Судья Афанасьева Т.В. УИД 38RS0018-01-2023-000436-06
Судья-докладчик Кулакова С.А. 33-1787/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2024 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Шабалиной В.О.,
судей Кулаковой С.А., Шишпор Н.Н.,
при секретаре Богомоевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-355/2023 по иску Боргеевой Людмилы Юрьевны к администрации Ольхонского районного муниципального образования о признании права собственности на земельный участок
по апелляционной жалобе Боргеевой Л.Ю.
на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 16 ноября 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование требований истец Боргеева Л.Ю. указала, что на основании постановления мэра Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области от Дата изъята Номер изъят ей (Боргеевой (Мотошкиной) Л.Ю.) предоставлен для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером Номер изъят площадью 581 кв. м по адресу: <адрес изъят>. Схема расположения утверждена постановлением мэра от 01.02.2010 Номер изъят, присвоен номер участку. 14.11.2011 с администрацией Ольхонского районного муниципального образования (далее по тексту – администрация) заключила договор купли-продажи. Поскольку в установленный срок не осуществила государственную регистрацию права собственности, в 2012 году земельный участок был снят с кадастрового учета. Между тем ее семья длительное время пользуется земельным участком, ни от кого претензий не поступало. Подготовила межевой план, сведения об участке внесены в ЕГРН, присвоен кадастровый Номер изъят, однако в государственной регистрации права собственности отказано, поскольку в правоустанавливающих документах, представленных на регистрацию, указан земельный участок с другим кадастровым номером (Номер изъят). Местоположение участка с кадастровым номером Номер изъят идентично снятому с учета земельному (Номер изъят). Администрацией отказано во внесении изменений в договор купли-продажи от 14.11.2011 в части изменения кадастрового номера участка.
Просила суд признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят площадью 581 кв.м, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес изъят>
Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 16.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Боргеева Л.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, мотивируя тем, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что межевой план от 19.12.2022 составлен с нарушениями, поскольку постановление об утверждении схемы расположения не отменено, не признано недействительным, является действующим. Обращает внимание, что схема расположения нового земельного участка идентична схеме снятого с учета участка, отличается оформлением ввиду издания Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 19.04.2022 № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». Представленная ею схема не стала препятствием для постановки земельного участка на кадастровый учет (Номер изъят). Обращает внимание, что, поскольку местоположение земельного участка не изменялось, спорный земельный участок подлежал образованию из земель, государственная собственность на которые не разграничена, составления акта согласования границ не требовалось. Суд не учел, что ее семья длительное время пользуется земельным участком для отдыха, претензий ни от кого не поступало. О государственной регистрации не обратилась ввиду юридической неграмотности, при этом соглашение от админстрации о расторжении договора ей не поступало. На момент обращения в суд постановления об утверждении схемы расположения земельного участка и о его предоставлении не отменены, не признаны недействительными, договор купли-продажи не расторгнут. Обязательства сторон исполнены: ей передан участок, а администрации – денежные средства за него. Финансовая возможность огородить участок в настоящее время у нее отсутствует.
Обращает внимание, что земельный участок расположен в границах населенного пункта – <адрес изъят>, границы которого установлены генеральным планом муниципального образования и постановлены на государственный кадастровый учет. Анализируя нормы ФЗ от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», п. 24 ст. 106, п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, настаивает, что действующее законодательство не запрещает право владения, пользование и распоряжение земельными участками, расположенными в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков. При этом согласно правилам землепользования и застройки Бугульдейского муниципального образования (утв. решением думы Бугульдейского муниципального образования от 05.08.2022) земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. По данным Росрестра, большинство земельных участков в границах <адрес изъят> находятся в частной собственности. Право собственности зарегистрировано, в том числе, после включения озера Байкал в Список всемирного природного наследия и принятия Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». По мнению истца, применение п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, расположенным в границах населенных пунктов, приведет к нарушению принципа равного доступа к приобретению земельных участков в собственность.
В письменных возражениях первый заместитель мэра администрации Ольхонского районного муниципального образования Мижидон Б.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Кулаковой С.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельный участок, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, 25.11.2009 по заказу Мотошкиной Л.Ю. составлен межевой план земельного участка в результате кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенный по адресу: <адрес изъят>. Местоположение границы земельного участка согласовано с главой Бугульдейского муниципального образования.
Постановлением администрации Ольхонского районного муниципального образования от 01.02.2010 Номер изъят утверждена схема расположения земельного участка площадью 581 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес изъят>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства. Присвоен указанному земельному участку адрес: <адрес изъят>.
Постановлением администрации <адрес изъят> муниципального образования от 03.11.2011 Номер изъят Мотошкиной Л.Ю. в собственность за плату предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 581 кв. м, имеющий кадастровый Номер изъят, предназначенный для индивидуального жилищного строительства. В п. 3 постановления указано: Мотошкиной Л.Ю. зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
14.11.2021 администрацией (продавец) и Мотошкиной Л.Ю. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 581 кв.м, с кадастровым номером Номер изъят, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, стоимостью 22 200 руб.
Согласно акту приема-передачи объекта продажи земельного участка от 14.11.2011 каждая сторона по договору подтверждает, что обязательства сторон выполнены, расчет произведен полностью, у сторон нет друг к другу претензий по существу договора.
Согласно свидетельству о перемене имени от 05.09.2012 Номер изъят Мотошкина Л.Ю., Дата изъята года рождения, сменила фамилию на Боргееву Л.Ю.
Уведомлением Росреестра по Иркутской области от 13.06.2023 Боргеевой Л.Ю. отказано в государственной регистрации права в связи с тем, что лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости (п.1 ч.1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ); не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.5 ч.1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ). Также в уведомлении указано, что предметом договора купли-продажи от 14.11.2011 Номер изъят являлся земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, сняты с учета Дата изъята . Документы, подтверждающие право собственности Боргеевой Л.Ю. на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, в регистрирующий орган не представлены.
По заказу Боргеевой Л.Ю. подготовлен межевой план по состоянию на 19.12.2022, осуществлено межевание земельного участка, 23.01.2023 поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером Номер изъят площадью 581 +/- 8 кв. м, по адресу: <адрес изъят>
По сообщению Управления Росреестра по Иркутской области на обращение представителя Боргеевой Л.Ю. - Боргеева Е.Ю., земельный участок с кадастровым номером Номер изъят поставлен на государственный кадастровый учет 22.03.2010 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером и имел статус «временный». Поскольку заявителем не была своевременно завершена процедура государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, данный объект недвижимости снят с кадастрового учета 22.03.2012 на основании действующей на тот период нормы права (ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости») и на сегодняшний день имеет статус «аннулирован». 23.01.2023 на основании поданного заявителем в орган регистрации права заявления и межевого плана в ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером Номер изъят.
20.07.2023 в адрес администрации Ольхонского районного муниципального образования Управлением Росреестра по Иркутской области вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором указано, что администрация не уполномочена распоряжаться земельным участком с кадастровым номером Номер изъят, расположенным в границах особо охраняемой природной территории федерального значения – Прибайкальского национального парка.
Постановлением администрации Ольхонского районного муниципального образования от 12.09.2023 Номер изъят отменено постановление мэра Ольхонского районного муниципального образования от 03.11.2011 Номер изъят «О предоставлении земельного участка в собственность».
15.09.2023 Боргеевой Л.Ю. направлено соглашение о расторжении договора купли-продажи земельного участка от 14.11.2011 Номер изъят.
Из акта осмотра спорного земельного участка, подготовленного администрацией Бугульдейского муниципального образования – администрацией сельского поселения 05.10.2023, следует, что указанный земельный участок не огорожен, свободен от каких-либо строений.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 11.10, 15, 27, 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 16, 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», статей 14, 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статей 2, 5, 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 6 ГПК РФ, установив, что Боргеева Л.Ю. с момента покупки спорного земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в 2011 году по настоящее время никаких действий по регистрации права собственности не предпринимала, 22.03.2012 участок был снят с кадастрового учета, на момент рассмотрения дела постановление мэра Ольхонского районного муниципального образования от 03.11.2011 Номер изъят «О предоставлении земельного участка в собственность» отменено, в адрес Боргеевой Л.Ю. направлено соглашение о расторжении договора купли-продажи от 14.11.2011 Номер изъят, межевание земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в 2022 году проведено с нарушением требований законодательства, при этом земельный участок находится в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Выводы суда мотивированы, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Суд, оценивая межевой план от 19.12.2022, подготовленный кадастровым инженером ФИО7, установил, что он составлен без согласования с органами местного самоуправления, основанием для выполнения кадастровых работ по земельному участку является не схема расположения земельного участка, а неизвестный документ б/н от 19.12.2022, представленная в межевом плане схема расположения земельного участка не утверждена администрацией Ольхонского районного муниципального образования, соответствующий акт не представлен.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда в данной части не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что соглашение о расторжении договора ей не поступало, постановления об утверждении схемы расположения земельного участка и о его предоставлении на момент обращения с иском не отменены, не признаны недействительными, договор купли-продажи не расторгнут, правового значения не имеют, учитывая, что земельный участок (Номер изъят) снят с кадастрового учета 22.03.2012, имеет статус «аннулирован», следовательно, не может являться предметом гражданских и земельных правоотношений, поскольку не сформирован, его границы не установлены.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что материалами дела подтверждается, что администрация Ольхонского районного муниципального образования права на распоряжение земельным участком с кадастровым номером Номер изъят не имела ввиду его расположения в границах Прибайкальского национального парка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок расположен в границах населенного пункта – <адрес изъят> муниципального образования, границы которого установлены генеральным планом муниципального образования и поставлены на государственный кадастровый учет, в связи с чем не подлежит применению п. 5 ст. 27 ЗК РФ, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Статьей 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрены особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий.
В силу п. 2 указанной статьи оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения статьи 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статей 27 и 95 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения, о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером Номер изъят расположен в границах Прибайкальского национального парка, в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Озеро Байкал включено в Список объектов всемирного наследия в 1996 году на 20-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно преамбуле Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
Границы участка всемирного наследия «Озеро Байкал» практически полностью совпадают с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории, следовательно, спорный земельный участок, расположенный на территории объекта Всемирного наследия, является объектом, составляющим основу национального богатства страны, относится исключительно к федеральной собственности, что прямо предусмотрено в п.3 раздела 1 Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Таким образом, учитывая, что доказательств, подтверждающих предоставление спорного земельного участка, который в силу закона находится в государственной собственности, управомоченным на то органом Боргеевой Л.Ю. в материалы дела не представлено, доводы о нахождении данного участка в границах населенного пункта правового значения не имеют.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся неверному толкованию норм права, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не установлено, в связи с чем судебное решение, проверенное в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 16 ноября 2023 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.О. Шабалина
Судьи С.А. Кулакова
Н.Н. Шишпор
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.02.2024