Апелляционное дело № 33-530/2022
УИД21RS0023-01-2021-006816-06
Судья Волкова Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 февраля 2022 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А., Спиридонова А.Е.,
при секретаре Семенове Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары, действующего в интересах Исаева Александра Александровича, к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда г. Чебоксары, поступившее по апелляционной жалобе администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары, заявленные в интересах Исаева Александра Александровича, удовлетворить.
Возложить на администрацию города Чебоксары обязанность предоставить Исаеву Александру Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, однократно на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления.
Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Исаева А.А., к администрации г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение специализированного фонда г.Чебоксары по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами. Прокуратурой района проведена проверка по обращению Исаева А.А., по результатам которой установлено, что Исаев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать В.В. решением Московского районного суда г. Чебоксары от 07.07.1994 была лишена родительских прав. Сведения об отце внесены в акты гражданского состояния со слов матери. Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от 22.08.1994 №1137 Исаев А.А. устроен в детское государственное учреждение для несовершеннолетних. Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от 05.08.2014 №1405 Исаев А.А. включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилищного помещения. По состоянию на 09.12.2020 Исаев А.А. состоит в указанном списке под номером 169. Исаев А.А. достиг совершеннолетия, однако при возникновении оснований для предоставления ему жилого помещения и до настоящего времени жильем не обеспечен. Ссылаясь на изложенное, на положения ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 50, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», прокурор, действуя в интересах истца, просит возложить на администрацию г. Чебоксары обязанность по предоставлению ему благоустроенного жилого помещения специализированного фонда г. Чебоксары по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года иск прокурора удовлетворен.
Решение обжаловано администрацией города Чебоксары Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности. Заявитель указывает на то, что фактически решением суда Исаеву А.А. предоставлено право на внеочередное обеспечение жильем, в то время как согласно действующему законодательству реализация права должна быть произведена в порядке очередности в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, такое обеспечение производится в пределах субвенций, выделяемых из республиканского и федерального бюджетов. Однако размеры этих субвенций не позволяют одномоментно обеспечить жильем всех граждан данной категории, имеющих такое право. Суд однако не исследовал вопрос наличия и объема необходимых субвенций для предоставления жилого помещения истцу на дату рассмотрения дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Михайлова Я.С. в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика просила отказать, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ). Изучив материалы дела, выслушав прокурора, проверив решение суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Исаев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении III-РЛ №, выданному отделом ЗАГС администрации Московского района г. Чебоксары №283-н от 30 июня 2014 года, В.В. является его матерью. Сведения об отце ребенка – А.В. внесены в запись акта о рождении истца на основании заявления матери ребенка (справка о рождении №1422 от 20 августа 1991 года).
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 июля 1994 года В.В. лишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе, в отношении Исаева А.А., дети переданы на попечение органов опеки и попечительства.
Администрация Московского района г. Чебоксары постановлением главы района от 22 августа 1994 года №1137 ходатайствовала перед Министерством образования Чувашской Республики об устройстве несовершеннолетних детей, в том числе, Исаева А.А., в детское государственное учреждение, за ними закреплено право проживания в <адрес>.
Из выписки из лицевого счета ООО «Управляющая компания «Атал» от 1 июля 2014 года следует, что в квартире по адресу: <адрес>, было зарегистрировано пять человек: В.В., С.В., Е.В., А.А., Исаев Александр Александрович. Жилое помещение, трехкомнатная квартира, общей площадью 65,5 кв.м., находилось в муниципальной собственности.
Актом от 30 июля 2014 года, утвержденным главой администрации Московского района г. Чебоксары, установлен факт невозможности проживания Исаева А.А. в <адрес>, поскольку общая площадь, приходящаяся на одно лицо, проживающее в квартире, менее учетной нормы.
Согласно ответу администрации Батыревского района Чувашской Республики от 23 июля 2014 года, представленному в учетное дело, Исаев А.А. на учете как ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, не состоял и не состоит, ему не предоставлялось жилое помещение по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилого помещения.
На дату рассмотрения заявления администрацией Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики о разрешении вопроса по включению Исаева А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, за ним объектов недвижимости (жилых помещений) не зарегистрировано. Это следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним такой информации по состоянию на 2 июля 2014 года.
Исаев А.А. участие в приватизации г. Чебоксары не принимал (ответ МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» от 2 июля 2014 года).
Постановлением главы администрации Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 августа 2014 года №1405 Исаев А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, под номером 245.
В настоящее время Исаев А.А. состоит в зарегистрированном браке с А.Е., в браке родились дети Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из выписки (справки) из лицевого счета от 14 сентября 2021 года, представленной ООО Управляющая компания «Атал», следует, что Исаев А.А. с 27 марта 2014 года зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данная квартира общей площадью 65,6 кв.м. приватизирована. В квартире, помимо истца Исаева А.А., зарегистрировано еще шесть лиц: В.В.., С.В. Е.В.., А.А. и несовершеннолетние Н.А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и К.А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 65,6 кв.м. находится в общей долевой собственности. Ее собственниками по 1/4 доле в праве являются В.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.А., 2013 года рождения, (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) об объекте недвижимости от 27 октября 2021 года).
Согласно уведомлению № КУВИ002/2021-143637722 об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений по состоянию на 27 октября 2021 года информация о правах Исаева А.А. на какие-либо объекты недвижимого имущества в ЕГРН отсутствует. Также у его супруги А.Е. и их детей Д.А. и М.А. права собственности на какие-либо жилые помещения в ЕГРН не зарегистрированы (соответствующие уведомления от 27 октября 2021 года в деле имеются).
Из пояснений Исаева А.А. в судебном заседании следует, что в квартире, расположенной в <адрес>, он не проживал и не проживает, с родственниками не общается, намерений пользоваться этим жилым помещением не имеет. По этой причине он отказался от своего права на приватизацию данного жилого помещения, квартира приватизирована его родственниками, в том числе матерью, лишенной в отношении него родительских прав.
Постановлением главы администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека. Следовательно, с учетом количества зарегистрированных лиц (7 человек) в случае вселения истца в указанную квартиру на Исаева А.А. будет приходиться 9,37 кв.м., что менее учетной нормы. Это обстоятельство также указывает на нуждаемость Исаева А.А. в жилом помещении.
Таким образом, истец не обеспечен жильем и согласно сообщению администрации Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики (исх. №07/47-5444 от 09.12.2020) по состоянию на 9 декабря 2020 года он состоит в списке нуждающихся под номером №169.
Разрешая спор по существу, установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание положения ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Исаева А.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он является правильным, основан на верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и подтвержденных надлежащими доказательствами, соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также Закон №159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 Закона №159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в ч. 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» (далее Закон ЧР №42) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с ч. 12 ст. 23.1 Закона ЧР №42 полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом ч. 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Факт нуждаемости истца Исаева А.А. в улучшении жилищных условий и его право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика не оспаривался и подтверждается вышеприведенными доказательствами.
Принимая во внимание, что Исаев А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у него права на предоставление ему жилого помещения в соответствии с положениями ст. 8 Закона №159-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Исаева А.А. права на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются основанием для отмены решения суда. Так, исходя из приведенных выше положений действующего законодательства, с момента включения в список детей-сирот на получение жилья и достижения Исаевым А.А. совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения.
Законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений вышеназванной категории лиц. Из содержания положений п. 1 ст. 8 Закона №159-ФЗ и ст. 109.1 ЖК РФ следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов:
- нуждаемость таких детей в жилом помещении,
- достижение ими возраста 18-ти лет,
- окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для такой категории детей. Обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления по заявлению таких лиц при завершении ими получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом действующее законодательство не устанавливает очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения.
Согласно вышеуказанным положениям законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. На основании изложенного, у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Решение суда, вопреки доводам жалобы, не содержит указания на предоставление жилья истцу во внеочередном порядке.
Формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки. Само по себе отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем в порядке, определенном федеральным законодательством.
Как указано в апелляционной жалобе, в настоящее время в г. Чебоксары на 727 детей-сирот из средств соответствующих бюджетов предоставлено 65 млн. руб., что явно недостаточно для обеспечения жильем всех граждан этой категории.
Однако, в силу вышеприведенных обстоятельств наличие в списке на обеспечение жилыми помещениями других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, не может ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, и служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Иных доводов апелляционная жалоба администрации города Чебоксары Чувашской Республики не содержит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 199,328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение трех месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий А.В.Ярадаев
Судьи: Е.А.Арсланова
А.Е.Спиридонов