.1 КоАП РФ не имеется оснований для вывода о том, что должник правомерно бездействовал в установленный судебным приставом-исполнителем срок. В обжалуемом постановлении сделан обоснованный вывод о том, что деяние местной администрации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Сведения о существенном нарушении процессуальных требований не выявлены. Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно. Правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных статьями 4.1 – 4.3 КоАП РФ. Назначив наказание в минимально возможном размере, должностное лицо учло указанные обстоятельства дела и характер правонарушения. С учетом характера правонарушения отсутствуют основания для вывода о том, что наказание является чрезмерным.
Законные основания для снижения размера штрафа или признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Судья, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ильиной Г.Б. о назначении административного наказания от 30.09.2021 по делу об административном правонарушении № 490/21/29022-АП оставить без изменения, жалобу Климовой Н.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья |
С.Р. Ярмолюк |