Решение по делу № 2а-3536/2022 от 11.02.2022

УИД 11RS0001-01-2022-002533-28 Дело № 2а-3536/2022

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре Войтко М.Н.,

с участием представителя административного истца Захаренко М.А., административного ответчика Турьева В.Н.,

рассмотрев 15 июня 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Турьеву Владимиру Николаевичу о взыскании задолженности перед бюджетом,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми (далее Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Турьеву В.Н. о взыскании задолженности перед бюджетом в общем размере 8517 рублей 39 коп., в том числе земельный налог за период с 2014 года по 2016 год в размере 341 рубль 51 коп., пени в размере 7 рублей 78 коп. за период с 02.12.2017 по 27.08.2018, земельный налог за 2017 год в размере 624 рубля, пени в размере 11 рублей 21 коп. за период с 04.12.2018 по 11.02.2019, земельный налог за 2018 год в размере 512 рублей, пени в размере 6 рублей 04 коп. за период с 03.12.2019 по 27.01.2020, земельный налог за 2019 год в размере 534 рубля, пени в размере 16 рублей 18 коп. за период с 02.12.2020 по 20.06.2021, пени за недоимку по земельному налогу за период с 2014 по 2017 год в размере 66 рублей 23 коп., пени по земельному налогу за период с 2014 года по 2018 год в размере 87 рублей 35 коп.; транспортный налог за 2019 год в размере 6250 рублей, пени в размере 61 рубль 09 коп. за период с 02.12.2020 по 08.02.2021; государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик владеет правом собственности на земельные участки по адресу: ..., тер Садоводческий комплекс Дырнос, тер СДТ Вурдысь, 169, за которые были исчислены земельный налог с 2014 года по 2019 годы, о чем направлялось налоговое уведомление, которое не исполнено, в связи с чем начислены пени, о чем в адрес налогоплательщика направлено требование, которое также не исполнено в полном объеме. Также административному ответчику на праве собственности в 2019 году принадлежали транспортные средства, в установленный законом срок налог не был уплачен. Направленное административным истцом требование об уплате задолженности административным ответчиком не выполнено. За взысканием суммы задолженности, в том числе по земельному налогу, транспортному налогу и пени, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ от 15.09.2021 определением мирового судьи от 07.10.2021 отменен по причине поступивших от административного ответчика возражений.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми Захаренко М.А. требования поддержал.

Административный ответчик Турьев В.Н. с требования не согласился.

ИФНС России по г.Сыктывкар, извещенная надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства, обозрев административные дела мирового судьи Катаевского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми № ..., № ..., административное дело Сыктывкарского городского суда Республики Коми № ..., суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые ставки по транспортному налогу установлены Законом Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге».

На основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установлен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику начисляется пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты сумма налога в более поздний по сравнению с установленным законодательством срок. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Материалами дела установлено, что за административным ответчиком в 2019 году зарегистрированы транспортные средства: ... ..., признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст. ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации.

Также административный ответчик, обладал с 2014 по 2019 годы правом собственности на следующие земельные участки: ..., тер Садоводческий комплекс Дырнос, тер СДТ Вурдысь, 169, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, за который налоговым органом исчислен земельный налог за 2014 - 2016 год в размере 341,51 руб., за 2017 год – 624 руб., за 2018 год – 512 руб., за 2019 год – 534 руб.

Налоговым органом за указанные объекты налогообложения за 2014-2016, 2017, 2018, 2019 годы были исчислены земельный налог, транспортный налог, о чем в адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления: от 20.09.2017 № 60273271, от 10.08.2018 № 46575789, от 25.07.2019 № 48356505, от 01.09.2020 № 56161937.

В связи с тем, что налогоплательщиком уведомления налогового органа об уплате налогов исполнены не в полном объеме, налоговым органом исчислены пени и в адрес административного ответчика направлялись требовании об оплате задолженности по налогам и пени: от 28.02.2018 № 4621 об уплате земельного налога за период с 2014 года по 2016 год в размере 341,51 руб. (с учетом переплаты), пени в размере 7,78 руб. за период с 02.12.2017 по 27.08.2018; от 12.02.2019 № 5846 об уплате земельного налога за 2017 год в размере 624 руб., пени в размере 11,21 руб. за период с 04.12.2018 по 11.02.2019; от 28.01.2020 № 2013 об уплате земельного налога за 2018 год в размере 512 руб., пени – 6,04 руб. за период с 03.12.2019 по 27.01.2020; от 21.06.2021 № 23524 об уплате земельного налога за 2019 год в размере 534 руб., пени – 16,18 руб. за период с 02.12.2020 по 20.06.2021; от 10.07.2019 № 21429 об уплате пени за недоимку по земельному налогу за период с 2014 года по 2017 год в размере 66,23 руб.; от 27.06.2020 № 12807 об уплате пени за недоимку по земельному налогу за период с 2014 года по 2018 год в размере 87,35 руб.; от 09.02.2021 № 4790 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 6250 руб., пени – 61,09 руб. за период с 02.12.2020 по 08.02.2021.

В связи с неисполнением требований по уплате задолженности по обязательным платежам, 15.09.2021 налоговый орган обратился к мировому судье Катаевского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении административного ответчика о взыскании задолженности в общем размере 8517,42 руб.

15.09.2021 мировым судьей Катаевского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми был вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи от 07.10.2021 отменен.

Таким образом, в связи с тем, что административным ответчиком задолженность по уплате налогов и пени не исполнено, у последнего имеется задолженность перед бюджетом в общем размере 8517,39 руб.

11.02.2022 административный истец обратился в суд с настоящим административным иском к административному ответчику.

Данные обстоятельства, подтверждаются исследованными судом доказательствами. Расчет заявленных к взысканию сумм по земельному налогу судом проверен, является арифметически верным.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административный ответчик доказательств уплаты недоимки по земельному налогу в нарушение требований ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представил.

Довод административного ответчика о том, что задолженность по земельному налогу уже была взыскана на основании решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу ..., а также судебных приказов мирового судьи Катаевского судебного участка г.Сыктывкара от 31.07.2018 № ..., и от 02.10.2019 ..., погашена Турьевым В.Н., является несостоятельным, поскольку на основании указанных судебных актов была взыскана задолженность по земельного налогу, начисленному на земельный участок, расположенный по адресу: ....

Ссылка Турьева В.Н. на то, что земельный налог начислен без учёта льгот, которые ему полагаются как пенсионеру, необоснованна, поскольку с 2017 года административному ответчику предоставлена налоговым органом льгота в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ....

Поскольку начисление административному ответчику налоговым органом недоимки и пени по земельному налогу произведено в соответствии с требованиями законодательства, порядок досудебного урегулирования спора налоговым органом соблюден, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени.

Разрешая требования о взыскании транспортного налога за 2019 год, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, по сведениям ГИБДД в 2019 году на имя Турьева В.Н. были зарегистрированы транспортные средства: ....

Между тем, административным ответчиком в материалы дела представлены акты утилизации от 11.12.2018, из которого следует, что транспортное средство марка ВАЗ 11113 г.р.з. к533мт11, было передано в ООО «Промхолдинг» и утилизировано, от 03.06.2019, согласно которому транспортное средство марки ... было передано ООО «Комивторцветмет» и утилизировано.

Таким образом, объекты налогообложения - транспортное средство марка ... на момент 2019 года, транспортное средство марки ... с июня 2019 года фактически прекратили свое существование.

Объектами налогообложения является, в том числе имущество, под которым в Налоговый кодекс РФ понимается виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (пп. 1 и 2 ст. 38 Налогового кодекса РФ).

Гражданский кодекс РФ к объектам гражданских прав относит вещи, включая движимое имущество (п. 1 ст. 128 и п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ (абзац второй п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ).

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются наряду с другим движимым имуществом автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с положениями ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 этого кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

По смыслу приведенных законоположений в их системном единстве в качестве объекта налогообложения транспортного налога признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: являющиеся транспортным средством, обладающим определенными физическими показателями; зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Вместе с тем материалами административного дела подтвержден тот факт, что в 2019 году автомобили, в отношении которых выставлены требования об уплате транспортного налога, в натуре не существовали: утилизированы.

Согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ основанием прекращения права собственности на вещь является в том числе гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества.

Таким образом, отсутствие в натуре транспортных средств как вещи означает отсутствие объекта налогообложения вне зависимости от факта регистрации транспортного средства, сохранившейся после его утраты.

Взыскание транспортного налога в отношении утраченного в натуре транспортного средства лишает такой налог всякого экономического основания, что противоречит началам налогового законодательства (пункт 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Данная правовая позиция изложена в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020.

В силу части 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу части 6 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на транспортное средство ..., которое утилизировано в декабре 2018 года, налог не подлежит начислению, а требуемая налоговым органом сумма обязательного платежа за транспортное средство - ... подлежит уменьшению, исходя из следующего расчета: 76 х 20 / 12 х 5 = 633 рубля, в котором: 76 - налоговая база, 20 - налоговая ставка и 5 - количество месяцев владения.

Таким образом, с Турьева В.Н. за 2019 год подлежит взысканию транспортный налог в сумме - 4400 + 633 = 5033 рубля.

В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

На основании анализа изложенных правовых норм, принимая во внимание период, указанный налоговым органом в требовании № 4790, суд полагает, что в связи с имевшейся задолженностью по транспортному налогу, пени подлежат расчету с 02.12.2020 по 08.02.2021, в связи с чем, период, за который подлежат начислению пени, составляет 69 дней.

Таким образом, общая сумма пени по транспортному налогу за указанный период составляет - 49 рубля 20 копеек, исходя из расчета: 5033 рубля х 4,25% х 1/300 х 69 = 49 рублей 20 копеек.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что общая сумма, подлежащая взысканию в судебном порядке, составляла 7288 рублей 50 копеек.

В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с удовлетворением требований МИФНС России №8 по Республике Коми с административного ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 111, 114, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Турьеву Владимиру Николаевичу о взыскании задолженности перед бюджетом удовлетворить частично.

Взыскать с Турьева Владимира Николаевича, ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми задолженность перед бюджетом в общем размере 7288 рублей 50 копеек, в том числе земельный налог за период с 2014 года по 2016 год в размере 341 рубль 51 коп., пени в размере 7 рублей 78 коп. за период с 02.12.2017 по 27.08.2018, земельный налог за 2017 год в размере 624 рубля, пени в размере 11 рублей 21 коп. за период с 04.12.2018 по 11.02.2019, земельный налог за 2018 год в размере 512 рублей, пени в размере 6 рублей 04 коп. за период с 03.12.2019 по 27.01.2020, земельный налог за 2019 год в размере 534 рубля, пени в размере 16 рублей 18 коп. за период с 02.12.2020 по 20.06.2021, пени за недоимку по земельному налогу за период с 2014 по 2017 год в размере 66 рублей 23 коп., пени по земельному налогу за период с 2014 года по 2018 год в размере 87 рублей 35 коп.; транспортный налог за 2019 год в размере 5033 рубля, пени в размере 49 рублей 19 коп. за период с 02.12.2020 по 08.02.2021.

Взыскать с Турьева Владимира Николаевича, ..., в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Н.Н. Прилепова

Мотивированное решение составлено 20 июня 2022 года.

2а-3536/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №8 по РК
Ответчики
Турьев Владимир Николаевич
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Прилепова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
11.02.2022Регистрация административного искового заявления
14.02.2022Передача материалов судье
15.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
15.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2022Судебное заседание
19.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
01.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
15.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее