№ 16-3470/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 2 ноября 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Бубона К.В. в защиту Кукушкина М.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 25 января 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 5 марта 2021 года в отношении Кукушкина Максима Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 25 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 5 марта 2021 года, Кукушкин М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Бубон К.В. в защиту Кукушкина М.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентируют положения Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающихся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ).
Под публичным мероприятием в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия участники публичного мероприятия обязаны, в том числе выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
В силу положений части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, является административным правонарушением.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в соответствии с частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток.
Как установлено материалами дела, Кукушкин М.В. 23 января 2021 года в период времени с 12 часов 45 минут до 14 часов 15 минут, находясь на <адрес>, участвовал в несанкционированном публичном мероприятии с количеством участников около 250 человек в поддержку лидера оппозиции Навального А.А., бывшего губернатора Хабаровского края Фургала С.И., а именно – митинге-шествии, проходившем в городе Хабаровске по маршруту: площадь имени Ленина - улица Муравьева-Амурского – Комсомольская площадь – площадь имени Ленина, которое повлекло создание помех движению пешеходов на всем пути шествия. На неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении участия в несанкционированном мероприятии, в том числе озвученные с помощью звукоусиливающих устройств, не реагировал, продолжал участие в публичном мероприятии. Вступившим в законную силу 27 октября 2020 года постановлением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 22 сентября 2020 года Кукушкин М.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела судьями районного и краевого судов дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод Кукушкина М.В. о том, что он не являлся участником публичного мероприятия, а выполнял редакционное задание журналиста, освещая ход публичного мероприятия, подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашел и аргументированно отклонен с приведением исчерпывающих обоснований в судебных актах.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, вид и описание которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и общероссийскими общественными объединениями журналистов (часть 5). На журналиста, присутствующего на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи (часть 6). Журналист, присутствующий на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, не вправе осуществлять следующие действия: 1) проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путем распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, в том числе использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации; 2) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, а также уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия на аналогичные действия; 3) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан; 4) принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 5) скрывать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи (часть 7).
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Как установлено материалами дела, Кукушкин М.В., шествуя в одной колонне с участниками публичного мероприятия, фиксируя его ход на видео, не осуществлял профессиональную деятельность журналиста, не занимался редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений для редакции средства массовой информации, в том числе редакции областной независимой интернет-газеты «Набат», договор об информационном сотрудничестве с которой был представлен в материалы дела.
Находясь среди лиц, держащих агитационные материалы и выкрикивающих лозунги, Кукушкин М.В. поддерживал их своим видом и действиями, проявляя с ними солидарность и разделяя их убеждения, соответствующие цели публичного мероприятия. В соответствии с содержанием представленного в материалы дела видео, Кукушкин М.В. являлся участником шествия. Видеосъемка осуществлялась Кукушкиным М.В. не в целях исполнения представленного в дело редакционного задания интернет-газеты «Набат» (nabat. News), а была опубликована в режиме он-лайн трансляции в личном аккаунте Кукушкина М.В. «maxim_kukushkin_kprf» в социальной сети Инстаграмм.
Наличие у Кукушкина М.В. удостоверения журналиста областной независимой интернет-газеты «Набат», представленное им в материалы дела редакционное задание от 22 января 2021 года, согласно которому ему поручается сделать репортаж в объеме от 1 500 знаков, фотографии (не менее 10 фотографий) со сроком сдачи не позднее 19.00 часов 23 января 2021 года о проходящих в городе Хабаровске народных гуляниях, шествиях, акциях протеста, указанные выводы не опровергает.
В силу статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ участником публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Действия Кукушкина М.В. в ходе всего публичного мероприятия 23 января 2021 года были характерными для участника публичного мероприятия, а не журналиста, выполняющего задание средства массовой информации по поиску, получению, фиксации информации для такого издания.
Кроме того, журналист, присутствуя на публичном мероприятии, должен следовать установленным Федеральным законом № 54-ФЗ обязанностям и запретам, к которым в том числе относится обязанность выполнять законные требования сотрудников внутренних дел.
Указаниям сотрудников правопорядка прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии и разойтись Кукушкин М.В. не подчинялся, что свидетельствует о невыполнении им обязанностей, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ, которым должен следовать как участник публичного мероприятия, так и журналист.
При указанных обстоятельствах Кукушкин М.В. обоснованно признан участником публичного мероприятия, повлекшего создание помех движению пешеходов, и подвергнут административной ответственности, установленной частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, в связи с повторно допущенными нарушениями Федерального закона № 54-ФЗ.
Жалоба не содержит доводов, не проверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся решений. Несогласие заявителя с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 20 и пункта 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, правовая позиция Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в постановлении от 18 мая 2012 года № 12-П, допускают введение ограничений права на мирные собрания, если они установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, обеспечения должного признания, уважения и защиты прав и свобод других лиц, охраны здоровья, нравственности и удовлетворения требований морали.
Кукушкин М.В. реализовал свое право на участие в публичном мероприятии без учета ограничений, установленных федеральным законом, поэтому обоснованно привлечен к административной ответственности за нарушение установленного порядка его проведения. Незаконные действия Кукушкина М.В. были повторными.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 8 статьи 20.2 КоАП РФ, является справедливым и адекватным с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, обеспечивает достижение целей предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 25 января 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 5 марта 2021 года в отношении Кукушкина Максима Валерьевича по об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева