РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2017 года г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Мелиховой Н.В.
при секретаре Кутлалиевой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района г. Астрахани, действующего в интересах Селиверстовой Е.В. к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Кировского района г. Астрахани обратился в суд с иском, указав, что ими по обращению Восториковой Л.А., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Селиверстовой Е.В. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, по результатам которой выявлены нарушения. В обоснование заявленных требований указано, что Селиверстова Е.В. является инвалидом с детства, страдает хроническим психическим заболеванием, код заболевания согласно Международной классификации болезней – F 84.11. Указанное заболевание включено в перечень хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2016г. №378, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Селивестова Е.В. постановлением администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГг. № принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по списку лиц, страдающих некоторыми формами хронических заболеваний, с составом семьи один человек. Однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в связи с чем они вынуждены были обратиться в суд и просят обязать администрацию МО «Город Астрахань» предоставить Селиверстовой Е.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании помощник прокурора Пушкинская Е.А. и законный представитель Селиверстовой Е.В. Вострикова Л.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации МО «Город Астрахань» Акишина К.И. исковые требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему выводу.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Селиверстова Е.В. является ребенком инвалидом, страдает хроническим заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006г. №378, что подтверждается справкой врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГг.
Постановлением администрации МО «Город Астрахань» № от ДД.ММ.ГГГГг. Селиверстова Е.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
При этом Селиверстова Е.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью с учетом холодных помещений <данные изъяты> кв.м.
Кроме Селиверстовой Е.В. в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: мама Вострикова Л.А., бабушка Вострикова В.Е., дедушка Востриков А.П., что подтверждается представленными документами.
Федеральный закон от 06 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного самоуправления в частности относятся: обеспечение проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, в соответствии с жилищным законодательством.
Аналогичные положения содержатся в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексе порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
По смыслу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации, категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации, так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, нежели установленный Жилищным кодексом Российской Федерации.
Между тем, порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанный в Перечне, утвержденном уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности (п. 2), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. ч. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно Решению Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 30 мая 2006г. №61 «Об учетной норме площади и норме предоставления жилого помещения по договорам социального найма на территории города Астрахани» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 11 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Норму предоставления жилого помещения, исходя из которой определяется минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 14 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и 18 квадратных метров общей площади на одиноко проживающих граждан.
Из представленных в материалы дела документов следует, что уровень обеспеченности Селиверстовой Е.В. общей площадью жилого помещения - исходя из количественного состава лиц, зарегистрированных по месту жительства в квартире по адресу: <адрес> общей площади помещения составляет менее учетной нормы.
При установленных обстоятельствах, следует согласиться с доводом истца о том, что Селиверстова Е.В. является лицом, не обеспеченным жилым помещением более учетной нормы и может быть отнесена к категории граждан, которые в соответствии с действующим законодательством признаются нуждающимися в жилых помещениях.
Кроме того, на момент рассмотрения дела, Селиверстова Е.В. признана нуждающейся в жилом помещении как лицо, страдающее тяжелой формой хронических заболеваний и решения о её снятии с учета, не имеется.
Учитывая изложенное, на администрации МО «Город Астрахань» должна быть возложена обязанность по предоставлению Селиверстовой Е.В. отдельного жилого помещения в соответствии с установленной нормой предоставления, поскольку она страдает тяжелым хроническим заболеванием, предполагающим обеспечение ее жилым помещением вне очереди, решением органа местного самоуправления принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами стороны истца о предоставлении жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством.
При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.
Поскольку Селиверстова Е.В. с составом семьи <данные изъяты> человек принята на учет после ДД.ММ.ГГГГг., право на получение жилого помещения с учетом дополнительной жилой площади у нее отсутствует.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований о предоставлении жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь и в этой части иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194, 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить в части.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» предоставить Селиверстовой Е.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Полный текст решения изготовлен 08 мая 2017г.
Судья: